Заявления украинских политиков относительно государственных преобразований за чередой майских праздников прошли, в общем, почти незаметно для общества. Хотя речь идет ни много ни мало — о новой идеологии нашей страны.
В частности, вице-премьер Украины по вопросам региональной политики Виктор Тихонов публично выступил за федерализацию государства.
Виктор Тихонов, вице-премьер Украины по вопросам региональной политики, заявление от 28 апреля 2010 г.:
«Я убежденный приверженец идеи децентрализации власти, и практика показала — нынешняя унитарная модель Украины не отвечает современной задаче. Сколько бы мы ни говорили о стремлении встать в один ряд с развитыми странами Европы, если не будем ничего менять, то вряд ли достигнем положительных сдвигов».
Заместитель главы президентской Администрации Анна Герман поддержала эту мысль: мол, децентрализация — новая украинская идеология и она будет построена на принципах широкой автономии регионов и глубокой административной реформы. При этом дав оценку идеологическим постулатам прежней власти — дескать, предшественники пытались консолидировать общество вокруг национальной идеи, выстроенной только на трагедиях украинского народа.
Анна Герман, заместитель главы Администрации президента, 3 мая 2010 г.:
«Национальная идея Украины может быть реализована только при условии всеобщей толерантности и отсутствия пропаганды ценностей определенных регионов в тех частях страны, где эти ценности являются неприемлемыми. Это должно обеспечиваться новой идеологией, основанной на принципах широкой культурной автономии регионов с правом выбирать тот язык общения, который отвечает потребностям большинства его жителей, ставить памятники тем героям, память о которых живет в их сердцах».
Иначе говоря: хотят национально обиженные украинцы писать иконы с ликом Степана Бандеры — Бог им судья, но не стоит эту инициативу распространять, скажем, на Крым или Донбасс.
Можно вспомнить, например, и знаменитые Северодонецкие съезды элит восточной и южной Украины 2004 и 2008 годов, проходившие под эгидой Партии регионов («оранжевые», захватившие тогда власть в стране, окрестили эти мероприятия «сборищем сепаратистов», но конструктивной критики не было — только откровенное злопыхательство). Уже тогда говорилось о том, что результаты почти всех избирательных кампаний и опросов свидетельствуют о реальном существовании регионального деления и существенных отличий между административно-территориальными единицами в Украине. А унитаризм страны, хотя и закреплен второй статьей Конституции, больше всего соответствует именно тем, кого мы. называем «украинизаторами» (то есть сторонниками ведения политики создания единой украиноязычной нации на всей территории Украины).
- |
Если же отследить заявления нынешнего украинского президента, то можно заметить, что мысль о федерализации государства им высказывалась неоднократно.
Кстати, здесь стоит вернуться к вышеупомянутым злопыхателям, то есть к нынешней оппозиции. Многие украинские национал-патриоты, выступающие против федерации, основным аргументом выдвигают то, что у Украины нет предпосылок для такого устройства. На самом деле даже поверхностный анализ зарубежных стран с федеральным устройством опровергает этот странный тезис и показывает: даже страны с более однородным населением успешно развиваются в рамках федеративного государства. А утверждать то, что украинский народ имеет одинаковый менталитет и одинаковое национальное самосознание — это либо проявлять крайнее невежество, либо говорить неправду. И вывод отсюда напрашивается следующий: унитарная структура государства нужна националистам именно для того, чтобы перестроить жизнь общества по своим, достаточно утопичным, принципам.
Что же такое федерация регионов? Можно рассмотреть это на примере, скажем, жильцов-соседей. Сейчас всё большее распространение получают так называемые общества совладельцев многоквартирных домов, где каждая квартира для хозяев — своя «крепость» с особым внутренним уставом, семейными ценностями, традициями и бюджетом. Но при этом граждане проживают под одной крышей и общие коммунальные вопросы решают под руководством выборного домового комитета, который, в свою очередь, взаимодействует с коммунальными службами города. Если все звенья этой цепочки взаимодействуют нормально, то и дом в порядке, и в каждой отдельной квартире — мир.
Но существует и научное определение федеральной системы государственного устройства: форма организации правительственной и правовой систем, при которой центральное общенациональное правительство распределяет власть между областями или отдельными землями, каждая из которых является суверенной в своих правах. Также, традиционно, при федерализме каждый из уровней управления имеет право принимать окончательное решение по определенному конкретному кругу вопросов. Вместе с тем федерация — это единое, целостное государство с общими вооруженными силами, денежной единицей, финансовой и налоговой системами.
«Киевоцентричная модель распределения бюджетных средств, согласно которой все финансовые ресурсы из регионов сначала направляются в Киев, а потом уже распределяются из Киева, приводит к тому, что в регионах нет особой заинтересованности в экономическом развитии территории».
Но какой предполагают видеть гипотетическую Федеративную республику Украина сторонники децентрализации власти? Федеративная модель может состоять из пяти-семи субъектов федерации, каждый из которых имел бы собственный однопалатный парламент, избранный населением, и исполнительный орган — правительство, сформированное парламентом субъекта федерации. При этом центральное федеральное правительство через своих министров будет осуществлять только контроль за деятельностью местной власти.
К компетенции же центрального федерального правительства Украины могут быть отнесены: гражданство; внешняя политика; судебная и правоохранительная системы; банковская система и валютная политика; координация в использовании стратегических ресурсов; ядерная энергетика; оборонная сфера; космические исследования; связь; национальная безопасность.
Можно привести и исторические примеры федеративного государственного устройства. Так, древнейшая в мире федерация — Швейцария имеет в своем составе франкоязычные, немецкоязычные и итало-язычные кантоны (субъекты федерации). Из 26 кантонов только один италоязычный, но это не мешает швейцарцам иметь три государственных языка (немецкий, французский, итальянский соответственно) и пользоваться еще ретороманским, который, хотя и не является государственным языком, тем не менее не запрещен для использования во всех сферах общественной жизни. Однако, наверное, самым показательным примером федерации для Украины может быть Бельгия. Эта западноевропейская страна делится на две части — фламандскую и валлонскую. Образованию федерации предшествовал сложный путь взаимных оскорблений и непримиримых споров между валлонами и фламандцами. Поэтому единственным бескровным вариантом сохранения целостности страны была постепенная перестройка ее на федеративных началах.
Впрочем, переформатирование Украины — дело не одного месяца. И украинское правительство пока не форсирует события, не ставит целью в первую очередь уничтожить уже созданное, существующее. К тому же такая реформа не может быть проведена без внесения соответствующих изменений в Конституцию, а для этого необходимо провести всенародный референдум. Да и государственный бюджет, принятый Верховной Радой несколько недель назад, является «централизованным» и не содержит никаких уступок, позволяющих органам местного самоуправления распоряжаться финансами регионов. Так что если президент Янукович и даст добро на федерализацию Украины, то произойдет это не в нынешнем году.