ЗАКОН
КРЫМСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О РЕФЕРЕНДУМЕ

(Ведомости Верховного Совета Крыма 1991-1992, № 4, ст. 152)

ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие референдума

Референдум есть способ принятия гражданами Крымской АССР путем голосования законов Крымской АССР, иных решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни в Республике.

Статья 2. Задачи и цели референдума

В соответствии с принципами правового государства задачами референдума являются: обеспечение на демократических началах и правовыми средствами непосредственного участия граждан в управлении делами государства и общества, принятие решений по вопросам экономического, политического и социально-культурного развития Крымской АССР.

Статья 3. Виды референдумов

1. Обязательные референдумы

(1) В соответствии с предусмотренными настоящим Законом условиями и существующим в Крымской АССР административно-территориальным делением проводятся обязательные общекрымские (республиканские) референдумы и местные (районные, городские, поселковые и сельские) референдумы.

(2) Законы, а также иные решения, принятые обязательными референдумами, не требуют какого-либо утверждения государственными органами и могут быть отменены, изменены или приостановлены лишь в порядке, установленном этим Законом.

(3) Указанные законы, решения имеют такую же юридическую силу, что и законы, принятые Верховным Советом Крымской АССР, решения, принятые соответствующими полномочными республиканскими и местными органами государственной власти и управления, обязательны к исполнению на территории Крымской АССР всеми государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, общественными объединениями и гражданами.

2. Консультативные референдумы

(1) В целях принятия законов, иных решений по важнейшим вопросам республиканского и местного значения, которые отвечали бы интересам граждан и общества, в предусмотренном настоящим Законом порядке могут проводиться консультативные референдумы.

(2) Результаты консультативного референдума имеют рекомендательное значение, однако они должны быть рассмотрены и учтены при принятии соответствующих решений полномочными государственными органами.

(3) В случаях, когда проекты законов, иных решений Верховного Совета Крымской АССР или проекты решений местного Совета народных депутатов противоречат результатам общекрымского или местного референдумов, их принятие откладывается на время, необходимое для приведения в соответствие с результатами референдума либо для подготовки нового варианта проекта закона, решения, отвечающего интересам граждан и общества.

3. Новый референдум

(1) Новый референдум — это принятие в соответствии с настоящим Законом путем народного голосования решений по вопросам, которые ранее уже выносились на рассмотрение референдума.

(2) Новый обязательный общекрымский референдум может быть проведен не ранее чем через 5 лет, а обязательный местный референдум не ранее чем через год со дня проведения предыдущего референдума по тем же вопросам.

(3) Новый общекрымский консультативный референдум может быть проведен не ранее чем через 6 месяцев, а местный консультативный референдум — не ранее чем через 3 месяца со дня проведения предыдущего консультативного референдума по тем же вопросам или проектам решений.

Статья 4. Предмет общекрымского референдума

Предметом общекрымского референдума может быть:

утверждение Конституции Крымской АССР, ее отдельных положений; внесение в Конституцию Крымской АССР изменений и дополнений;

утверждение, отмена, принятие или изменение законов Крымской АССР либо отдельных положений законов;

принятие решений, определяющих основное содержание законов и иных нормативных правовых актов Крымской АССР.

Статья 5. Предмет местного референдума

Предметом местного референдума может быть:

утверждение, принятие, отмена или изменение решений по вопросам, отнесенным законодательством Крымской АССР к ведению местных органов государственной власти и самоуправления соответствующих административно-территориальных единиц;

принятие решений, определяющих основное содержание правовых актов местных органов государственной власти и управления.

Статья 6. Вопросы, выносимые на общекрымский референдум.

На общекрымский референдум могут выноситься вопросы, составляющие компетенцию Крымской АССР.

Исключительно проведением общекрымского референдума решаются вопросы реализации права народов Крыма на самоопределение, вхождение Крымской АССР в государственные союзы, в том числе в содружества государств, их федеративные и конфедеративные образования либо выхода из них.

Не могут выноситься на референдум вопросы, отнесенные законодательством Крымской АССР к ведению органов правосудия, арбитражного суда и прокуратуры; вопросы о помиловании и амнистии, принятии государственными органами Крымской АССР чрезвычайных мер по охране правопорядка, защите безопасности, прав и законных интересов граждан; вопросы, относящиеся к полномочиям Верховного Совета Крымской АССР, Председателя Верховного Совета Крымской АССР и Совета Министров Крымской АССР, об избрании, назначении и освобождении должностных лиц.

Статья 7. Вопросы, выносимые на местный референдум

На местный референдум могут выноситься вопросы, отнесенные законодательством Крымской АССР к ведению местных органов государственной власти и самоуправления соответствующих административно-территориальных единиц, вопросы досрочного прекращения полномочий соответствующего Совета народных депутатов и его председателя.

Исключительно местными референдумами в соответствующих административно-территориальных единицах решаются вопросы о наименовании или переименовании сел, поселков, городов, районов, вопросы об объединении или разъединении равных по правовому статусу административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр; вопросы об изменении базового уровня местного самоуправления в сельских районах.

На местные референдумы не выносятся вопросы об отмене правовых решений вышестоящих органов государственной власти и управления;

вопросы об избрании, назначении и освобождении должностных лиц, относящиеся к полномочиям соответствующего Совета народных депутатов и его исполнительных и распорядительных органов.

Статья 8. Принципы проведения референдумов

В референдумах имеют право участвовать граждане Крымской АССР, которые на момент проведения общекрымского или местного референдумов достигли 18 лет и постоянно проживают на территории Крымской АССР. В референдумах имеют право участвовать граждане Крымской АССР, временно находящиеся за пределами Республики.

Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан Крымской АССР на участие в референдумах в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, партийности, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, образования, вероисповедания, отношения к религии, политических взглядов и мировоззрения, времени проживания на данной территории, рода и характера занятий или деятельности запрещаются.

