26.02.98., №01-23-268/573
на №28-12/41 от 21.08.98г.
На Ваш запрос в Центральную избирательную комиссию от 21.01.98, №28-12/41, обусловленный деятельностью нелегализованного объединения граждан ("Меджлис крымскотатарского народа"), сообщаю следующее.
Согласно части первой статьи 14 Закона Украины "Об объединениях граждан" деятельность объединений граждан, которые нелегализованы, является противозаконной.
Соответственно, нелегализованое общественное объединение не может быть субъектом правоотношений по выборам как народных депутатов Украины, так и по выборам депутатов местных советов.
В избирательные бюллетени не могут быть внесены сведения о принадлежности соответствующего кандидата в депутаты объединению граждан, которое нелегализовано в установленном порядке.
Окружным избирательным комиссиям сообщается для сведения в целях обеспечения соблюдения законодательства о выборах.
- |
21 января 1998 г.
В газете „Голос Украины" 18 декабря 1997 года опубликован список кандидатов в народные депутаты Украины для участия в выборах по многомандатному общегосударственному избирательному округу от Народного руха Украины, в котором под номерами 9 и 49 идут Мустафа Джемилев и Надир Бекиров.
В той же газете 6 января 1998 года опубликован список кандидатов в народные депутаты Украины для участия в выборах по многомандатному общегосударственному избирательному округу от Мусульманской партии Украины, в котором под номерами 2 и 7 идут Ниязи Селимов и Садик Берберов.
В указанных документах М.Джемилев значится „председателем Меджлиса крымскотатарского народа", Н.Бекиров – „членом Меджлиса крымскотатарского народа", Н.Селимов – „председателем Меджлиса" в г.Севастополе, а С.Берберов „членом Милимеджлиса крымскотатарского народа".
Обращаем Ваше внимание на то, что Центральная избирательная комиссия превысила свои полномочия, поскольку в официальных избирательных документах, опубликованных от её имени, присутствует название нелегальной, экстремистской – ведущей деятельность, „направленную на обострение политической ситуации, разжигание межнациональной розни, выражающейся в организации массовых беспорядков, призывах к насильственному свержению законных органов государственной власти и местного самоуправления" (Постановление ВС Крыма от 8 октября 1992 года №167-1), – общественной организации, именующей себя „меджлисом (милимеджлисом) крымскотатарского народа", деятельность которого противоречит Конституции и законодательству Украины, в частности, Закону Украины „Об объединениях граждан". Это означает фактическую легализацию этой незаконной организации в обход порядка, установленного действующим законодательством.
1. Постановление Верховного Совета Крыма „О ситуации в Крыму в связи с антиконституционной деятельностью „меджлиса крымскотатарского народа" и организации крымскотатарского национального движения (ОКНД)" № 167-1 от 8 октября 1992 года.
2. Ответ Министра юстиции Украины С.Головатого № 16-212 от 14 марта 1997 года на запрос народного депутата Украины В.Алексеева о незаконной деятельности „меджлиса".
3. Ответ Заместителя Генерального прокурора Украины О.Колинько № 7-1006-97 от 25 июня 1997 года на запрос народного депутата Украины В.Алексеева о незаконной деятельности „меджлиса".
1. Получат ли так называемый „меджлис крымскотатарского народа" и его структуры право выдвигать кандидатов в депутаты по одномандатным избирательным округам?
2. Будут ли в избирательные бюллетени по многомандатному и одномандатным избирательным округам вноситься сведения о принадлежности кандидатов в народные депутаты Украины, являющихся членами или руководителями указанной группировки, к так называемому „меджлису крымскотатарского народа"?
3. Имеет ли право другая нелегализованная общественная организация выдвигать своих кандидатов в народные депутаты Украины, требовать внесения в бюллетени и другие избирательные документы сведений о принадлежности кандидатов к ней?
4. Будут ли в избирательные бюллетени вноситься сведения о принадлежности кандидатов к легальным общественным организациям, например, к Русской общине Крыма?
По данному запросу просим дать официальный ответ в соответствии с законами Украины „О выборах народных депутатов Украины" и „Об информации".