1. Выписка протокола №49 заседания Президиума ЦК КПСС «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР»;
2. Протокол №41 заседания Президиума Верховного Совета РСФСР;
3. Постановление Совета Министров РСФСР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР»;
4. Постановление Президиума Верховного Совета УССР «О представлении Президиума Верховного Совета РСФСР по вопросу передачи Крымской области в состав УССР»;
5. Письмо Д.С.Коротченко и В.Е.Нижника Председателю Президиума Верховного Совета ССР К.Е.Ворошилову с сообщением о Постановлении Президиума Верховного Совета УССР
И есть тут одно несовпадение… в датах (в приведенных документах выделена красным цветом).
Первый документ - выписка протокола заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954г., в котором предлагается провести заседание Президиума ВС СССР, на котором рассмотреть совместное представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области... но на 25 января 1954г. этого "совместного представления" не существовало !
Постановления Президиума и Совмина ВС РСФСР вышли 5 февраля 1954г., т.е. через 10 дней после решения ЦК КПСС. Постановление Президиума ВС УССР вышло 13 февраля 1954г., т.е. через 18 дней после решения ЦК КПСС.
Либо в ЦК КПСС были "ясновидящие", либо... это принудительное отторжение Крыма от России.
Из протокола №49 заседания Президиума ЦК КПСС о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР?
|
После, 19 Февраля 1954 г. Президиум Верховного Совета СССР принимает Постановление «Утвердить совместное представление Президиума Верховного Совета РСФСР и Президиума Верховного Совета УССР о передаче Крымской области из состава Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в состав Украинской Советской Социалистической Республики» и издает соответствующий Указ:
Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 г.
|
Собственно «совместного» представления, как такового мне не попалось и вероятно не было. Скорее всего речь идет об одновременном поступлении двух представлений. Заметим, в Указе ни слова о направлении этого вопроса на рассмотрение на сессию ВС СССР.
Таким образом были приняты первые акты о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Как было в начале отмечено, ЦК КПСС принял решение на основании несуществующих документов, что свидетельствует о подложности самой идеи передачи Крымской области.
Вправе ли был Президиум Верховного Совета СССР утверждать «совместное» представление ? Нет. Президиум ВС СССР вышел за рамки своих полномочий, определенных в Конституции СССР (в ред. 08 августа 1953г.), поскольку не вправе был самостоятельно разрешать вопросы по изменению границ между Республиками (ст.48-49 Конституции СССР), а должен был передать этот вопрос на рассмотрение на сессию ВС СССР (ст.14, 31 Конституции СССР):
Конституция СССР (в ред. 08 августа 1953г.)…Статья 14. Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: …д) утверждение изменений границ между союзными республиками;… Статья 31. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР; Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и Министерств СССР. … Статья 48. Верховный Совет СССР избирает на совместном заседании обеих палат Президиум Верховного Совета СССР в составе: Председателя Президиума Верховного Совета СССР, шестнадцати заместителей Председателя, Секретаря Президиума и пятнадцати членов Президиума Верховного Совета СССР. Президиум Верховного Совета СССР подотчетен Верховному Совету СССР во всей своей деятельности. Статья 49. Президиум Верховного Совета СССР: а) созывает сессии Верховного Совета СССР; б) издает указы; в) дает толкование действующих законов СССР; г) распускает Верховный Совет СССР на основании 47 статьи Конституции СССР и назначает новые выборы; д) производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; е) отменяет постановления и распоряжения Совета Министров СССР и Советов Министров союзных республик в случае их несоответствия закону; ж) в период между сессиями Верховного Совета СССР освобождает от должности и назначает отдельных Министров СССР по представлению Председателя Совета Министров СССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета СССР; з) учреждает ордена и медали СССР и устанавливает почетные звания СССР; и) награждает орденами и медалями СССР и присваивает почетные звания СССР; к) осуществляет право помилования; л) устанавливает воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; м) назначает и сменяет высшее командование вооруженных сил СССР; н) в период между сессиями Верховного Совета СССР объявляет состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; о) объявляет общую и частичную мобилизацию; п) ратифицирует и денонсирует международные договоры СССР; р) назначает и отзывает полномочных представителей СССР в иностранных государствах; с) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств; т) объявляет в отдельных местностях или по всему СССР военное положение в интересах обороны СССР или обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. |
Как видно из приведенной Конституции СССР (в ред. 08 августа 1953 г.) Президиум Верховного Совета СССР совершенно не вправе был утверждать передачу Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, поскольку этот вопрос мог утвердить только Верховный Совет СССР.
Президиум ВС СССР мог только передать решение этого вопроса на сессию ВС СССР.
