С изменениями и дополнениями внесёнными Законами Республики Крым от 07.09.1994 г. №160-1 и от 05.10.1994 г. №204-1, "Ведомости ВС Крыма", №4, ст.228
1. Республика Крым является правовым, демократическим государством. На своей территории Республика обладает верховным правом в отношении природных богатств, материальных, культурных и духовных ценностей, осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории.
2. Республика в лице ее государственных органов и должностных лиц осуществляет на своей территории все полномочия за исключением тех, которые она добровольно делегирует Украине.
3. Компетенция Республики Крым устанавливается Конституционным Законом Республики.
1. Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, который составляют граждане Республики Крым всех национальностей.
2. Народ осуществляет государственную власть в пределах и формах, установленных законами, путем выборной и судебной власти.
3. Никем из общества, будь то политическая партия или иное общественное объединение либо отдельное лицо, государственная власть не может быть монополизирована и осуществлена против прав граждан, их свободы и блага. Всякая узурпация власти антиконституционна и является посягательством на демократию и суверенитет народа.
1. Настоящая Конституция и законы Республики Крым признают приоритет естественных и неотъемлемых прав и свобод человека, гарантируют их неприкосновенность и защиту.
2. Все государственные органы, учреждения и должностные лица Республики служат человеку и обществу, ответственны перед ними и им подконтрольны.
3. Граждане ответственны перед государством за соблюдение Конституции и законов Республики.
1. Конституция Республики Крым является Основным Законом гражданского общества и государства, обладает верховенством и высшей юридической силой. Прямое действие ее норм и предписаний обеспечивается государством.
2. Законы, иные государственные акты, противоречащие Конституции Республики, не имеют юридической силы.
3. Законы, иные нормативные правовые акты, не обнародованные в установленном порядке для всеобщего ознакомления, не обязывают граждан Республики Крым к их исполнению. В отношении прав и законных интересов граждан такие акты не должны применяться.
4. Общепризнанные принципы и нормы межгосударственного права являются составной частью правовой системы Республики, имеют приоритет перед ее законами, порождают права и обязанности для лиц, проживающих либо временно находящихся на территории Республики Крым.
1. Организация и деятельность государственных органов Республики Крым основаны на разделении властей: законодательной, исполнительной, судебной; на разграничении полномочий между органами государственной власти, территориального и местного самоуправления.
2. Законодательная, исполнительная и судебная власти связаны Конституцией и Законами Республики в пределах своих полномочий действуют самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.
3. Действия, нарушающие условия разделения властей, недопустимы и признаются антиконституционными.
1. Официальным языком делопроизводства является русский язык. Государственными языками в Республике Крым являются крымско-татарский, русский и украинский языки.
2. Гражданам, проживающим в Республике Крым гарантируется право пользоваться родным или любым иным языком, свободно выбирать язык обучения и воспитания.
1. Территория Республики Крым является неприкосновенной и не может быть изменена без ее согласия.
2. Территориальными единицами в Республике являются: село, поселок городского типа, город, район. Порядок их образования и виды определяются законом Республики.
3. Особый правовой статус городов, иных территориальных единиц устанавливается специальным законодательством Республики Крым.
Особый статус города Севастополя как неотъемлемой части Крыма определяется соответствующими законодательными актами Республики и не может быть изменен без согласия его граждан. Отношения между Верховным Советом и Правительством Крыма с Севастопольским городским Советом и администрацией строятся на основе договора.
В целях удовлетворения национально-культурных, языковых и духовных потребностей граждан в местах компактного проживания национальных и этнических групп по волеизъявлению большинства граждан данной местности могут быть образованы соответствующие национальные территориальные единицы. Порядок их образования и статус определяется законом Республики Крым.
Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе Договора и соглашений.
Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах; строит свои взаимоотношения с ними на началах равенства, уважения суверенитета, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела, разрешения споров исключительно мирными средствами, добросовестного выполнения взаимных обязательств.
1. Республика Крым имеет свой государственный герб, флаг и гимн. Их описание, а также порядок использования устанавливаются конституционным законом Республики. > > >
2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и граждане должны уважать государственные символы Республики Крым.
Столицей Республики Крым является город Симферополь. Его правовой статус определяется специальным законом Республики.
1. Каждый человек независимо от национальной, религиозной или какой-либо иной принадлежности свободен и равен в своих правах и достоинстве со всеми людьми.
2. Каждому человеку принадлежат естественные и неотчуждаемые права и свободы от рождения. Эти права и свободы ненарушимы и составляют основу всех других прав и свобод человека и гражданина, основу всякого человеческого сообщества, мира и справедливости.
1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина устанавливаются и изменяются Конституцией и законами Республики.
2. Перечисление в настоящей Конституции определенных прав и свобод не может быть использовано для умаления других прав и свобод человека и гражданина.
Гражданам Республики Крым гарантируется равенство в осуществлении конституционных прав и свобод независимо от происхождения, расы, социального и имущественного положения, языка, национальности, образования, отношения к религии, убеждений, партийной принадлежности, понесенного ранее уголовного наказания и других обстоятельств.
Осуществление прав и свобод не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, наций и социальных групп, а также не должно быть направлено на причинение вреда окружающей природной среде, насильственное изменение конституционного строя Республики.
1. Гражданство Республики Крым приобретается, сохраняется и утрачивается в соответствии с законом Республики Крым.
2. В соответствии с законодательством и по взаимному соглашению Республики Крым с другими государствами ее граждане могут иметь право на двойное гражданство.
1. Гражданин Республики Крым не может быть лишен гражданства и права на выход из него, а также выслан за пределы Республики.
2. Гражданам Республики Крым, находящимся за ее пределами, обеспечивается защита их прав и законных интересов.
1. Иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории Республики, гарантируются права и свободы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами и соглашениями, заключенными Республикой Крым с другими государствами, а также в соответствии с ее Конституцией и законами.
2. В установленном законом порядке иностранцам и лицам без гражданства может быть предоставлено убежище.
3. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Крым, обязаны уважать и соблюдать ее Конституцию и законы.
1. Каждый человек имеет неотъемлемое право на жизнь. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
2. Государство охраняет и защищает жизнь человека от каких бы то ни было противоправных посягательств.
1. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
2. Никто не может быть арестован и содержаться под стражей не иначе как только в соответствии с законом и на основании судебного решения или с санкции Прокурора.
3. Санкция Прокурора на арест может быть обжалована в суд арестованным, законным представителем несовершеннолетнего или защитником.
4. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому и унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию, а также не должен без его согласия подвергаться медицинским или научным опытам и экспериментам.
Каждому человеку гарантируется неприкосновенность жилища. Запрещается без законных оснований входить в жилище, производить в нем обыск и осмотр против воли проживающих в жилище лиц или каким-либо другим способом нарушить его неприкосновенность.