Участие граждан в референдумах является добровольным и свободным, основывается на всеобщем, равном и прямом избирательном праве при тайном голосовании. Какой-либо контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Каждый гражданин, участвующий в референдумах, имеет один голос.

Референдумы являются прямыми. Граждане участвуют в референдуме лично и непосредственно.

В референдумах не участвуют психически больные граждане, признанные в судебном порядке недееспособными, а также лица, содержащиеся на момент проведения референдума в местах лишения свободы.

Статья 9. Правовая основа референдумов

Отношения общекрымского и местного референдумов (референдные отношения) на территории Крымской АССР регулируются настоящим Законом, а также иными правовыми актами Республики.

К правоотношениям, не предусмотренным данным Законом, применяются соответствующие нормы законодательства о референдуме (всенародном голосовании) Союза ССР и Украины, общепризнанные принципы и нормы международного права.

-

ГЛАВА II.
ОБЪЯВЛЕНИЕ И ПОДГОТОВКА РЕФЕРЕНДУМОВ

Статья 10. Решение о проведении референдумов

Решение о проведении общекрымского референдума принимает Верховный Совет Крымской АССР, местных референдумов принимают Советы народных депутатов соответствующих административно-территориальных единиц.

Статья 11. Решения о проведении референдумов по требованию граждан Крымской АССР и народных депутатов

1. Верховный Совет Крымской АССР принимает решение о проведении общекрымского референдума также:

(1) по вопросам утверждения или отмены Конституции Крымской АССР, изменения и дополнения к ней, досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Крымской АССР и его Председателя, если этого требуют не менее одной десятой части граждан Крымской АССР, имеющих право на участие в референдуме;

(2) по вопросам утверждения или отмены Конституции, иных законов Крымской АССР, которые в соответствии с настоящим Законом могут выноситься на общекрымский референдум, кроме вопросов о досрочном прекращении полномочий Верховного Совета Крымской АССР, если этого требуют более половины народных депутатов Крымской АССР.

2. Совет народных депутатов соответствующей административно-территориальной единицы принимает решение о проведении референдума:

(1) по вопросам досрочного прекращения полномочий Совета народных депутатов и его председателя; наименования или переименования сел, поселков, городов, районов; объединения или разъединения административно-территориальных единиц; изменения базового уровня местного самоуправления; утверждения или отмены правовых актов Советов народных депутатов и их исполнительно-распорядительных органов, если этого требуют не менее одной десятой части граждан, имеющих право на участие в референдуме в пределах соответствующей административно-территориальной единицы;

(2) по вопросам утверждения или отмены решений, отнесенных законодательством к ведению местных Советов народных депутатов и местного самоуправления, кроме вопросов о досрочном прекращении полномочий соответствующего Совета народных депутатов; по вопросам наименования и переименования административно-территориальной единицы, ее объединения с другими, равными по правовому статусу, административно-территориальными единицами; изменения базового уровня местного самоуправления, если этого требуют не менее двух третей народных депутатов Совета соответствующей административно-территориальной единицы.

Статья 12. Реализация права граждан Крымской АССР на проведение референдумов

Граждане Крымской АССР, имеющие право участвовать в референдуме и требовать его проведения в Крымской АССР или в пределах соответствующих административно-территориальных единиц Республики, реализуют это право посредством создания в установленном настоящим Законом порядке инициативных групп по сбору подписей под требованием о проведении общекрымского или местного референдума.

Статья 13. Реализация права народных депутатов на проведение референдумов

Народные депутаты Крымской АССР и местных Советов народных депутатов реализуют требование о проведении референдума путем поименного голосования на пленарном заседании соответствующего Совета или путем сбора подписей народных депутатов.

Подписи народных депутатов Крымской АССР удостоверяет Секретариат Верховного Совета Крымской АССР, депутатов местных Советов — председатель соответствующего Совета народных депутатов.

Статья 14. Порядок образования и функции инициативных групп референдумов

1. Инициативная группа общекрымского референдума образуется на собрании граждан Республики Крым, в котором участвовало не менее 150 лиц, имеющих право на участие в референдуме.

2. Инициативная группа городского (городов республиканского и районного подчинения), районного, районного в городе референдума образуется на собрании с участием в нем не менее 125 граждан Республики Крым, а поселкового и сельского референдума — на собрании с участием не менее 50 граждан Республики Крым, имеющих право на участие в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующей административно-территориальной единицы.

3. Инициаторы собрания по вопросам общекрымского референдума не позднее чем за десять дней до проведения собрания должны письменно уведомить председателя районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого будет проведено собрание; собрания по вопросам местного референдума не позднее пяти дней — председателя соответствующего Совета народных депутатов, на территории которого предполагается провести референдум.

4. Перед началом собрания проводится регистрация его участников, составляется их список с указанием фамилий, имен и отчеств, места жительства. На собрании избираются его председатель и секретарь, в повестке дня собрания обязательное обсуждение вопроса о мотивах и целесообразности проведения референдума, формулы вопроса, который предлагается вынести на данный референдум.

Если на собрании большинством голосов будут одобрены предложения о проведении референдума и утверждена формула выносимого на него вопроса, тогда избирается инициативная группа, которой поручается организация сбора подписей граждан.

5. Инициативная группа общекрымского референдума состоит не менее чем из 20 граждан Крымской АССР, имеющих право участвовать в референдуме.

Инициативная группа местного референдума состоит не менее чем из 10 граждан Крымской АССР, имеющих право участвовать в референдуме и постоянно проживающих на территории соответствующего Совета народных депутатов.

6. О проведении собрания составляется протокол с указанием результатов голосования его участников по вопросам повестки дня.