Следующим документом был Закон СССР от 26 апреля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР».
Закон СССР от 26 апреля 1954 г.
|
Этим законом Верховный Совет СССР утверждает Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954г. о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Но Президиум ВС СССР не передавал рассмотрение вопроса передачи Крымской области на рассмотрение в Верховный Совет СССР. Об этом в Указе ни слова не говорится. Стало быть издание подобного Закона было личным почином товарищей Ворошилова К.Е. и Пегова Н.М.
Прелюбопытная деталь – закон вносит изменения в Конституцию СССР (в ред. 08 августа 1953г.) Но ведь это неправомерно!!!
Согласно ст.146 изменить Конституцию СССР можно было только Решением, а не Законом и большинством голосов не менее двух третей (~66,6 %) в каждой из палат ВС СССР (Совете Союза и Совете национальностей).
Законы же принимались простым большинством обеих Палат, т.е. 50 % + 1 голос.
Конституция СССР (в ред. 08 августа 1953г.)...Статья 39. Закон считается утвержденным, если он принят обеими палатами Верховного Совета СССР простым большинством голосов каждой палаты. ... Статья 146. Изменение Конституции СССР производится лишь по решению Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из его палат. |
Таким образом Закон и Решение два разных правовых акта, существенно отличающихся по характеру принятия (Решение - более строгий акт, для принятия которого требуется больше голосов чем для Закона). Поэтому, чтобы изменить Конституцию, необходимо было принятие Решения, а не Закона.
Следовательно внесенные изменения в Конституцию СССР (в ред. 26 апреля 1954г.), которыми Крымская область была исключена из состава РСФСР и включена в состав УССР являются незаконными и не могут быть действительными.
Но принять решение на высшем уровне (СССР) недостаточно. СССР – это союз четырех равноправных республик: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР (Закавказская советская федеративная социалистическая республика – Грузия + Армения + Азербайджан), а в последующем 15 республик.
…В 1922 г. по инициативе российского руководства на период ведения международной экономической конференции в Генуе оформлен дипломатический союз республик. В том же году произошло экономическое и государственное объединение закавказских республик - Грузии, Армении и Азербайджана.. В декабре 1922 г. Закавказский съезд Советов провозгласил создание Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республики (ЗСФСР). Для разработки плана объединения всех советских республик ЦК РКП(б) создал в августе 1922 г. специальную комиссию во главе с В.В.Куйбышевым. Комиссия пришла к выводу о необходимости создания государственного союза социалистических республик путем включения их в РСФСР на правах автономных. При этом Российская Федерация меняет свое название на СССР («Союз Советских Социалистических Республик»). В основу такого решения лег проект, составленный Генеральным секретарем ЦК (с апреля 1922 г.) И.В.Сталиным и названный «планом автономизации». В двадцатых числах сентября 1922 г. в Горках, под Москвой, Ленин ознакомился с выводом комиссии ЦК, мнением Сталина и позицией республик. Выяснив, что «автономизацию» не поддержали 3 из 6 республик (Грузия, Украина и Белоруссия), он отклонил ее и предложил план государственного союза равноправных республик: не в РСФСР, а вместе с ней социалистические республики входят «в новый союз, новую федерацию». Ленин предложил назвать эту федерацию «Союзом Советских Республик Европы и Азии» (ССРЕА). Сталин расценил позицию Ленина как «национал-либерализм», но открыто возражать не стал. Более того, он активно проводил его в жизнь, но название оставил свое, поскольку ленинский вариант ограничивал новое государство Рамками лишь Европы и Азии. 29 декабря 1922 г. в Москве состоялась конференция полномочных делегаций союзных республик. Она утвердила проекты Декларации и Договора об образовании СССР, а также повестку дня и срок открытия Всесоюзного съезда Советов. I Всесоюзный съезд Советов состоялся 30 декабря 1922 г. в Москве в помещении большого театра. Съезд утвердил Декларацию и Договор образования СССР… |
Чтобы провести такое мероприятие, как передать территорию от одной республики другой республике, необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов в РСФСР и УССР, как равноправных республик.
Следующим документом только почти через 5 лет (!) был принят Закон РСФСР о внесении изменений в статьи 14 и 31 Конституции (основного закона) РСФСР от 27 декабря 1958 г...