Каждому гарантируется тайна переписки, телефонных разговоров, телеграфной и иной личной корреспонденции.
Гражданам Республики Крым в пределах ее территории гарантируется свобода передвижения и выбора места жительства а также право добровольно выезжать из Республики в другие государства и возвращаться в нее.
1. Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его частную жизнь.
2. Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации частного характера без согласия лица и при условии, если такие действия могут причинить вред нравственному состоянию общества.
Гражданам Республики Крым гарантируется свобода слова, беспрепятственное распространение в устной, письменной или иной форме своих взглядов и убеждений. Никто не может преследоваться за свои убеждения.
Государственные органы, общественные объединения и должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документацией, решениями, а также иными материалами, затрагивающими его права и законные интересы.
Государство признает и гарантирует свободу совести, вероисповедания и религиозной деятельности как неотъемлемые права человека и гражданина.
Каждому гарантируется свобода добровольно и без какого-либо принуждения определять и указывать свою национальную принадлежность, право сообщать о своей национальности или воздерживаться от такого сообщения.
Граждане Республики Крым имеют право на участие в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через избранных ими представителей. Такое право обеспечивается выборностью органов государственной власти, территориального и местного самоуправления, референдумами, иными институтами и формами демократии.
1. Государство признает и гарантирует право граждан на общественные объединения.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение равно как ограничен в правах за принадлежность либо непринадлежность к политической партии или иному общественному объединению.
1. Государством признается и обеспечивается право граждан собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги, уличные шествия и демонстрации.
2. Запрет на осуществление этого права допускается только в случаях, установленных законом. Такой запрет может быть оспорен в судебном порядке.
Граждане имеют право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам и в установленный законом срок получать на них мотивированные ответы.
1. Признается и гарантируется право граждан на получение от государственных органов, общественных объединений и должностных лиц, а также на свободное распространение достоверной информации по вопросам, затрагивающим права, законные интересы и обязанности граждан, других лиц.
2. Гражданам гарантируется судебная защита права на опровержение обнародованной неправдивой информации, которая причиняет вред их интересам и достоинству, а также на восстановление или компенсацию морального и материального ущерба, нанесенного такой информацией.
Каждый гражданин имеет право равного доступа к занятию любой должности в государственных органах, общественных объединениях, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях.
1. Каждому гарантируется экономическая свобода осуществляемая посредством права быть собственником, права свободного предпринимательства и права на свободный труд.
2. Признается и гарантируется право частной собственности, включая возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, а также иными объектами собственности как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Неприкосновенность собственности, приобретенной на законных основаниях, и право наследования гарантируются законом.
1. Каждый имеет право на труд, то есть, на свободное распоряжение своими способностями к труду, свободный выбор профессии, рода занятий и места работы в соответствии со своим призванием, способностями и профессиональной подготовкой.
2. В случаях временной незанятости по независимым от гражданина причинам ему обеспечивается право на материальную поддержку, пособие по безработице.
3. Каждый человек без какой-либо дискриминации имеет право на равную оплату за равный труд.
Каждый, кто работает, имеет право на вознаграждение, которое не может быть ниже официально установленного минимального уровня заработной платы.
Граждане имеют право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены. Обеспечивается охрана труда женщины в период беременности и после родов, труда несовершеннолетних, лиц с ограниченной трудоспособностью, а также лиц, занятых на особо тяжелых работах или работающих на производствах, вредных для здоровья, либо опасных для жизни.
Принудительный труд запрещается. Не признается в качестве принудительного труда работа или служба, выполняемая военнослужащими исключительно в военных целях, работа или служба, требуемая от какого-либо лица в соответствии с Законом о чрезвычайном положении.
1. Признается право на забастовку, то есть, на полное или частичное приостановление работы предприятия, учреждения или организации как средство разрешения коллективного трудового спора, защиты экономических и социальных интересов трудящихся.
2. Забастовка не допускается, если она может создать угрозу жизни и здоровью людей, или дестабилизировать функционирование служб, обеспечивающих нормальную жизнедеятельность общества.
Каждому гарантируется отдых и свободное от работы время. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальный еженедельный отдых, минимальный оплачиваемый периодический отпуск, а также иные социально-значимые условия осуществления права на отдых и гарантии труда по найму определяются законом.
В Республике Крым каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, обеспечиваемого квалифицированным медицинским обслуживанием, экономическими и социальными гарантиями общества и государства.
1. Граждане Республики Крым имеют право на экологически безопасную для их жизни и здоровья окружающую природную среду, продукты питания и предметы повседневного спроса.
2. Это право обеспечивается экологическим контролем в соответствии с установленными требованиями и стандартом.
3. Граждане имеют право на возмещение убытков и вреда, причиненных их здоровью или имуществу экологическими и другими нарушениями законодательства и стандарта.
1. Граждане имеют право на жилище. Они могут приобретать собственность или постоянно пользоваться благоустроенным жилищем в домах государственного, общественного, либо индивидуального жилищного фонда.
2. Государство гарантирует бесплатное, или на льготных условиях предоставление благоустроенного жилья лицам, нуждающимся в особой социальной и правовой защите общества.
3. Никто не может быть лишен жилья без законных оснований.
Граждане Республики имеют право на образование. Обязательное образование обеспечивается государством и является бесплатным. Среднее, техническое, профессиональное и высшее образование является общедоступным для всех в соответствии со способностями каждого гражданина.
Граждане имеют право свободно участвовать в культурной жизни общества. Свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, право на интеллектуальную собственность, а также авторские права, моральные и материальные интересы граждан охраняются Законом.
В Республике гарантируется свободное развитие и взаимообогащение культур всех национальностей, обеспечиваются равные возможности и благоприятные условия для сохранения и развития духовности, языков, традиций и обычаев всех народов и национальных меньшинств. Государство оказывает поддержку деятельности национальных обществ, включая национально-культурные центры и другие, не противоречащие настоящей Конституции и Законам, национальные объединения граждан.
1. Граждане Республики Крым имеют право на материальное обеспечение в старости, в связи с болезнью, полной или частичной потерей трудоспособности, потерей кормильца, а также в случаях отсутствия, потери или уменьшения средств к существованию по независимым от гражданина причинам. Пенсии и иные виды социальной помощи государства и общества должны обеспечивать достойный человека уровень жизни.
2. Государство обязано защищать престарелых граждан и инвалидов, оказывать им материальную, финансовую и другую помощь в преодолении социальной изоляции, предоставлять возможности для посильного участия их в общественно-полезной деятельности.
1. Права и свободы граждан, установленные настоящей Конституцией, не могут быть отменены. Государство, его органы и должностные лица обязаны обеспечивать всем гражданам равные возможности для реализации этих прав, а также равную охрану и защиту их законами.
2. Осуществление прав и свобод граждан может быть ограничено исключительно только в интересах обеспечения общественной безопасности, конституционной законности, жизни и здоровья населения, а также прав и свобод других лиц.
