Крымская автономия – это правовой нонсенс, потому что нигде в мире нет территориальной автономии, автономное образование может быть только национальным и в перспективе крымские татары намерены добиваться именно своей национальной автономии. Поэтому Конституция АРК 1998 года является потенциальным источником межнациональных конфликтов на полуострове. В своё время под лозунгами «автономизации» некоторые экономические группы пытались всего лишь банально установить свой контроль над финансовыми потоками, движением собственности и распределением земли в Крыму.
Кроме того, Конституция АРК 1998 года противоречит результатам общекрымского референдума 20 января 1991 года о воссоздании Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора – то есть речь идёт не об автономии, а о Крыме как субъекте федерации!
Нынешняя конституция АРК не соответствует также духу и букве Европейской хартии о местном самоуправлении, к которой присоединилась и Украина. Этот международный документ требует чёткого разграничения полномочий между государственными и региональными органами власти, а этого как раз и нет в действующей крымской конституции, прежде всего, благодаря пресловутой поправке Зайца, согласно которой Конституция АРК не может противоречить Конституции и законам Украины. Фактически эта норма сводит на нет какие-либо полномочия Крыма.
К тому же автономия является атрибутом унитарного государства, а я, как и подавляющее большинство крымчан, являюсь сторонником федерализации Украины.
В ноябре 2008 года я обратился в Окружной Административный суд Автономной Республики Крым с иском и просил суд:
1. Признать противоправными действия Верховной Рады Автономной Республики Крым, которая на второй сессии Верховной Рады АРК 21 октября 1998 года приняла Конституцию АРК.
2. Отменить постановление № 239К-2/98 Верховной Рады АРК от 21 октября 1998 года, которым была принята Конституция АРК.
3. Отменить нормативно-правовой акт Верховной Рады АРК в виде Конституции Автономной Республики Крым, принятой на второй сессии Верховной Рады АРК 21 октября 1998 года.
9 апреля 2009 года судья Антон Цыкуренко определением Окружного Административного суда АРК закрыл производство в части двух последних исковых требований, а постановлением отказал в удовлетворении иска по первому требованию. Закрывая производство, Цыкуренко исходил из того, что эти вопросы относятся к юрисдикции Конституционного Суда Украины.
- |
Однако 26 января 2010 года Севастопольский Апелляционный административный суд, рассмотрев апелляцию, отменил определение Окружного Административного суда АРК и направил дело для продолжения рассмотрения. Судья Цыкуренко отстранён, продолжение рассмотрения дела было назначено новой судьёй Алёной Кушновой на 9 апреля. Представители ответчика в суд не явились, и следующее заседание состоится 13 мая в 16 часов.
Если отменить эту конституцию решением суда, то у крымского парламента развязываются руки и он может принять новую редакцию основного закона полуострова или возобновить действие Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года, которая была, по сути, конституцией субъекта федерации. Крым при любом из этих вариантов становится полигоном федерализации в масштабах всей Украины!
Принцип федерализма предполагает установление единого государственного порядка с помощью механизма Федеративного договора – соглашения федерации и её субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти. И тогда какая-либо поправка Зайца будет невозможна в принципе!
Практические попытки преодолеть существующие кризисные явления в развитии региона с неизбежностью наталкивались на то, что у крымской власти отсутствовали механизмы, позволяющие эффективно осуществлять экономические преобразования, прежде всего из-за поправки украинского нардепа Ивана Зайца: в случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и актов Совета министров Автономной Республики Крым Конституции Украины и законам Украины действуют положения Конституции Украины и законов Украины. Таким образом, развитие макроэкономических структур и процессов, вопреки Конституции АРК, фактически полностью подчинено Киеву.
Это, прежде всего отсутствие на протяжении всего периода украинской независимости у киевских центральных властей научно обоснованной региональной политики, а также тотальная коррупция в системе органов государственного управления. Всё это в совокупности не позволяет совершенствовать существующую систему производственных отношений и делает сам факт экономической инициативы зачастую бесполезным.
Украина в настоящий момент как никогда нуждается в конкретных действиях и эффективных решениях, способных вывести страну из кризиса и дать ей новый импульс развития. Эту задачу можно решить только совместными усилиями государственной власти и групп общественных инициатив, каковой и является Народный фронт «Севастополь-Крым-Россия». Сегодняшней Украине необходимо преодолеть не только острейшие социально-экономические проблемы, но и глубокие культурно-цивилизационные противоречия, а это невозможно сделать в рамках нынешней Конституции государства, которая во многом и способствовала существующему системному кризису в стране. Проведение сильной региональной экономической политики невозможно без федеративного устройства и двухпалатного парламента. Страна нуждается в политической реформе на принципах федерализма и регионализации.
Пункт 1 статьи 74 Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года гласит: «Недра, воды, леса, растительный и животный мир, воздушное пространство, рекреационные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории и континентального шельфа Республики — являются достоянием народа Крыма и посредством права государственной собственности на эти объекты используются исключительно в его интересах». Таким образом, становится понятно, что возвращение этой конституции будет способствовать расширению возможностей Крыма в решении собственных региональных проблем и, прежде всего, экономических, поскольку даст местным органам власти правовую и финансовую возможность осуществлять оперативное управление Крымом.
Важными нормами этой Конституции являются также положения статьи 9-й – «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе договора и соглашений» и статьи 10-й – «Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах». Восстановление этих норм позволит создать систему государственного менеджмента, наиболее адекватно отвечающего современным вызовам и способствующего реализации инновационных трансформаций в экономике.