Документы собрания — список его участников, протокол собрания, формула вопроса референдума, список состава инициативной группы с указанием данных документов, удостоверяющих их личности, подписываются председателем и секретарем собрания.

Статья 15. Регистрация инициативных групп

Инициативные группы общекрымского референдума регистрируются Центральной комиссией по общекрымскому референдуму по представлению председателей районных, городских (городов республиканского и районного подчинения) Советов народных депутатов, на территории которых проведено собрание граждан, избравшее инициативную группу.

Инициативные группы местного референдума в пятидневный срок регистрируются председателями соответствующих Советов народных депутатов, на территории которых предполагается провести указанный референдум.

Для регистрации инициативной группы председателю соответствующего Совета народных депутатов представляются документы собрания граждан, перечисленные в п. 6 статьи 14 настоящего Закона, а также подписанное членами инициативной группы обязательство о соблюдении ими требований законодательства Крымской АССР о референдуме.

При соответствии этих документов настоящему Закону председатель соответствующего местного Совета народных депутатов в десятидневный срок представляет документы по инициативной группе общекрымского референдума в Центральную комиссию по общекрымскому референдуму или регистрирует инициативную группу по местному референдуму и присваивает ей наименование, тождественное наименованию соответствующего Совета народных депутатов. В трехдневный срок после регистрации инициативной группе по местному референдуму выдается свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Крымской АССР.

В свидетельстве о регистрации инициативной группы по местному референдуму на основании списков граждан, принимавших участие в последнем по времени референдуме, или списков избирателей по последним по времени выборам, указывается число граждан, подписи которых необходимы для поддержания требования о проведении местного референдума, а также срок сбора подписей граждан.

При соответствии представленных документов по инициативной группе общекрымского референдума требованиям настоящего Закона Центральная комиссия по общекрымскому референдуму в десятидневный срок регистрирует инициативную группу по общекрымскому референдуму и присваивает ей порядковый номер. В трехдневный срок после регистрации Центральная комиссия выдает инициативной группе по общекрымскому референдуму свидетельство о регистрации и удостоверения членов инициативной группы по формам, устанавливаемым Президиумом Верховного Совета Крымской АССР.

В свидетельстве о регистрации инициативной группы по общекрымскому референдуму определяется срок сбора подписей граждан Крымской АССР.

Сведения о зарегистрированных инициативных группах общекрымского референдума представляются в Президиум Верховного Совета Крымской АССР и публикуются в печати.

Количество создаваемых инициативных групп по каждому референдуму не ограничивается.

Плата за регистрацию инициативных групп по референдумам не взимается. Советы народных депутатов, иные государственные органы и учреждения Крымской АССР не несут расходов по организации и деятельности инициативных групп по референдумам.

Отказ в регистрации инициативной группы по референдуму или нарушение порядка выдачи решения о регистрации могут быть обжалованы членами инициативной группы в районный (городской) народный суд по местонахождению Центральной комиссии по общекрымскому референдуму или соответствующего Совета народных депутатов.

Статья 16. Сроки и порядок сбора подписей граждан инициативными группами по референдумам

С момента получения свидетельства о регистрации инициативная группа вправе организовывать и беспрепятственно осуществлять сбор подписей на листах для подписей граждан под требованием о проведении референдума (подписных листах).

Общий срок сбора подписей под требованием о проведении общекрымского референдума не должен превышать двух месяцев, а местного референдума — одного месяца с момента получения свидетельства о регистрации первой из созданных по данному референдуму инициативных групп.

На каждом подписном листе должно быть наименование, порядковый номер инициативной группы, порядковый номер подписного листа и формула вопроса референдума. Формы подписных листов общекрымского и местного референдумов утверждаются Центральной комиссией по общекрымскому референдуму.

Члены инициативной группы предупреждают гражданина Крымской АССР, что его подпись может быть поставлена только на одном подписном листе под требованием о проведении референдума по указанному вопросу.

Гражданин Крымской АССР, поддержавший требования о проведении референдума, ставит свою подпись на подписном листе, при этом четко фиксирует свою фамилию, имя и отчество, дату подписания. Член инициативной группы отмечает в подписном листе в соответствии с документами (данными паспорта) гражданина дату его рождения и место постоянного жительства. Отсутствие такой записи делает подпись гражданина на подписном листе юридически недействительной, и потому не может быть засчитана в общее число собранных подписей граждан.

После заполнения подписного листа на нем делается запись об общем числе подписей граждан. Правильность и достоверность сведений, занесенных в подписной лист, удостоверяется подписями трех членов инициативной группы по референдуму.

В течение десяти дней с момента последней по времени подписи граждан на подписном листе и не позднее указанного срока сбора подписей под данным требованием о проведении референдума подписи членов инициативной группы на подписном листе удостоверяются лицом, специально назначенным для этого председателем районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводился сбор подписей инициативной группой общекрымского референдума, или председателем местного Совета народных депутатов, зарегистрировавшего инициативную группу по местному референдуму.

Статья 17. Правовые последствия нарушения порядка сбора подписей граждан

В случаях нарушений порядка сбора подписей и оформления подписных листов председатель районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого осуществлялась деятельность инициативной группы по общекрымскому референдуму, вносит представление в Центральную комиссию по общекрымскому референдуму.

Центральная комиссия по общекрымскому референдуму в десятидневный срок рассматривает внесенное представление о нарушениях инициативной группой по референдуму порядка, установленного настоящим Законом, сбора подписей граждан и вправе принять решение о прекращении деятельности данной инициативной группы, признать недействительными удостоверения ее членов, а также подписных листов или подписей отдельных граждан.

Те же меры по отношению к нарушению инициативной группой порядка сбора подписей граждан по местному референдуму в десятидневный срок принимаются председателем того местного Совета народных депутатов, где зарегистрирована инициативная группа по местному референдуму.