3. Временное ограничение прав и свобод граждан допускается только в случаях введения карантина, военного или чрезвычайного положения в порядке н пределах, предусмотренных Законом. При этом не могут быть нарушены достоинства, право на жизнь и личную неприкосновенность граждан.
1. Все права и свободы граждан подлежат судебной защите.
2. Признается право граждан на обжалование в суд решений и действий государственных органов и общественных объединений, органов самоуправления и должностных лиц. Жалобы должны быть рассмотрены в порядке и в сроки, установленное законом.
3. Гражданам гарантируется право на возмещение морального вреда и материального ущерба, причиненных незаконными действиями государственных органов, общественных объединений, органов самоуправления и должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей.
Действия принципа презумпции невиновности при рассмотрении в суде каких-бы то ни было обвинений граждан в соответствии с общепризнанными нормами международного права гарантируется законами государства.
2. Обвинение является незаконным, если оно основано на доказательствах, полученных противоправным путем или средствами.
3. Никто не должен отвечать за одно и то же правонарушение дважды.
4. Осужденный обладает всеми упомянутыми в настоящей Конституции правами человека, кроме тех, которые ограничены Законом, или обвинительным приговором суда.
Закон, ухудшающий правовое положение гражданина, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за действия или бездействия, которые на время их совершения не признавались правонарушениями. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
1. Гражданам гарантируется право на получение и пользование квалифицированной юридической помощью.
2. Признается право граждан самостоятельно, законными средствами защищать свою жизнь, права и свободы от каких бы то ни было противоправных посягательств других лиц.
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, супруга (супруги), других членов семьи, а также близких родственников. Духовные руководители религиозных общин не обязаны свидетельствовать против единоверцев, оказывающих им доверие.
Никто не обязан выполнять заведомо или явно преступный приказ либо распоряжение. Их выполнение на территории Республики Крым не освобождает от юридической ответственности за наступившие последствия.
Граждане Республики не могут быть привлечены к ответственности за неисполнение законов, иных правовых актов, если они не опубликованы в установленном порядке, либо не обнародованы иными предусмотренными способами для ознакомления с ними.
1. На территории Республики Крым государственный контроль за соблюдением условий реализации прав и свобод человека и гражданина настоящей Конституцией возлагается на Уполномоченного Верховного Совета Крыма по правам человека – народного правозащитника.
2. Статус и порядок деятельности народного правозащитника определяется конституционным законом.
Граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Крым, уважать права, свободы и достоинство других лиц и народов.
1. Каждый обязан заботиться о своем здоровье, 6 здоровье своих близких и народов.
2. Граждане обязаны беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранении духовного, исторического и культурного достояния всех народов и национальных меньшинств.
Граждане Республики обязаны: платить государственные налоги в порядке и размерах, установленных законом.
Защита государственного суверенитета, единства и территориальной целостности Республики Крым является обязанностью каждого ее гражданина.
Обязанности, предусмотренные статьями 59, 60, 61, настоящей Конституции, в установленных законами пределах, распространяются на всех лиц, находящихся на территории Республики Крым.
1. Семья является естественной и основной ячейкой общества, охраняется Конституцией и Законами Республики.
2. Государство и общество обязаны оказывать всемерное содействие, материальную и финансовую поддержку семье, материнству и детству.
1. Женщины и мужчины независимо от расы, национальности, религиозной принадлежности, социального и имущественного положения имеют равное право вступать в брак и создавать семью.
2. Брак может быть заключен только при свободном, равноправном и полном согласии вступающих в него женщины и мужчины.
1. Все дети имеют одинаковые права и равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния их родителей.
2. Никто не может использовать детей в политических целях, решении социальных, национальных и иных конфликтов, либо манипулировать жизнью, здоровьем, сознанием детей для достижения корыстных и иных целей.
3. Дети представляют собой общечеловеческую ценность, будущее всего народа.
1. Родители обязаны содержать детей, рожденных как в браке, так и вне брака, до их совершеннолетия. В соответствии с законом они несут ответственность перед обществом и государством за здоровье, воспитание и материальное обеспечение своих несовершеннолетних детей.
2. Все заботы по содержанию, образованию и воспитанию детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, берут на себя государство и общество. Государство поощряет благотворительную деятельность организаций и частных лиц по отношению к этим детям.
Признается право родителей несовершеннолетних детей или их законных опекунов избирать в соответствии со своими убеждениями формы и характер воспитания, а также образования при условии, что осуществление такого права не противоречит нравственности и требованиям закона.
Совершеннолетние дети обязаны заботиться о своих родителях. Условия и порядок выполнения этой обязанности определяются законом.
1. Собственность есть принадлежащее лицам на основе права и закона имущество, а также результаты интеллектуального труда граждан и их объединений.
2. Социальная ориентация собственности обязывает каждого, кто ее имеет, использовать ее для экономического и культурного прогресса общества. Использование собственности не должно ухудшать жизненный уровень народа, ущемлять права, свободы к достоинства человека, законные интересы граждан Республики.
1. Настоящей Конституцией и Законами Республики Крым признаются и гарантируются частная, коллективная, муниципальная, государственная иные формы собственности.
2. Все собственники юридически равноправны и пользуются равной защитой Закона. Каждый из них вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему собственностью;
3. Право собственности приобретается всеми, кто может его иметь, на равных основаниях. Содержание, пределы осуществления и наследование права собственности определяются Законом.
1. Неприкосновенность собственности гарантируется и охраняется настоящей Конституцией и Законами Республики.
2. Принудительное отчуждение имущества по мотивам общественной пользы или необходимости допускается в исключительных случаях и лишь при соблюдении установленных Законом условий и порядка, с вознаграждением собственника за понимание такой меры и причиненные ею неудобства, а также полной компенсации неполученной выгоды от использования принадлежащего ему имущества.
Формы собственности на землю, включая частную, коллективную и государственную, их правовой режим, основания приобретения и способы осуществления определяются Конституционным Законом.
1. Недра, воды, леса, растительный и животный мир, воздушное пространство, рекреационные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории и континентального шельфа Республики — являются достоянием народа Крыма и посредством права государственной собственности на эти объекты используются исключительно в его интересах.
2. В соответствии с Законами граждане Республики для удовлетворения своих потребностей имеют право пользоваться природными объектами.
Объектами права собственности граждан Республики и их объединений может быть любое имущество производственного и потребительского назначения, за исключением предусмотренных Законом, а также объекты интеллектуальной собственности.
На территории Республики признается и гарантируется собственность других государств, юридических лиц, иностранных граждан, международных организаций, лиц без гражданства.
1. Государство признает и гарантирует свободу предпринимательства и поддерживает его социально-полезную ориентацию.