Народный фронт «Севастополь-Крым-Россия» выступает за возобновление действия Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года, так как этот шаг снимет противоречия в политико-правовой идентификации полуострова в рамках конституционного поля Украины и будет иметь широкую поддержку у местного населения. При этом произойдёт возврат к реальным принципам демократии, что позволит Украине повысить свой авторитет на международной арене и покажет образец цивилизованного пути разрешения межрегиональных противоречий.
Экономический кризис на Украине носит особенно затяжной характер и поставил страну на грань катастрофы. В таких условиях необходимо создать экономические предпосылки для привлечения соответствующих ресурсов извне. В XX столетии убедительно доказана целесообразность развития Крыма как одного из мировых центров оздоровления людей. Концепция «Крым – Всесоюзная здравница», доминировавшая в советский период, в настоящее время может быть конструктивно трансформирована в концепцию «Крым – Международная здравница».
Данные обстоятельства выгодно отличают Крым от других регионов Украины, инвестиционная привлекательность которых находится всё ещё на низком уровне. Факты свидетельствуют, что наибольший инвестиционный и инновационный интерес к Крыму проявляет, прежде всего, Россия. Поэтому для развития Крыма, как международного курорта, необходимо предоставление ему статуса «территории приоритетного российско-украинского экономического сотрудничества» на принципах свободных экономических зон пятого поколения. Это позволит осуществить модернизацию региона по пути наибольшей инвестиционной привлекательности и максимальной экономической открытости.
Концептуальные модели комплексного развития региона разрабатывались ранее Крымской академией наук, Таврическим институтом комплексных социально-экономических исследований и консалтинга, различными государственными структурами Симферополя и Киева. Особый интерес представляла «Государственная программа устойчивого социально-экономического развития Автономной Республики Крым на период до 2017 года», принятая Кабинетом Министров Украины 30 августа 2007 года. Однако отсутствие чёткого определения источников финансирования, а также декларативный стиль программы превратили её в очередной документ о намерениях и не более того.
В связи с этим мне видится наиболее реальным путь, предложенный Фондом развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым» в «Основах концепции возрождения Крыма». Её авторы, крымские учёные Олег Котолупов и Павел Хриенко, предлагают на всей территории Крымского полуострова, включая, город-герой Севастополь, создать на 49 лет «территорию приоритетного украинско-российского сотрудничества». На такой территории экономические приоритеты в развитии Крыма создаются для украинских и российских участников рынка, потому что 85% инвестиций в крымскую экономику поступает именно из Украины и России, причём российские инвестиции значительно опережают украинские.
В современных условиях Россия является одним из наиболее динамично развивающихся государств на евразийском пространстве и за её рынки и её ресурсный потенциал уже ведётся ожесточённая конкурентная борьба во всём мире. Создание условий для привлечения инвестиций из России – спасение Крыма от полной деградации. Таким инструментом спасения и должен стать проект Фонда «Москва-Крым». Однако для его реализации необходимо создание соответствующей политико-правовой системы.
Образование в Крыму территории приоритетного российско-украинского экономического сотрудничества не является самоцелью, а является только средством решить многочисленные экономические и социальные проблемы цивилизованным путём и с учётом интересов самих крымчан. В ближайшее время необходимо преодолеть в регионе кризис и обеспечить развитие экономики Крыма как эффективной и самодостаточной.
Для этого проект Фонда «Москва-Крым» предполагает приобретение Россией и другими странами СНГ объектов курортно-рекреационной собственности в Крыму для оздоровления своих граждан. Для РФ целесообразно приобретение в собственность курортных и оздоровительных объектов каждому из субъектов федерации. Параллельно предусмотрено создание экономических преференций для развития современной экономики Крыма, что в существенной степени будет способствовать повышению уровня курортно-рекреационного потенциала региона, а также создание в Крыму холдинга или объединения по организации оперативного управления курортной реинтеграцией. Обоснованной является и возможность управления регионом на принципах кондоминиума.
В практической реализации проекта с целью оптимизации управления процессом создания в Крыму «территории приоритетного российско-украинского экономического сотрудничества» курортно-рекреационной направленности целесообразно использовать опыт и механизмы работы Фонда «Москва-Крым», который в течение последних 12 лет работает на интеграционном поле российско-украинских экономических и гуманитарных взаимоотношений.
Создание в Крыму кондоминиума по совместному управлению развитием экономических процессов со стороны государственных структур Украины и России. Исторический опыт свидетельствует, что там, где управление экономикой строилось на принципах кондомината, или экономического плюрализма, быстро укреплялся правопорядок, создавалась особо привлекательная среда правового обеспечения происходящих процессов не только в экономике, но и в обществе в целом. Что необходимо сделать для гармонизации сферы гуманитарных отношений в Крыму?
В наследство от прежнего президента Виктора Ющенко новая власть получила кризис в гуманитарной сфере, который в Крыму осложнён ещё и искусственными обстоятельствами – постоянным нарушением прав граждан на использование родного языка и получение соответствующего образования. Так русский язык и литература преподаются в школах как иностранные. Государственная документация переведена полностью на украинский язык, изменены фамилии, имена и отчества в паспортах подавляющего большинства жителей региона, переиначиваются на украинский язык названия городов и сёл. Более того, русскоязычное население, которое формирует более 2/3 бюджета Крыма, ни имеет ни на телевидении, ни на радио своих программ, по аналогии с тем, что уже создано при государственной поддержке для украинского, крымскотатарского и других этносов, проживающих в Крыму. В регионе нет ни одной русской газеты, которая поддерживалась бы государством в той степени, как это осуществляется в отношении изданий для других этносов.