Кроме того, что внесение изменений в Конституцию РСФСР так же допускалось только решением не менее двух третей голосов (ст.151 Конституции РСФСР в ред. 27 декабря 1958г.), в этом Законе Крымская АССР просто «молчаливо» не упоминается. О прямой передаче нет и речи:
Закон РСФСР от 27 декабря 1958 г.
|
Примечательно, что за два дня перед принятием закона РСФСР об изменении Конституции РСФСР «умалчивающего» о Крымской АССР, Конституция СССР была изменена – края и области были вычеркнуты из состава РСФСР, остались только автономные республики и автономные области. В составе других же Союзных Республик края и области были сохранены, если таковые имелись. Это значит, что СССР в своем правовом поле не видит края и области РСФСР, видит только одно большое РСФСР с автономными образованиями, что не могло не сказаться на финансировании и материально-техническом обеспечении краев и областей РСФСР и прочих вопросах:
Конституция (Основной закон)
|
До 26 декабря 1958 г. в Конституции РСФСР была прописана Крымская АССР, в то время как в Конституции СССР была прописана Крымская область. Различные источники указывают, что со времени становления Советской власти в Крыму, татарское население очень активно добивалось для себя Крымской автономии вплоть до государственного национализма:
Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета народных комиссаров Крыма
|
Гитлеровские оккупанты очень умело воспользовались националистическими настроениями, в общем как мы знаем в последующем было выселение крымских татар и как следствие расформирование Крымской АССР в Крымскую область.
С 25 февраля 1947 г. в Конституции СССР в составе РСФСР прописана Крымская область. Как сказано в законе СССР от 25 февраля 1947 г. «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного Закона) СССР»:
…
3. В связи с произведенными изменениями в административно-территориальном делении союзных республик, изложить статьи 22, 23, 26, 28, 29, 29-а и 29-б следующим образом: «Статья 22. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика состоит из краев: Алтайского, Краснодарского, Красноярского, Приморского, Ставропольского, Хабаровского; областей: Архангельской, Астраханской, Брянской, Великолукской, Владимирской, Вологодской, Воронежской, Горьковской, Грозненской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калининской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Крымской, Куйбышевской, Курганской, Курской, Ленинградской, Молотовской, Московской, Мурманской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Орловской, Пензенской, Псковской, Ростовской, Рязанской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Сталинградской, Тамбовской, Томской, Тульской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Читинской, Чкаловской, Ярославской; автономных советских социалистических республик: Татарской, Башкирской, Дагестанской, Бурят-Монгольской, Кабардинской, Коми, Марийской, Мордовской, Северо-Осетинской, Удмуртской, Чувашской, Якутской; автономных областей: Адыгейской, Еврейской, Ойротской, Тувинской, Хакасской, Черкесской»… |
Однако в Конституцию РСФСР никаких изменений внесено не было.
Таким образом РСФСР прямо не передавала Крымскую область в состав УССР. Имеющиеся нормативные акты говорят о серьезнейших нарушениях их принятия, если вообще можно говорить об их принятии. Самая настоящая подтасовка.
В период демократических преобразований и чуть после было два документа-договора между Россией и Украиной, по которым в принципе следует признание Россией Крыма Украинской территорией, но не совсем.
12 июня 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР, по которой действие актов СССР противоречащих суверенным правам РСФСР приостанавливается на территории РСФСР, а разногласия разрешаются в порядке установленном Союзным договором.
Декларация
|
В соответствии с этой декларацией 24 октября 1990 г. был принят Закон «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»:
Закон РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСл целях защиты суверенитета Российской Федерации, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР, Верховный Совет РСФСР постановляет: Статья 1. Законы и иные акты высших органов государственной власти Союза ССР, указы и другие акты Президента СССР, акты Совета Министров СССР, министерств и ведомств СССР, принятые в пределах полномочий, переданных Российской Федерацией Союзу ССР в соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР "О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР", действуют на территории РСФСР непосредственно. Верховный Совет РСФСР или соответственно Совет Министров РСФСР вправе приостановить действие указанных в настоящей статье актов, если они нарушают суверенитет Российской Федерации. Статья 2. В случаях, не предусмотренных статьей 1 настоящего Закона: законы и иные акты высших органов государственной власти СССР, указы и другие акты Президента СССР вступают в действие на территории РСФСР после их ратификации Верховным Советом РСФСР; акты Совета Министров СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения Советом Министров РСФСР; акты министерств и ведомств СССР вступают в действие на территории РСФСР после их подтверждения государственными органами РСФСР, уполномоченными соответственно Верховным Советом РСФСР либо Советом Министров РСФСР. Статья 3. До заключения Федеративного договора республики, входящие в состав РСФСР, участвуют в решении вопросов о приостановлении, ратификации, подтверждении актов органов Союза ССР через высшие органы государственной власти и управления РСФСР или в ином порядке, установленном законодательством республик, входящих в состав РСФСР. Статья 4. Акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР. Статья 5. Решения действующих на территории РСФСР государственных органов, органов общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий, должностных лиц, а также договоры и иные сделки, принятые или совершенные на основании актов органов СССР, не ратифицированных, не подтвержденных или приостановленных в соответствии с настоящим Законом, являются недействительными. Статья 6. В случаях совершения действий, предусмотренных статьей 5 настоящего Закона, граждане, должностные лица, государственные органы, органы общественных, политических, кооперативных, иных организаций и предприятий несут ответственность в соответствии с законодательством РСФСР. Первый заместитель Председателя ВС РСФСР Р.И.Хасбулатов Москва, Дом Советов РСФСР. 24 октября 1990 года. *) См. также на нашем сайте раздел «Законы, иные правовые документы» > > > |
Как видно, Законы и иные акты высших органов СССР могут вступить в действие только после их ратификации РСФСР (ст.2). Все действия по не ратифицированному, не подтвержденному акту являются недействительными (ст.5).