2. Право на предпринимательство имеют отдельные граждане и их объединения, государственные предприятия и предприятия органов местного самоуправления, другие лица, кроме тех, кому занятие предпринимательской деятельностью запрещено Законом.
3. На территории Республики признается и гарантируется предпринимательская деятельность иностранных организаций и граждан на условиях, определяемых Законом и договорами.
Запрещается монопольная деятельность, направленная на недопущение, ограничение или устранение свободной и добросовестной конкуренции, что является злоупотреблением доминирующим положением на рынке.
Лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью на территории Республики, в установленном Законом порядке вносят плату за использование земли, природных и трудовых ресурсов, отчисления по социальному страхованию, уплачивают налоги в государственный и местный бюджеты.
Какое-либо вмешательство государственных органов и должностных лиц в хозяйственную деятельность предпринимателей за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом, не допускается.
Общество и государство гарантируют права и защищают законные интересы потребителей.
Государство, его органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечивать и постоянно заботиться об экологической безопасности граждан, осуществлять при этом экологическую политику, направленную на сохранение и оздоровление окружающей природной среды, охрану и рациональное использование природных ресурсов, восстановление и сохранение генетического фонда всей живой природы на территории Республики.
1. В Республике Крым осуществляется государственная, общественная и другие виды экологической экспертизы.
2. Проведение экологической экспертизы является обязательным в процессе законодательной, инвестиционной, хозяйственной и другой деятельности, влияющей на состояние окружающей природной среды.
3. Порядок проведения экологической экспертизы определяется Законом.
В Республике особой правовой защите подлежат уникальные природные комплексы, включая природно-заповедный фонд, курортные, рекреационные, лечебно-оздоровительные, водозащитные и иные типы территорий и объектов, статус которых определяется Законом.
Отдельные территории Республики в предусмотренных Законом случаях могут быть объявлены зонами экологического бедствия, повышенной экологической опасности, либо отнесены к иным категориям зон, где сложилась чрезвычайная экологическая ситуация.
1. Охрана здоровья народа является обязанностью государства. С этой целью им обеспечиваются все необходимые условия для эффективного и равнодоступного медицинского обслуживания граждан, справедливого сочетания платного и бесплатного видов оказания медицинской помощи населению, профессиональной и народной медицины.
2. Охране здоровья матери и детей государство, все его органы й должностные лица оказывают особое внимание и всемерное содействие.
1. В Республике охрана здоровья обеспечивается системой законодательных, социально-экономических и медико-санитарных мер, включая проведение оздоровительных и профилактических мероприятий, развитие государственных и частных учреждений, организаций и предприятий медицинской науки и промышленности, подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере охраны здоровья.
2. Охрана здоровья граждан является обязанностью государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, профсоюзов и других общественных объединений граждан.
Государство обеспечивает условия культурного и духовного развития граждан, гарантирует всем национальностям и народам, проживающим на территории Республики Крым, права свободного национально-культурного развития.
1. В Республике Крым образование признается приоритетной сферой жизнедеятельности общества и его развития.
2. Каждому гарантируется равенство условий и возможностей для полной реализации им своих способностей и таланта, доступность всех форм образования и связанных с ним услуг.
Государственная система образования независима от политических партий, иных общественных объединений и религиозных организаций, носит светский характер.
1. Признается право на учреждение частных (негосударственных) учебных и воспитательных заведений. Цели, организация и деятельность таких заведений не должны противоречить нравственности и требованиям Закона.
2. Государство обязано создавать благоприятные условия и возможности, обеспечивающие нормальное существование и прогресс в развитии всех форм и видов образования, а также своевременно оказывать им необходимую материальную, техническую и финансовую помощь.
Утверждение отношений взаимоуважения, сотрудничества и взаимопонимания между гражданами разных национальностей, социальных групп и религиозных общин является обязанностью всех учреждений, организаций и лиц, осуществляющих воспитательную деятельность в Республике Крым.
Общественные объединения, то есть, политические партии, массовые движения, профессиональные союзы, добровольные общества, фонды и другие объединения граждан, не ставящие целью извлечение прибыли, создаются для совместной реализации прав, свобод и законных интересов.
1. Общественные объединения содействуют формированию политической воли народа, участвуют в выборах Президента Республики, Верховного Совета Крыма и органов местного самоуправления, оказывают влияние на проводимую государством политику.
2. Условия образования, правила финансирования и отчетности, а также ограничения, прекращения и запрета деятельности общественных объединений определяется Законом.
1. Государство создает равные возможности для деятельности общественных объединений и гарантирует условия для выполнения ими своих уставных задач.
2. Государство не вмешивается в деятельность общественных объединений.
3. Государство предоставляет материальную и финансовую помощь молодежным и детским организациям, организациям инвалидов и ветеранов, а также обеспечивает проведение в отношении их льготной налоговой политики.
1. Профессиональные союзы в предусмотренном законом и их Уставами порядке представляют и защищают социально-экономические права и интересы трудящихся во взаимоотношениях с государством, его хозяйственными и иными органами управления, а также собственниками предприятий и их объединений.
2. Профессиональный союз не может обладать монополией на представительство всех работников.
3. Запрещается какое-либо вмешательство в правомерную деятельность профсоюзов. Должностные лица, препятствующие законной деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с Законом.
1. Религия и религиозные объединения отделены от государства.
2. Все религии, вероисповедания и религиозные объединения равны перед законом. Установление каких-либо преимуществ, либо ограничение одной религией, вероисповедания или религиозного объединения в отношении других — не допускается.
3. Деятельность и статус религиозных объединений определяется Законом.
Религиозные объединения для осуществления религиозного образования детей и взрослых граждан создают соответствующие учебные заведения, используя в этих целях свои помещения или те, которые предоставляются им в пользование другими лицами,
1. В Республике свобода печати, иных средств массовой информации — гарантируется.
2. Цензура средств массовой информации не допускается.
1. Право на учреждение средств массовой информации принадлежит государственным органам, общественным объединения, национально-культурным обществам, профсоюзам, гражданам Республики Крым, достигшим восемнадцати лет.
2. Порядок учреждения и правовой статус средств массовой информации определяется Законом.
3. Какая-либо монополизация средств массовой информации — не допускается.
Запрещается использование средств массовой информации для разглашения сведений, составляющих государственную или иную тайну, которая специально охраняется Законом, ослабления нравственного здоровья общества, а также призывов к насильственному свержению или изменению существующего конституционного строя, пропаганде войны, насилию и жестокости, разжиганию межнациональной розни, религиозной нетерпимости, социальной и классовой вражде, к нарушению территориальной целостности Крыма.
1. В Республике Крым государственная власть осуществляется органами законодательной, исполнительной и судебной власти.
2. Делегирование полномочий или функций от одной государственной власти к другой, равно как и принятие ими совместных решений, не допускается.