Статья 18. Порядок оформления подписи граждан под требованием о проведении референдума

Инициативная группа по референдуму в трехдневный срок после завершения сбора подписей граждан составляет итоговый протокол, в котором указывается общее число подписей граждан, собранных на территории соответствующего местного Совета народных депутатов, дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей.

Подписные листы общекрымского референдума передаются на хранение председателю районного, городского (городов республиканского и районного подчинения) Совета народных депутатов, на территории которого проводился сбор подписей, а подписные листы по местному референдуму — председателю местного Совета народных депутатов, на территории которого предполагается провести референдум.

Подписные листы хранятся в течение трех месяцев после проведения референдума. В акте передачи указывается общее число подписных листов и подписей граждан. Акт в трех экземплярах подписывается тремя членами инициативной группы и председателем соответствующего Совета народных депутатов либо его заместителем.

Инициативная группа по общекрымскому референдуму в семидневный срок после подписания акта передает итоговый протокол и акт вместе с требованием о проведении референдума в Центральную комиссию по общекрымскому референдуму.

Центральная комиссия по общекрымскому референдуму регистрирует представленные документы, проверяет их достоверность и правильность оформления, определяет результаты сбора подписей в целом по Крымской АССР, о чем составляется протокол.

Протокол и другие документы в трехдневный срок передаются Центральной комиссией по общекрымскому референдуму в Президиум Верховного Совета Крымской АССР.

Президиум Верховного Совета Крымской АССР в десятидневный срок рассматривает представленные документы, обеспечивает проверку их достоверности и соответствия требованиям настоящего Закона, принимает решение о вынесении вопроса о проведении общекрымского референдума на рассмотрение Верховного Совета Крымской АССР.

Председатель местного Совета народных депутатов, на территории которого предполагается провести референдум, регистрирует полученные от инициативных групп по местному референдуму документы; в течение десяти дней с момента их поступления организует проверку достоверности и соответствия документов требованиям настоящего Закона, подведение итогов сбора подписей, о чем составляется акт. Акт подписывается председателем местного Совета народных депутатов и представителями инициативных групп по местному референдуму, после чего вопрос о проведении референдума выносится на рассмотрение Совета народных депутатов соответствующей административно-территориальной единицы.

Если в установленный настоящим Законом срок не собрано необходимое число подписей граждан под требованием о проведении референдума, общекрымский или местный референдум не проводится, о чем принимается решение соответственно Президиумом Верховного Совета Крымской АССР или председателем Совета народных депутатов, на территории которого предполагалось провести референдум.

Статья 19. Решение о проведении референдума

После получения надлежащим образом оформленного предложения о проведении референдума Верховный Совет Крымской АССР, соответствующий местный Совет народных депутатов в двадцатидневный срок принимают на сессии решение о проведении референдума.

Статья 20. Содержание решение о проведении референдума

В решении Верховного Совета Крымской АССР, соответствующего Совета народных депутатов о референдуме определяется дата его проведения, приводится название проекта закона, иного решения или формулировки выносимых на референдум вопросов, а также порядок реализации вариантов решений по вопросам обязательного референдума в течение сроков, установленных в статье 3 данного Закона.

Дата проведения общекрымского референдума назначается не ранее чем за два и не позднее чем за три месяца, а местного референдума — не ранее чем за один и не позднее чем за два месяца после принятия решения о проведении референдума.

Сообщение о проведении референдума, выносимых на него проектах законов, иных решений или вопросов объявляется в республиканских и местных средствах массовой информации соответственно в десятидневный срок после принятия решения о проведении референдума.

ГЛАВА III.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ

Статья 21. Образование участков для проведения референдума

Для проведения голосования и организации подсчета голосов при проведении референдума территория районов, городов, районов в городах, поселков городского типа и сельсоветов делится на участки для голосования.

Участки для проведения голосования образуются также в воинских частях, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, местах пребывания граждан, расположенных в труднодоступных районах, а также на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании. При необходимости такие участки могут быть образованы при представительствах Крымской АССР в других государствах.

Статья 22. Порядок и норма образования участков для референдума

Участки для голосования образуются районными, городскими, районными в городах Советами народных депутатов или их председателями, городскими (городов районного подчинения), поселковыми и сельскими Советами народных депутатов. В воинских частях участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по представлению командиров воинских частей или соединений. На судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются соответствующими Советами народных депутатов или их председателями по месту приписки судна.

Участки для голосования образуются не позднее чем за тридцать дней до общекрымского референдума и двадцать дней — до местного референдума. В воинских частях или соединениях, а также в труднодоступных районах, на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, участки для голосования образуются в тот же срок, что и в обычных условиях, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до проведения референдума.

Участки для голосования образуются по норме от 20 до 3000 граждан, имеющих право участвовать в референдуме, а в необходимых случаях — с меньшим или большим числом граждан.

Соответствующий Совет народных депутатов либо его председатель извещает граждан о границах каждого участка для голосования с указанием местонахождения участковой комиссии по референдуму и помещения для голосования.

Статья 23. Комиссии по референдуму

1. Для организации подготовки и проведения общекрымского референдума в Крымской АССР образуются комиссии:

(1) Центральная комиссия по общекрымскому референдуму;

(2) районные, городские, районные в городах; поселковые, сельские комиссии по референдуму;

(3) участковые комиссии по референдуму.

До образования Центральной комиссии по общекрымскому референдуму осуществление ее полномочий может быть возложено на Центральную избирательную комиссию по выборам народных депутатов Крымской АССР.

2. Для организации, подготовки и проведения местного референдума на соответствующей территории местного Совета народных депутатов образуются комиссии:

(1) районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские комиссии по референдуму;

(2) участковые комиссии по референдуму.

3. Комиссии по референдуму могут быть образованы на основе существующих избирательных комиссий по выборам народных депутатов в Крымской АССР.

