Более полная и обновлённая правовая База по статусу Крыма размещена тут > > >


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Верховного Совета Российской Федерации

О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году

Верховный Совет Российской Федерации

постановляет:

1. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР" как принятое с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры признать не имевшим юридической силы с момента принятия.

2. Ввиду конституирования последующим законодательством РСФСР данного факта и заключения между Украиной и Россией двустороннего договора от 19 ноября 1990 года, в котором стороны отказываются от территориальных притязаний, и закрепления данного принципа в договорах и соглашениях между государствами СНГ, считать необходимым урегулирование вопроса о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма и на основе волеизъявления его населения.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации
Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Москва, Дом Советов России
21 мая 1992 года №2809-1


На следующий день Верховный Совет Российской Федерации выступает с соответствующим разъяснением по этому поводу:

ЗАЯВЛЕНИЕ
ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
ВЕРХОВНОМУ СОВЕТУ УКРАИНЫ

Многоуважаемые друзья! Коллеги!

В последний период мы с большой тревогой следим за развитием политических процессов, препятствующих сближению наших народов и государств на основе подлинного равноправия, уважения принципов, заложенных в нашем двустороннем договоре от 19 ноября 1990 года, договорах и соглашениях, принятых в рамках Содружества Независимых Государств. В российском обществе стали появляться сомнения в отношении истинности намерений некоторых учредителей СНГ, которые, провозгласив, с одной стороны, благородные цели создания подлинного Содружества Независимых Государств на основе равноправия, гармоничного решения вопросов, жизненно важных для всех народов Содружества, с другой стороны, получив реальную политическую самостоятельность, стремятся развалить это Содружество, ставя свои индивидуальные интересы выше интересов и принципов, провозглашенных соглашением о создании Содружества Независимых Государств.

Болезненные раны нашим отношениям нанесены односторонними попытками искусственно расчленить Вооруженные Силы, борьбой за Военно-Морской Флот, недружественными высказываниями на различных международных форумах.

Все это причиняет ущерб в целом мировому сообществу, которому порой трудно понять действия руководства некоторых стран СНГ, не совсем адекватно осознающих в условиях ухудшения экономического положения своих государств и народов истинные реалии и очевидную приоритетность задач восстановления и развития прерванных хозяйственных производственных связей и ущемляющих права проживающих на их территориях представителей русского народа, других наций и народностей, исторически связанных с Россией.

Сейчас в России ширится и укрепляется общественное мнение о принятии эффективных мер по защите государственных интересов Российской Федерации, выдвигаются требования о правовой оценке решений, связанных с передачей Россией Украине Крыма.

Вынося сегодня этот вопрос на заседание Верховного Совета Российской Федерации, мы ни в коем случае не преследуем задачу выдвижения каких-либо территориальных претензий к Украине, братскому украинскому народу. Задача в другом — сказать о реальном крайне неблагополучном состоянии дел с самом Содружестве. Привлечь внимание общественности каждой из стран СНГ к реальной политике своих правительств, деятельность которых зачастую не учитывает стремления всех народов жить в мире и согласии с народами бывшего Советского Союза. Интересам народов отвечает всемерное укрепление Содружества и развитие интернациональных процессов.

Оставаясь приверженной принципу неприкосновенности границ, существующих в рамках СНГ, в том числе между Российской Федерацией и Украиной, Россия намерена строго придерживаться основополагающих принципов Устава ООН, СБСЕ, равно как и положений Минского соглашения о создании СНГ и Алма-Атинской декларации.

Верховный Совет Российской Федерации исходит из того, что диалог по данному вопросу должен развиваться цивилизованно, вести к поискам взаимопонимания, а не к обострению отношений в рамках Содружества и расшатыванию его устоев.

В настоящий момент всем, кому дороги идеалы демократии и справедливости, необходимо проявить в отношении Крыма мудрость, ответственность и сдержанность, обеспечить строгое соблюдение прав всего населения Крыма, в том числе крымскотатарского народа.

Верховный Совет Российской Федерации обращается к президенту Украины, Верховному Совету Украины с призывом воздержаться от каких-либо действий, направленных на подавление свободного волеизъявления населения Крыма, имеющего, в соответствии с международными нормами, полное право самостоятельно определить свою судьбу.

Верховный Совет России от имени российских народов подтверждает свои дружеские чувства народам братской Украины, выражает надежду, что наш голос будет услышан, и все вопросы российско-украинских отношений будут решаться мирным путем политических переговоров с целью достижения справедливых договоренностей, отвечающих интересам сторон и способствующих миру и согласию. Верховный Совет надеется, что такой же подход будет проявлен и со стороны Украины и ее высших органов власти.

22 мая 1992 г.


Назад в "Законы"
Сайт создан в системе uCoz