Высшими органами государственной власти в Республике Крым являются Верховный Совет Крыма (парламент), Президент Республики Крым, правительство, Конституционный Суд Крыма, Верховный Суд Крыма.
1. Законодательная власть в Республике Крым принадлежит Верховному Совету Крыма, на который народом и настоящей Конституцией возлагается принятие законов и осуществление парламентского контроля за деятельностью государственной исполнительной власти.
2. В случаях, предусмотренных данной Конституцией и законами Республики, законодательная власть может быть осуществлена в порядке общекрымского референдума.
1. Верховный Совет Крыма является однопалатным и состоит из депутатов, избираемых гражданами Республики Крым на четыре года на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании, определенном Законом о выборах депутатов.
2. Депутатом может быть гражданин Республики Крым не моложе двадцати одного года на день выборов.
3. Порядок выборов в Верховный Совет Крыма определяется Законом.
1. Верховный Совет является постоянно действующим органом и собирается на свое первое заседание на тридцатый день после выборов.
2. Полномочия Верховного Совета и его депутатов прекращаются с первым заседанием Верховного Совета.
1. Депутаты Верховного Совета представляют народ Крыма и ответственны перед своими избирателями.
2. Свои функции в Верховном Совете часть депутатов осуществляет на профессиональных началах. На время осуществления своих полномочий они освобождаются от выполнения каких-либо служебных или производственных обязанностей, связанных с предыдущим местом их работы. Депутаты Верховного Совета не могут заниматься предпринимательской деятельностью.
Депутаты Верховного Совета имеют право законодательной инициативы, право запроса к подконтрольным и подотчетным Верховному Совету организациям и должностным лицам, требовать от соответствующих государственных органов и должностных лиц официальную информацию, необходимую для выполнения депутатских полномочий, а также иные права, предусмотренные конституционным законом о статусе депутата Верховного Совета Крыма.
1. Депутаты Верховного Совета пользуются парламентской неприкосновенностью. Они не могут быть привлечены к уголовной ответственности, либо подвергнуты каким-либо другим мерам, ограничивающим их свободу и права, а также мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без предварительного согласия Верховного Совета.
2. Депутаты Верховного Совета не несут юридической ответственности за результаты голосования или выступление в Верховном Совете и его органах, если в таком выступлении не содержится клеветы или оскорбления других лиц. Они имеют право не свидетельствовать против лиц, давших им сведения о каких-либо фактах как депутатам Верховного Совета, а также сообщать об этих фактах.
3. Полномочия депутатов Верховного Совета, их права и свободы как граждан Республики не могут быть ограничены при введении военного или чрезвычайного положения.
4. Представление о лишении депутатов Верховного Совета парламентской неприкосновенности вносит в Верховный Совет Председатель Верховного Суда Крыма. Уголовное дело в отношении депутата Верховного Совета может быть возбуждено только Прокурором Крыма.
1. Полномочия депутата Верховного Совета прекращаются досрочно по решению Верховного Совета в случаях:
(1) избрания или назначения его на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий депутата Верховного Совета,
(2) личного заявления о сложении им полномочий,
(3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении депутата Верховного Совета,
(4) признания депутата Верховного Совета судом недееспособным или без вести отсутствующим,
(5) потери гражданства Республики Крым.
2. Решение Верховного Совета о досрочном лишении мандата депутата Верховного Совета может быть обжаловано в Конституционный Суд Крыма.
1. Верховный Совет рассматривает и решает все вопросы, за исключением тех, по которым решения могут быть приняты только общекрымским референдумом, судебной и государственной исполнительной властью.
2. К полномочиям, составляющим исключительную компетенцию Верховного Совета, относятся:
1) принятие Конституции, конституционных и иных законов Республики, внесение в них изменений и дополнений,
2) определение административного и территориального устройства, местное самоуправление,
3) определение внешнеэкономической политики,
4) бюджетная, финансово-кредитная, налоговая и инвестиционная политика,
5) организация и порядок проведения выборов и референдумов,
6) организация и деятельность Верховного Совета, определение правового статуса депутатов Верховного Совета,
7) определение порядка организации и деятельность органов государственной исполнительной власти,
8) определение порядка использования и защиты государственного флага, герба и гимна, правовой режим столицы Республики Крым,
9) избрание Председателя Верховного Совета и его заместителей,
10) образование Президиума Верховного Совета, постоянных комиссий, других рабочих органов Верховного Совета,
11) назначение по представлению Председателя Верховного Совета Крыма Премьер-министра Правительства Крыма; образование и ликвидация по предложению Премьер-министра Правительства Крыма министерств и центральных ведомств Республики, (с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
{первоначальная редакция: 11) назначение по представлению Президента Республики вице-премьера правительства, образование и ликвидация по предложению Президента министерств и центральных ведомств Республики}
12) дача согласия на назначение Премьер-министром высших должностных лиц органов государственной исполнительной власти, (с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
{первоначальная редакция: 12) дает согласие на назначение Президентом Республики высших должностных лиц органов государственной исполнительной власти}
13) избрание по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией и действующим законодательством судей Конституционного Суда Республики Крым, председателя и судей Верховного Суда Республики Крым, Председателя и членов Арбитражного Суда Крыма, судей районных (городских) судов (с изменениями, внесёнными Законом РК от 7.09.94 г.)
{первоначальная редакция: 13) избрание по представлению Президента Республики Председателя и членов Конституционного Суда Крыма, председателя и членов Верховного суда Крыма, Председателя и членов Арбитражного Суда Крыма, дает согласие Президенту на назначение Прокурора Республики}
14) освобождение от должности по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией и Законами, Президента Республики, Премьер-минимра Правительства Крыма, членов Конституционного Суда, членов Верховного Суда, членов Арбитражного Суда, (с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
{первоначальная редакция: 14) освобождение от должности по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией и Законами, Президента Республики, членов Конституционного Суда, членов Верховного Суда, членов Арбитражного Суда}
3. Иные полномочия, составляющие исключительную компетенцию Верховного Совета Крыма определяются настоящей Конституцией и Конституционными Законами Республики.
1. Верховный Совет Крыма осуществляет свою деятельность сессионно.
2. Сессии состоят из пленарных заседаний Верховного Совета, а также заседаний его постоянных и других комиссий.
3. Верховный Совет по представлению избранной им Мандатной комиссии принимает решения о признании полномочий избранных депутатов Верховного Совета, а в случаях нарушения Законодательства о выборах – о признании выборов депутатов недействительными.
1. Для осуществления своих полномочий Верховный Совет избирает Председателя и его заместителей.
2. Председатель Верховного Совета и его заместители избираются из числа депутатов Верховного Совета тайным голосованием сроком на четыре года и не более как на два срока подряд.
3. В случае ненадлежащего выполнения ими своих обязанностей или нарушения Конституции и Законов Республики они могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей Верховным Советом.