В случае, если одновременно намечено проведение двух или нескольких референдумов, комиссии, образованные в установленном настоящим Законом порядке, являются общими для всех одновременно проводимых референдумов.

Если референдум проводится одновременно с выборами народных депутатов Крымской АССР или Президента СССР и Президента Украины, других избираемых всеобщими равными и прямыми выборами лиц, могут быть образованы общие комиссии по референдуму и выборам.

Статья 24. Образование Центральной комиссии по общекрымскому референдуму

Центральная комиссия по общекрымскому референдуму образуется Верховным Советом Крымской АССР по представлению Севастопольского городского Совета народных депутатов, районных, городских (городов республиканского подчинения) с учетом предложений трудовых коллективов, общественных объединений граждан, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям, а также по представлению инициативных групп по общекрымскому референдуму, республиканских органов общественных объединений граждан не позднее чем за тридцать дней до проведения референдумов в составе председателя, заместителей председателя, секретаря и 19 членов комиссии.

Статья 25. Полномочия Центральной комиссии по общекрымскому референдуму

Центральная комиссия по общекрымскому референдуму:

1) организует подготовку и проведение общекрымского референдума;

2) осуществляет на всей территории Крымской АССР контроль за надлежащим исполнением настоящего Закона и обеспечивает его правильное применение; дает разъяснения о порядке реализации данного Закона, входит в необходимых случаях с представлением о его толковании в Верховный Совет Крымской АССР;

3) регистрирует инициативные группы по общекрымскому референдуму;

4) направляет и координирует деятельность районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских, участковых комиссий по общекрымскому референдуму, определяет порядок внесения изменений в состав этих комиссий по референдуму;

5) распределяет денежные и иные средства по комиссиям по референдуму, контролирует обеспечение комиссий по референдуму помещениями, транспортом, связью, рассматривает и решает другие вопросы их материально-технического обеспечения;

6) устанавливает формы списков граждан, имеющих право принимать участие в референдуме, формы бюллетеней для голосования, других документов подготовки и проведения референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссии по референдуму, порядок хранения документов проведения референдума;

7) заслушивает сообщения государственных и общественных органов Крымской АССР по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;

8) устанавливает результаты референдума в целом по Крымской АССР, публикует в печати соответствующие данные об этом;

9) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия комиссий по референдуму и выносит по ним окончательное решение;

10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 26. Образование районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских комиссий по референдуму

Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму образуется соответствующим Советом народных депутатов или его председателем не позднее чем за тридцать дней до общекрымского референдума и двадцати пяти дней — до местного референдума в составе 9—19 членов комиссии.

В состав комиссий по референдуму выдвигаются представители от республиканских, районных, городских, районных в городах органов общественных объединений, трудовых коллективов или их советов, коллективов профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, собраний граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям или соединениям.

Председатель, заместитель и секретарь комиссии по референдуму избираются на заседании соответствующей комиссии по референдуму.

Статья 27. Полномочия районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских комиссий по референдуму

Районная, городская, районная в городе, поселковая, сельская комиссия по референдуму:

1) организует подготовку и проведение общекрымского референдума или соответственно местного референдума, осуществляет на территории района, города, района в городе, сельсовета контроль за соблюдением настоящего Закона и обеспечивает его правильное применение;

2) координирует и направляет деятельность нижестоящих комиссий по референдуму;

3) распределяет денежные и другие средства по комиссиям по референдуму; контролирует обеспечение их помещениями, транспортом, связью, рассматривает и разрешает другие вопросы материально-технического обеспечения референдума;

4) заслушивает отчеты и сообщения участковых комиссий по референдуму, руководителей местных органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций по вопросам подготовки и проведения референдума;

5) осуществляет наблюдение за своевременным представлением для всеобщего ознакомления участковыми комиссиями по референдуму списков граждан, имеющих право участвовать в референдуме;

6) устанавливает нумерацию участков референдума для голосования;

7) обеспечивает снабжение участковых комиссий по референдуму бюллетенями для голосования;

8) устанавливает результаты референдума на территории соответствующего Совета народных депутатов;

9) рассматривает заявления и жалобы на действия участковых комиссий по референдуму и принимает по ним решения;

10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 28. Образование участковых комиссии по референдуму

Участковая комиссия по референдуму образуется в составе 5—19 членов районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов или их председателями не позднее чем за двадцать пять дней до проведения общекрымского референдума и пятнадцати дней — до местного референдума.

В состав участковой комиссии по референдуму выдвигаются районными, городскими, районными в городах органами общественных объединений, трудовыми коллективами или их советами, коллективами профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, общественными поселковыми, сельскими, уличными, домовыми, квартальными комитетами, собраниями граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям и соединениям.

Председатель, заместитель и секретарь участковой комиссии по референдуму избираются на ее заседании.

Статья 29. Полномочия участковой комиссии по референдуму

Участковая комиссия по референдуму:

1) организует в помещении участка ознакомление граждан с текстами выносимых на референдум проектов решений, сформулированных вопросов;

2) составляет списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по участку;

3) проводит ознакомление участников референдума со списком, принимает и рассматривает заявления о неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

4) принимает от граждан, изменивших место своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума, бюллетени в закрытых конвертах и обеспечивает тайну волеизъявления граждан;

5) оповещает граждан о дне проведения референдума и месте голосования;

6) обеспечивает подготовку помещения для голосования и ящиков для голосования;

7) организует голосование в день проведения референдума на участке;

8) производит подсчет голосов, поданных на участке для голосования;

9) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки референдума и организации голосования и принимает по ним решения;

10) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом.

Статья 30. Организация работы комиссий по референдуму.

Заседания комиссии по референдуму являются правомочными, если в них принимает участие не менее двух третей состава данной комиссии. Решения комиссии принимаются открытым голосованием большинством членов комиссии от ее состава. Члены комиссии по референдуму, не согласные с ее решением, вправе представить свое особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу заседания комиссии.