Однако все же были заключены два договора с Украиной с посылом признания границ в рамках бывшего СССР.
1.Договор от 19.11.90г. между РСФСР и УССР: ДОГОВОР
|
Вот первое признание изменения границ РСФСР в лице Ельцина, в рамках установленных законодательством СССР. Иначе – это признание Крыма Украинской территорией.
Но если присмотреться повнимательней на даты, то увидим, что этот «договор» был заключен 19 ноября 1990 г., после принятия Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»:
Закон РСФСР
|
Таким образом договор между Россией и Украиной, подтверждающий границы Украины в рамках СССР, по которым Крым является Украинской территорией, в то время когда Закон СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР от 26 апреля 1954 г. не был ратифицирован РСФСР, является недействительным.
Ельцин избежал наказания за нарушение этого закона по политическим мотивам – переустройство России.
Однако в 1993 г. распустил Верховный Совет и активно способствовал принятию Конституции РФ, в которой Крым никак не упоминается. В 1996 г. принимается Конституция Украины, в которой территориальные образования Крым и Севастополь включаются в состав Украины, разумеется с оглядкой на Конституцию РФ, в которой этих территориальных образований нет. Таким образом претензий к Ельцину как бы быть не может, все закреплено в Конституции…
И через год Ельцин опять заключает второй договор с Украиной, в котором подтверждается нерушимость существующих границ. Ну а какие границы существуют на этот момент? Есть две прямо действующие Конституции – Украины и Российской Федерации, по которым Крым и Севастополь находятся в составе Украины и не находятся в составе Российской Федерации.
2. Второй договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной был заключен 31 мая 1997 г.:
ДОГОВОР О ДРУЖБЕ, СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ПАРТНЕРСТВЕ
|
Этот договор был ратифицирован и имеет полную юридическую силу. Однако как видно в статье 2 уже отсутствует упоминание о границах в рамках СССР, как было сказано выше, посыл идет к двум действующим Конституциям Украины и России, по которым Крым и Севастополь «как бы» входят в состав Украины.
Любопытная деталь – этот договор срочный. Т.е. заключен на срок 10 лет. Если считать от даты совершения, то у Российской Федерации есть время до 30 ноября 2006 г. отказаться от этого договора, в противном случае он автоматически продлевается еще на десять лет. Хотя собственно он вряд ли может существенно помешать возврату Крыма, но затруднить может в вопросах толкования:
…
Статья 37. Споры относительно толкования и применения положений настоящего Договора подлежат урегулированию путем консультаций и переговоров между Высокими Договаривающимися Сторонами. … |
Поэтому представляется более целесообразным прекращение договора, а после урегулирование территориальных споров. Но Украина стремится в ЕС и НАТО...
Крым необходимо вернуть, как Российскую территорию, следующим образом:
1. Отказаться от Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Украиной от 31 мая 1997., поскольку он признает существующие границы, путем письменного уведомления (предусмотрено договором).
2. Принятием закона Российской Федерации о:
а) недействительности Указа Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР", как принятого государственным органом, неуполномоченным разрешать вопросы изменения границ;
б) недействитетельности Закона СССР от 26 апреля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», как утверждающего незаконный Указ Президиума ВС СССР от 19 февраля 1954 г. «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» и как нормативно-правовой акт не могущий вносить изменения в Конституцию СССР;
в) признании Крымского полуострова территорией Российской Федерации в рамках границ СССР до 25 января 1954 г.
г) провести мероприятия по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации по включению Крымского полуострова в состав территорий Российской Федерации;
3. Выработать предложения Украине по передаче государственной власти органам государственной власти Российской Федерации на территории Крымского полуострова.