1. Председатель Верховного Совета Крыма:
1) осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Верховным Советом,
2) подписывает Постановления, принятые Верховным Советом и его Президиумом,
3) представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания на должность своих заместителей, председателей постоянных комиссий Верховного Совета и другие государственные должности, предусмотренные Конституцией Республики,
4) представляет Верховному Совету кандидатуру для назначения на должность Премьер-министра Правительства Крыма. (дополнено Законом РК от 5.10.94 г.)
2. Председатель Верховного Совета и его заместители имеют право беспрепятственного доступа на любые объекты, расположенные на территории Республики.
3. Председатель Верховного Совета издает распоряжения.
4. Заместители Председателя Верховного Совета выполняют, замещают его в случае отсутствия или невозможности осуществления им своих обязанностей.
1. Президиум Верховного Совета обеспечивает организацию работы Верховного Совета, его постоянных и других комиссий.
2. В состав Президиума входят: Председатель Верховного Совета, его заместители, председатели постоянных комиссий Верховного Совета. Возглавляет Президиум Председатель Верховного Совета.
1. Президиум Верховного Совета Крыма:
1) созывает сессии Верховного Совета и организует их подготовку;
2) координирует деятельность постоянных комиссий Верховного Совета;
3) оказывает содействие депутатам Верховного Совета в осуществлении ими своих полномочий;
4) организует проведение общекрымского референдума, народных обсуждений проектов законов и других важных вопросов государственной и общественной жизни Республики;
5) обеспечивает обнародование Законов Республики, иных актов, принятых ее Верховным Советом.
2. По рассматриваемым вопросам Президиум Верховного Совета принимает Постановления.
1. Для осуществления законопроектной работы, подготовки и предварительного рассмотрения решений по вопросам, отнесенным Конституцией Республики к ведению Верховного Совета, из числа его депутатов образуются постоянные комиссии Верховного Совета.
2. Верховный Совет образует, когда сочтет необходимым, следственные, ревизионные и другие комиссии.
1. Верховный Совет назначает сроком на четыре года Уполномоченного по правам человека - народного правозащитника, который осуществляет предоставленные ему полномочия от имени Верховного Совета Крыма на основе специального Закона.
2. При установлении нарушений прав человека в Республике народный правозащитник требует от соответствующих государственных органов и должностных лиц безотлагательного их устранения. Он может ставить перед Верховным Советом, Президентом либо правительством Республики вопрос об отмене неправомерных юридических актов, или принятии новых законов, или иных государственных решений для защиты прав человека.
3. Не менее двух раз в год народный правозащитник представляет Верховному Совету доклад о соблюдении прав человека в Республике Крым.
1. Право законодательной инициативы в Верховном Совете Крыма принадлежит депутатам Верховного Совета, Президенту и Правительству Республики.
2. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду, Верховному Суду, Арбитражному Суду, Прокурору Крыма, народному правозащитнику и только по вопросам, отнесенным Конституцией и Законами Республики Крым к их ведению.
3. Народ реализует право законодательной инициативы в порядке, установленном Законом Республики Крым о Референдуме.
1. Проекты Законов и другие вопросы, включенные в повестку дня Верховного Совета, рассматриваются в его постоянных комиссиях и обсуждаются на пленарных заседаниях Верховного Совета.
2. Закон Республики Крым и Постановление Верховного Совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство депутатов Верховного Совета.
3. Принятие конституционных законов Республики осуществляется квалифицированным большинством не менее двух третей голосов депутатов Верховного Совета.
4. По решению Верховного Совета Проекты Законов могут быть вынесены на всенародное обсуждение или общекрымский Референдум.
5. Подготовка Проектов и процедура принятия Законов определяются регламентом и специальным Актом Верховного Совета.
Президент Республики Крым является высшим должностным лицом и главой государственной исполнительной власти в Республике.
1. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики Крым, не моложе 35 лет на день выборов и обладающий избирательным правом.
2. Президент Республики избирается сроком на 4 года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более двух сроков подряд.
3. Выборы Президента осуществляются гражданами Республики Крым на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
4. Порядок проведения выборов Президента Республики Крым определяется конституционным законом.
1. Президент Республики не может быть депутатом Верховного Совета Крыма, занимать какую-либо другую должность в государственных органах и общественных объединениях, а также в иных организациях и заниматься предпринимательской деятельностью.
2. На время осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает членство в политических партиях.
При вступлении в должность Президент Республики на заседании Верховного Совета приносит присягу. Текст присяги утверждается Верховным Советом Крыма.
Президент Республики Крым:
1) выступает гарантом обеспечения прав и свобод граждан, территориальной целостности и государственного суверенитета Крыма, соблюдения Конституции и законов Республики;
2) представляет Республику Крым в межгосударственных и международных отношениях;
3) координирует деятельность органов государственной исполнительной власти и обеспечивает ее взаимодействие с Верховным Советом;(с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
4) обращается с посланиями к народу Республики, представляет Верховному Совету ежегодные доклады о выполнении социально-экономических и других общереспубликанских программ. Верховный Совет большинством голосов состава депутатов вправе потребовать от Президента внеочередного доклада по наиболее актуальным и важным вопросам государственной жизни Республики;(с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
5) представляет Верховному Совету кандидатуры для избрания судей Конституционного Суда Республики Крым; (изменениями, внесёнными Законами РК от 7.09.94 и 5.10.94 г.)
(п.6 и п.7 исключены Законом РК от 5.10.94 г.)
8) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения с другими государствами, которые вступают в действие после их ратификации Верховным Советом; (с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
{первоначальная редакция:
3) возглавляет правительство Республики, координирует деятельность органов государственной исполнительной власти и обеспечивает ее взаимодействие с Верховным Советом;
4) обращается с посланиями к народу Республики, представляет Верховному Совету ежегодные доклады о выполнении социально-экономических и других общереспубликанских программ о программе деятельности правительства. Верховный Совет большинством голосов состава депутатов вправе потребовать от Президента внеочередного доклада по наиболее актуальным и важным вопросам государственной жизни Республики;
5) представляет Верховному Совету кандидатуру для назначения на должность премьер-министра правительства Республики и вносит предложения о его освобождении с этой должности; кандидатуры для избрания председателя и членов Конституционного Суда, Председателя и членов Верховного Суда, Председателя и членов Арбитражного Суда, судей районных (городских) судов;
6) по согласованию с Верховным Советом назначает начальника службы безопасности Республики Крым;
7) по согласованию с Верховным Советом назначает и освобождает от должности членов правительства, руководителей министерств и центральных ведомств Республики;
8) ведет переговоры и подписывает договоры и соглашения с другими государствами, которые вступают в действие после их ратификации Верховным Советом; назначает и отзывает полномочных представителей Республики Крым в других государствах, а также при межгосударственных и международных организациях}
9) награждает государственными наградами и присваивает почетные звания Республики;
10) принимает меры по обеспечению государственной и общественной безопасности Республики;
11) в соответствии с законом объявляет чрезвычайное положение в отдельных местностях Республики;
12) решает вопросы гражданства Республики Крым, предоставления убежища.