Решения комиссии по референдуму, принятые в соответствии с настоящим Законом и в пределах ее полномочий, обязательны для исполнения всеми государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

Решения, другие акты комиссии по референдуму могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по референдуму, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, также в суд.

Статья 31. Содействие комиссиям по референдуму в осуществлении их полномочий

Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны оказывать содействие комиссиям по референдуму в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы.

Комиссия по референдуму имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума, в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, к должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленные вопросы и дать комиссии по референдуму ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Статья 32. Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме

Список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии по референдуму. При этом могут использоваться списки избирателей, составленные для проведения выборов народных депутатов. Для участия в работе по составлению списков участковая комиссия по референдуму может привлекать представителей общественности.

Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов обеспечивают учет граждан, имеющих право участвовать в референдуме, и представляют уточненные списки участковым комиссиям по референдуму.

Списки военнослужащих, пребывающих в воинских частях и имеющих право участвовать в референдуме, а также членов семей военнослужащих и других граждан, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, которые представляются командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие за пределами расположения воинских частей, включаются в списки по месту жительства на общих основаниях.

Списки граждан на участках для голосования, образованных в больницах и иных стационарных лечебных учреждениях, а также на судах, находящихся в день референдума в плавании, составляются на основе данных, которые представляются руководителями указанных организаций и капитанами судов.

В список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, включаются граждане Крымской АССР, достигшие ко дню или в день референдума 18 лет, проживающие на момент составления списка на территории данного участка для голосования.

Гражданин включается в список граждан, имеющих право участвовать в референдуме, только на одном участке для голосования.

Граждане, проживающие на территории данного участка для голосования и по каким-то причинам не внесенные в список, включаются в него по решению участковой комиссии по референдуму.

Статья 33. Ознакомление граждан со списками и право на обжалование неточностей в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме

Списки граждан представляются для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до референдума. На участках для голосования, образованных в больницах, иных стационарных лечебных учреждениях, а также в необходимых случаях в воинских частях, на судах, находящихся в день референдума в плавании, списки граждан представляются за два дня до референдума.

Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком и проверить правильность его составления в помещении участковой комиссии по референдуму.

Каждый гражданин вправе обжаловать невключение его в список или исключение из списка, а также допущенные в списке неточности в указании данных о нем. Заявление о неточности в списке рассматривается участковой комиссией по референдуму, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день референдума — незамедлительно рассмотреть заявление, внести необходимые поправки в список, либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в районный (городской) народный суд. Исправление в списке в соответствии с решением суда производится незамедлительно участковой комиссией по референдуму.

Статья 34. Обеспечение права граждан на участке в референдуме в случае изменения места своего пребывания

В случае изменения гражданином места своего пребывания в период между представлением списков для всеобщего ознакомления и днем референдума участковая комиссия по референдуму по просьбе гражданина и по предъявлению паспорта либо иного документа, удостоверяющего его личность, выдает бюллетень для голосования. В получении бюллетеня для голосования гражданин расписывается в списке лиц, участвующих в референдуме. Заполненный бюллетень в закрытом конверте опускается гражданином в опломбированный либо опечатанный избирательный ящик и сохраняется участковой комиссией по референдуму до окончания голосования.

Статья 35. Бюллетень для голосования

В бюллетене для голосования содержатся обращенный к гражданину текст поставленного вопроса (вопросов) и варианты ответа на него в форме: «Да» и «Нет».

В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов бюллетени для голосования, используемые в ходе каждого из них, должны отличаться по цвету.

Образцы, содержание и форма бюллетеней для голосования при проведении общекрымского или местного референдума устанавливаются соответственно Верховным Советом Крымской АССР и районными, городскими, районными в городах, поселковыми и сельскими Советами народных депутатов.

Содержание бюллетеня не должно противоречить сути сформулированного вопроса (вопросов), определенного в требовании граждан или народных депутатов Крымской АССР о проведении референдума.

Бюллетени для голосования печатаются на русском языке, а при необходимости и на других языках, которыми пользуются граждане Крымской АССР на участке голосования, имеющие право участвовать в референдуме.

Участковые комиссии по референдуму обеспечиваются бюллетенями для голосования не позднее чем за пятнадцать дней до проведения референдума.

ГЛАВА IV.
ПОРЯДОК ГОЛОСОВАНИЯ И УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 36. Место и время голосования

Голосование в день референдума проводится на участке референдума с 7 до 20 часов.

О времени и месте голосования участковая комиссия по референдуму извещает граждан не позднее чем за пятнадцать дней до проведения референдума.

На участках для голосования, образованных на судах, находящихся в день проведения референдума в плавании, в воинских частях и соединениях, а также в труднодоступных районах, при представительствах Крымской АССР в других государствах, участковая комиссия по референдуму может объявить голосование законченным в любое время до 20 часов, если при этом на участке проголосовали все граждане, имеющие право участвовать в референдуме и внесенные в списки для голосования.

Статья 37. Организация голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления граждан, оборудование помещений и поддержание в них надлежащего порядка несет участковая комиссия по референдуму.

В день референдума перед началом голосования ящики для голосования проверяются, пломбируются или опечатываются председателем участковой комиссии по референдуму в присутствии всех членов комиссии.

Каждый гражданин, имеющий право участвовать в референдуме, голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Бюллетени для голосования выдаются гражданину на основании списка граждан, имеющих право участвовать в референдуме, по предъявлению паспорта или иного удостоверения личности. При получении бюллетеня для голосования в списке граждан, имеющих право участвовать в референдуме, делается личная роспись голосующего.

В случае, когда отдельные граждане, имеющие право участвовать в референдуме, по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая комиссия по референдуму на основании их заявления поручает членам комиссии числом не менее 2-х, организовать голосование по месту пребывания этих граждан.