{первоначальная редакция: 1. Президент Республики подписывает и обнародует законы Республики в течении 14 дней со дня их принятия Верховным Советом. 2.Законы, принятые Верховным Советом, до истечения указанного срока Президентом Республики вместе с его замечаниями могут быть возвращены в Верховный Совет для повторного рассмотрения. Если Верховный Совет большинством не менее двух третей присутствующих на заседании депутатов подтвердит принятое им решение, закон считается принятым окончательно, и Президент Республики обязан его подписать и обнародовать в течение трех дней}
1. Президент Республики вправе отменять правовые акты подведомственных ему органов государственной исполнительной власти в случае, если они приняты в нарушение Конституции и законов Республики.
2. Президент Республики в пределах своей компетенции издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики.
1. Президент Республики Крым пользуется правом неприкосновенности, а также беспрепятственного доступа на любые объекты, расположенные на ее территории.
2. В случае нарушения Президентом Конституции и Законов Республики он может быть отрешен от должности Верховным Советом большинством - не менее двух третей от состава его депутатов. (с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
{первоначальная редакция: 2. В случае нарушения Президентом Конституции и Законов Республики, он на основании заключения Конституционного Суда Крыма может быть отрешен от должности Верховным Советом большинством не менее двух третей от состава его депутатов}
3. По инициативе граждан Республики Крым Верховный Совет может назначить общекрымский Референдум по вопросу о досрочном прекращении полномочий Президента Республики.
4. При досрочном прекращении полномочий Президента Республики Крым выборы нового Президента проводятся в соответствии с Конституционным Законом "О выборах Президента Республики Крым". Временно, до вступления в должность вновь избранного Президента Республики, его полномочия возлагаются на Премьер-министра Правительства Крыма. (с изменениями, внесёнными Законом РК от 5.10.94 г.)
{первоначальная редакция: 4. При досрочном прекращении полномочий Президента Республики Крым выборы нового Президента проводятся в соответствии с Конституционным Законом "О выборах Президента Республики Крым". Временно, до вступления в должность вновь избранного Президента Республики, его полномочия возлагаются на первого вице-премьера правительства Республики}
1. Правительство Крыма является высшим органом государственной исполнительной власти в Республике, возглавляется Премьер-министром и ответственно перед Верховным Советом.
2. Премьер-министр является главой Правительства и назначается на должность Верховным Советом Крыма по представлению Председателя Верховного Совета Крыма.
3. Правительство Республики не реже одного раза в год или по требованию не менее одной трети депутатов Верховного Совета Крыма представляет отчет о своей деятельности.
4. Верховный Совет может выразить вотум недоверия Правительству в порядке, предусмотренным Конституционным Законом Республики Крым "О Правительстве Крыма".
{первоначальная редакция: 1. Правительство Крыма является высшим органом государственной исполнительной власти в Республике, возглавляется Президентом Республики и ответственно перед Верховным Советом. 2. Вице-премьер правительства является первым заместителем Президента Республики;в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, временно исполняет обязанности Президента Республики. 3. Правительство Республики не реже одного раза в год или по требованию не менее одной трети депутатов Верховного Совета представляет отчет о своей деятельности. 4. Верховный Совет может выразить вотум недоверия Правительству и потребовать от Президента Республики его отставки. Решение об отставке правительства принимается Президентом Республики и утверждается Верховным Советом Крыма.}
1. Правительство Крыма правомочно решать все вопросы, связанные с исполнением Законов Республики и Указов Президента, также проведением в жизнь иных государственных решений, поскольку это не входит в компетенцию Верховного Совета.
2. Правительство Крыма в пределах своей компетенции вправе отменять Акты центральных ведомств Республики, других подведомственных ему органов, а также юридические акты местных органов исполнительной власти, если они приняты с нарушением Конституции и Законов Республики.
3. Правительство Крыма в пределах своей компетенции издает Постановления и Распоряжения, обязательные для исполнения по всей территории Республики.
4. Полномочия, структура и порядок деятельности правительства Крыма определяется Конституционным Законом Республики.
1. Систему местного самоуправления на территории Республики образуют сельские, поселковые, районные, городские Советы, референдумы, общие собрания (сходы), а также иные формы прямой демократии и территориальной самоорганизации граждан.
2. Органы местного самоуправления наделяются собственными полномочиями, которые не могут быть изменены иначе как законом или договором. В пределах этих полномочий органы местного самоуправления осуществляют свои права и несут ответственность.
1. Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией и Законодательством Республики решают все вопросы местного значения, исходя из интересов граждан с учетом экономических, социальных, экологических и национально-культурных особенностей территории, а также общегосударственных интересов.
2. Полномочия органов местного самоуправления определяются конституционным законом Республики Крым.
1. Правосудие в Республике Крым настоящей Конституцией вверяется только судам и осуществляется в порядке и формах конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.
2. Судебная власть обеспечивает защиту достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, иных лиц и участников правоотношений, является гарантом демократии, гражданского мира и справедливости в Республике.
Граждане Республики участвуют в отправлении правосудия, осуществляя в нем права и обязанности присяжных (народных заседателей).
1. Судебная система Республики состоит из Конституционного Суда, Верховного Суда, районных (городских) судов, Арбитражного Суда.
2. Создание в какой бы то ни было форме чрезвычайных судов не допускается.
3. Никто из граждан, равно как никто из иных лиц и участников правоотношений, не может быть лишен, либо ограничен в праве на рассмотрение дела в том суде, который для этого определен Законом.
1. Судьи независимы, и подчиняются только закону. Неприкосновенность судей и присяжных (народных) заседателей гарантируется законом. Им обеспечиваются все необходимые условия для беспрепятственного и справедливого исполнения своего долга.
2. Какое бы то ни было вмешательство в осуществление правосудия, равно как воздействие в какой бы то ни было форме на судей или присяжных (народных заседателей) с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела, либо добиться внесения заведомо незаконного и несправедливого судебного решения, запрещается.
1. Судьи избираются сроком на десять лет, и по достижении установленного законом предельного возраста, увольняются в отставку.
2. Судьи могут быть уволены против их желания, окончательно или временно освобождены от должности, переведены на другое место или уволены в отставку до истечения предельно установленного срока, лишь в силу судебного решения, и только по основаниям, предусмотренным в законе.
3. Судьи не могут занимать какую-либо оплачиваемую должность, кроме научно-педагогической, а также состоять членами политических партий. Они не могут быть депутатами Верховного Совета, органов местного самоуправления.
1. Все судьи избираются Верховным Советом Крыма по основаниям и в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Крым и действующим законодательством. (с изменениями, внесёнными Законом РК от 7.09.94 г.)
{первоначальная редакция: 1. Все судьи избираются Верховным Советом Крыма по представлению Президента Республики.}
2. Присяжные (народные) заседатели районных (городских) судов избираются на собраниях граждан по месту их жительства или работы открытым голосованием сроком на пять лет. Присяжные (народные) заседатели Верховного Суда избираются Верховным Советом Республики сроком на пять лет.
1. Конституционный Суд Крыма в целях обеспечения конституционной законности;
(1) рассматривает дела о соответствии Конституции Республики законов и других правовых актов, принятых Верховным Советом, Указов Президента Республики, актов правительства и местных органов государственной власти;
(2) разрешает конституционно-правовые споры между республиканскими государственными органами и районами (городами республиканского статуса), между районами (городами республиканского статуса), между высшими государственными органами Республики, а также между государственными органами и общественными объединениями;
(3) принимает решения о конституционности договоров, заключенных Республикой с другими государствами;
(4) дает толкование Конституции и Законов Республики;
(5) по запросу Верховного Совета Крыма дает заключения по делам по обвинению Президента в нарушении им Конституции и Законов Республики Крым;
(6) дает заключение о невозможности или неспособности Президента Республики выполнять в дальнейшем полномочия главы государственной исполнительной власти. (с изменениями, внесёнными Законом РК от 7.09.94 г.)
{первоначальная редакция: (6) дает заключение о невозможности или неспособности Президента Республики выполнять в дальнейшем полномочия главы государственной исполнительной власти и государства.}
2. Законы, имея правовые акты, либо их части, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции Республики, теряют свою силу со дня опубликования решения Конституционного суда.
3. Решения Конституционного Суда Республики Крым по вопросам, отнесенным к его компетенции, являются окончательными.
4. Порядок рассмотрения дел в Конституционном Суде Республики определяется Конституционным Законом.
Арбитражный суд Крыма осуществляет разрешение хозяйственных и иных споров между предприятиями,
организациями, учреждениями, другими лицами, участвующими в экономической деятельности по вопросам, отнесенным к ведению Законом.
1. Рассмотрение дел во всех судах осуществляется коллегиально.
2. Разбирательство дел судьей единолично допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом.
1. Судопроизводство в Республике осуществляется на основе принципов равенства всех граждан перед Законом и судом, состязательности и равноправия сторон.
2. Рассмотрение дел во всех судах открытое, кроме случаев, когда суд признает, что гласное разбирательство может привести к разглашению государственной, профессиональной или коммерческой тайны, либо существует необходимость защитить от огласки частную жизнь граждан.
3. Лицам, участвующим в судопроизводстве, на любой его стадии, обеспечивается защита достоинства, прав й законных интересов, в том числе посредством оказания профессиональной юридической помощи.
1. Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в суде осуществляется профессиональными юристами, включая коллегии адвокатов, иными добровольными объединениями, а также отдельными лицами.
2. Подозреваемому, обвиняемому, подсудимому и осужденному обеспечивается право на защиту и рассмотрение дела с его участием.
3. Граждане свободны в выборе защитника или представителя их интересов.
При рассмотрении уголовных дел суд исходит из презумпции невиновности. Никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как только по приговору суда и в соответствии с законом.
1. Судопроизводство на территории Республики ведется на государственных языках, либо на языке большинства граждан
данной местности, или на языке, принятом гражданами соответствующей местности.
2. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право знакомиться с материалами дела, принимать участие в судебном разбирательстве через переводчика и выступать в суде на родном языке.
Все суды осуществляют свою деятельность и принимают решения от имени государства.
Решения судов (судей) обязательны для исполнения всеми государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.
1. Высший надзор за соблюдением законности на территории Республики осуществляется Прокурором Республики и подчиненными ему прокурорами.
2. На прокуратуру возлагается обязанность осуществлять уголовное преследование в случаях посягательства на права и законные интересы граждан, общества и государства; поддерживать государственное обвинение в суде.
Прокурор Республики назначается Верховным Советом Крыма и ответственен перед Верховным Советом Крыма. (с изменениями, внесёнными Законом РК от 7.09.94 г.)
{первоначальная редакция: Прокурор Республики назначается Верховным Советом Крыма по представлению Президента и ответственен перед Верховным Советом Крыма.}
1. Прокуроры осуществляют свои полномочия независимо и подчиняются только Конституции и Законам. Неприкосновенность прокуроров гарантируется Законом. Им обеспечиваются все необходимые условия для беспрепятственного и эффективного исполнения своего долга перед народом и государством.
2. Прокуроры не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, кроме научно-педагогической, а также состоять членами политических партий. Они не могут быть народными депутатами.
3. Организация и деятельность прокуратуры в Республике Крым определяется Законом.
1. Установленный народом конституционный строй Республики обеспечивается демократическими институтами общества, организацией и осуществлением государственной власти на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, неукоснительным соблюдением их самостоятельности и взаимодействия; обязанностью государства, его органов учреждений и должностных лиц всемерно охранять жизнь, права, свободы и достоинства граждан, национальных меньшинств и этнических групп.
2. Защита Конституции Республики Крым возлагается на Конституционный Суд, а также на другие государственные органы и должностные лица, которые в соответствии с настоящей Конституцией и Законами призваны обеспечивать конституционный строй Республики.
Конституция Республики Крым после обсуждения её народом принимается Верховным Советом большинством не менее двух третей избранного состава депутатов Верховного Совета и вступает в действие со дня её принятия.
1. Инициатива о внесении изменений и дополнений в Конституцию может быть проявлена решением об этом не менее одной трети состава депутатов Верховного Совета, либо в порядке народной инициативы – требованием, поддержанным подписями не менее одной десятой граждан Республики Крым, имеющих избирательные права.
2. Закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики в порядке осуществления народной инициативы принимается большинством не менее двух третей состава депутатов Верховного Совета.
1. Изменения и дополнения в Конституцию Республики вносятся в форме поправок, которые включаются в ее текст.
2. Не могут быть внесены изменения и дополнения в Конституцию Республики, если они направлены на ограничение неотъемлемых прав и свобод человека, против национального равенства и государственного единства Республики.
3. Изменения и дополнения Конституции не подлежат промульгации Президентом Республики.
1. Законы, которым настоящая Конституция придает статус конституционных, принимается большинством не менее двух третей состава депутатов Верховного Совета. В таком же порядке в них могут быть внесены изменения и дополнения.
(п.2 и.3 исключены Законом РК от 5.10.94 г.)
{первоначальная редакция: 2. Конституционные законы могут быть приняты, изменены или дополнены при наличии заключения конституционного Суда об их соответствии настоящей Конституции. 3. Конституционные законы, изменения и дополнения к ним не подлежат промульгации Президента Республики Крым.}