Статья 38. Проведение голосования

Бюллетени для голосования заполняются голосующими в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствовать кому бы то ни было, кроме голосующего. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме члена комиссии по референдуму.

Гражданин вычеркивает один из содержащихся в бюллетене ответов: «да» или «нет».

В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов гражданин получает и заполняет отдельно бюллетени по каждому из них.

Заполненные бюллетени гражданин опускает в ящик для голосования.

Статья 39. Подсчет голосов на участке голосования

Подсчет голосов на участке голосования производится участковой комиссией по референдуму. Ящики, а также закрытые конверты, переданные участковой комиссией по референдуму, вскрываются после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие ящиков и конвертов до окончания голосования запрещается. До вскрытия ящиков и конвертов все неиспользованные бюллетени для голосования подсчитываются и погашаются участковой комиссией по референдуму.

Участковая комиссия по референдуму по списку граждан, имеющих право участвовать в референдуме, устанавливает общее число таких граждан на участке, а также число граждан, получивших бюллетени и передавших закрытые конверты. На основании бюллетеней, находившихся в ящиках для голосования и конвертах, комиссия устанавливает:

общее число принявших участие в голосовании граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, голосовавших за одобрение вынесенного на референдум проекта решения или другого вопроса, и число граждан, голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.

Признаются недействительными: бюллетени для голосования неустановленного образца, а также бюллетени, в которых не вычеркнут ни один или вычеркнуты все варианты ответов. При возникновении сомнений в действительности бюллетеней для голосования вопрос разрешается участковой комиссией по референдуму путем голосования.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии по референдуму и заносятся в протокол. В случае проведения одновременно двух или нескольких референдумов по каждому из них отдельно составляется протокол.

Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами участковой комиссии по референдуму и немедленно пересылается в соответствующую районную, городскую, районную в городе, поселковую, сельскую комиссию по референдуму.

Статья 40. Установление результатов референдума

На основании протоколов всех участковых комиссий по референдуму городская (город без районного деления), районная в городе, поселковая, сельская комиссии по референдуму определяют: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме, число граждан, получивших бюллетени; число граждан, принявших участие в голосовании; число граждан, голосовавших за одобрение вынесенного на референдум проекта решения или вопроса; число граждан, голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании соответствующей комиссии по референдуму и заносятся в протокол, который пересылается в вышестоящую комиссию по референдуму. На основании представленных протоколов районных, городских комиссий по референдуму Центральная комиссия по референдуму определяет: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме, число граждан, получивших бюллетени для голосования; число граждан, принявших участие в голосовании; число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум проекта решения или другого вопроса; число голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными. Результаты общекрымского референдума устанавливаются и вносятся в протокол заседания Центральной комиссии по референдуму на основе районных, городских комиссий по референдуму.

При проведении референдума в пределах района, города, района в городе, поселка, села результаты референдума устанавливаются и заносятся в протокол на заседании соответствующей комиссии по референдуму.

Протокол с результатами подсчета голосов или результатами референдума подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии по референдуму.

Соответствующая комиссия по референдуму может признать результаты референдума недействительными из-за допущенных в ходе голосования либо при подсчете голосов нарушений настоящего Закона.

Проект решения, а также решение вопроса, вынесенного на референдум, считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан от числа тех, кто принял участие в референдуме.

Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме и внесенных в списки для голосования, а референдум по вопросам самоопределения народов Крыма, вступления Крымской АССР в государственные союзы, в том числе федеративные и конфедеративные, содружества государств признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее двух третей от общего числа граждан, внесенных в списки для голосования.

Статья 41. Сообщение об итогах референдума публикуется соответствующей комиссией по референдуму не позднее чем в пятидневный срок после референдума. В сообщении указывается: общее число граждан, имеющих право участвовать в референдуме; число граждан, принявших участие в голосовании; число голосовавших за одобрение вынесенного на референдум проекта решения или решения другого вопроса; число голосовавших против его одобрения; число бюллетеней, признанных недействительными.

Статья 42. Повторный референдум

Если в процессе проведения общекрымского или местного референдума были допущены грубые нарушения настоящего Закона, Верховный Совет Крымской АССР в месячный, а соответствующий местный Совет народных депутатов в пятнадцатидневный срок назначают проведение повторного общекрымского или местного референдумов на всей территории Республики, соответствующей административно-территориальной единицы или ее части, участка по референдуму.

При назначении проведения повторного референдума может быть принято решение об изменении состава комиссии по референдуму либо об образовании данной комиссии в новом составе.

ГЛАВА V.
ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ РЕШЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ РЕФЕРЕНДУМОМ

Статья 43. Опубликование и введение в действие законов, решений, принятых референдумом

Законы, иные решения, принятые референдумом, обнародуются в установленном законодательством Крымской АССР порядке опубликования законов, иных решений Верховного Совета Крымской АССР и его Президиума, актов местных Советов народных депутатов и вводятся в действие с момента их опубликования, если в самих законах или решениях не определен иной срок.

Датой принятия закона, решения считается день проведения референдума. Вместо подписи Председателя Верховного Совета Крымской АССР после текста Закона, решения делается запись: «Принят общекрымским референдумом».

Статья 44. Порядок отмены и внесения изменений и дополнений в законы, решения, принятые референдумом

Отмена, внесение изменений и дополнений в законы, решения, принятые референдумом, производятся также референдумом.

При необходимости отмена, внесение изменений и дополнений в законы, решения, принятые референдумом, могут быть произведены соответственно Верховным Советом Крымской АССР, местным Советом народных депутатов большинством не менее чем двумя третями от общего числа народных депутатов, с обязательным утверждением на референдуме не позднее трех месяцев с момента внесения изменений, дополнений или отмены указанных законов, решений.

ГЛАВА VI.
ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА И ЗАКОННОСТИ ПРИ ЕГО ПРОВЕДЕНИИ В КРЫМСКОЙ АССР

Статья 45. Финансирование и материальное обеспечение референдумов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением общекрымского референдума, производятся за счет республиканского бюджета, местных референдумов — за счет местных бюджетов.

Порядок финансирования подготовки и проведения референдумов устанавливается Советом Министров Крымской АССР и соответствующими местными Советами народных депутатов.

В соответствии с законодательством Крымской АССР на время подготовки и проведения референдумов комиссиям по референдумам государственными органами предоставляются в распоряжение оборудование, транспорт, помещения и другие необходимые средства.

Статья 46. Гласность и демократические основы подготовки и проведения референдумов

1. Подготовка и проведение референдумов в Крымской АССР осуществляются гласно и публично.

(1) Вынесенные на общекрымский и местные референдумы вопросы государственной и общественной жизни Республики обнародуются в печати, других средствах массовой информации с целью обеспечения граждан полной и достоверной информацией о содержании и значении проводимого общекрымского или местного референдума.

(2) В соответствии с законами Крымской АССР средства массовой информации всесторонне освещают процессы подготовки и проведения референдумов, их представителям гарантируется доступ на все заседания государственных органов, комиссии по референдуму, собрания общественных объединений, связанных с подготовкой и проведением референдумов в Республике.

(3) На всех этапах подготовки и проведения референдумов допускается участие представителей общественности, в том числе политических партий, массовых движений, национально-культурных и просветительских обществ, собраний граждан по месту жительства, а также иных, действующих в установленном законом порядке организаций.

2. Гражданам, общественным объединениям, трудовым коллективам предоставляется право вести беспрепятственную агитацию за предложение о проведении референдума, за принятие закона или иного решения, которые вынесены на референдум, равно как выступать против предложения о проведении референдума, принятия на нем закона или иного решения.

В день проведения референдума всякая агитация запрещается.

Статья 47. Ответственность за нарушение законодательства о референдуме

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным способом свободному осуществлению гражданами своего права участвовать в референдуме, вести до голосования агитацию, а также члены комиссий по референдуму, должностные лица государственных органов, совершившие подлог документов проведения референдума, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут установленную законодательством ответственность.

Статья 48. Сохранение документов по референдуму

Документы Центральной комиссии по референдуму после окончания ее работы передаются в Президиум Верховного Совета Крымской АССР;

документы других комиссий по референдуму передаются соответствующим местным Советам народных депутатов.

Председатель Верховного Совета Крымской АССР Н.БАГРОВ
г.Симферополь, 22 ноября 1991 года, № 210-1


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМСКОЙ АССР
О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА КРЫМСКОЙ АВТОНОМНОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
«О РЕФЕРЕНДУМЕ»

(Ведомости Верховного Совета Крыма 1991-1992, № 4, ст. 153)

Верховный Совет Крымской Автономной Советской Социалистической Республики

постановляет:

1. Ввести в действие Закон Крымской Автономной Советской Социалистической Республики с 1 декабря 1991 года.

2. Согласно абзацу второму статьи 6 настоящего Закона на территории Крымской АССР признаются как не имеющие юридической силы с момента принятия законодательные и иные правовые акты государственных органов республик, противоречащие праву народов Крыма самостоятельно определять статус и государственное устройство своей республики, организацию экономической жизни, образования и культуры, строить свои отношения с другими государствами Союза Суверенных Республик на основе договоров, соглашений и взаимовыгодного сотрудничества.

3. Положения Закона Крымской АССР «О референдуме» не распространяются на результаты проведенных опросов граждан с целью выявления общественного мнения в Республике.

Председатель Верховного Совета Крымской АССР Н.БАГРОВ
г.Симферополь, 22 ноября 1991 года, № 211-1


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 23 ЗАКОНА КРЫМСКОЙ АССР
«О РЕФЕРЕНДУМЕ»

(Собрание законодательства Республики Крым 1995, № 3, ст. 160)

Верховный Совет Крыма

постановляет:

1. Абзац пятый части первой статьи 23 Закона Крымской АССР «О референдуме» (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1991—1992 гг., № 4, ст. 152) изложить в следующей редакции:

«До образования Центральной комиссии по общекрымскому референдуму ее полномочия осуществляет Центральная избирательная комиссия по выборам Верховного Совета Крыма».

2. Настоящий Закон вступает в силу с момента опубликования.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 23 марта 1995 года, № 403-1


ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ
В ЗАКОН КРЫМСКОЙ АССР
«О РЕФЕРЕНДУМЕ»

(Собрание законодательства Республики Крым 1995, № 5, ст. 376)

Верховный Совет Крыма

постановляет:

1. Внести в Закон Крымской АССР «О референдуме» от 22 ноября 1991 года № 210-1 (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1991 г., № 4, ст. 152) следующие изменения и дополнения:

1.1. В названии и тексте Закона слова «Крымская АССР», «Совет Министров Крыма» заменить соответственно словами «Республика Крым», «Правительство Крыма».

1.2. В абзаце 3 части 3 статьи 23 слова «могут быть образованы общие комиссии по референдуму и выборам» заменить словами «Верховным Советом Крыма, местными Советами могут быть образованы общие комиссии по референдуму и выборам на основе существующих территориальных и участковых избирательных комиссий в избирательных округах и участках».

1.3. Статью 24 дополнить словами:

после слов «образуется Верховным Советом Крыма» — «при этом могут быть учтены представления»;

после слов «(городов республиканского подчинения)» — «Советов или их председателей».

2. Закон вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 17 мая 1995 года, № 437-1


Назад в раздел "Законы"

Назад на главную > > >


SpyLOG
Free counters!

Используются технологии uCoz