У проекта под названием «независимая Украина» за 20 лет своего существования так и не появилась национальная идея. Большинство жителей Украины не знают, в чем заключается национальная идея страны, либо же считают, что такая идея отсутствует. Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования, проведенного компанией Research and Branding Group. Социологи констатируют, что почти каждый пятый (18%) опрошенный заявил, что на Украине нет национальной идеи. Еще 40% респондентов затруднились с определением национальной идеи. Такая идея могла бы появиться только в случае федерализации страны, поскольку Запад и Центр с одной стороны и Юго-Восток с другой не просто разнятся между собой – у них абсолютно противоположная ментальность. Единство в многообразии – вот, что способно было на некоторое время объединить Украину и отсрочить распад страны. Однако в настоящий момент скрытое противостояние в обществе привело к тому, что независимая Украина так и не смогла стать полноценным государством, поскольку создавалась, прежде всего, в виде стратегического плацдарма против РФ и строилась на русофобских принципах.
В течение двух десятилетий вместо обещанного самостийныками триумфального движения вперёд по пути социально-экономического и духовного развития мы наблюдаем обвальное падение национальной промышленности, сельского хозяйства, образования, медицины и т.д. Вместо амбициозных устремлений к мировым вершинам в когорте высокоразвитых европейских государств на выходе получилась тотальная деградация во всех сферах жизнедеятельности украинского государства. При этом Украина в течение всех лет своей независимости остаётся аутсайдером глобальных процессов, как в международной политике, так и на мировом рынке. До сих пор руководством страны упорно игнорируется очевидный факт, что Украина никогда не сможет стать полноценной частью ни европейской, ни англо-саксонской цивилизаций. Более того, западные государства не считают Украину ни равной им, ни тем более достойной войти в их цивилизационное сообщество. В связи с этим экс-министр экономики Виктор Суслов полагает, что «реальных европейских перспектив у Украины нет», поскольку «от евро выиграли только ведущие страны ЕС с развитыми экономиками».
- |
Эксплуатируя риторику пресловутой «многовекторности», официальный Киев всегда стремился превратить транзит углеводородов в объект экономического шантажа, как России, так и Евросоюза. Однако с запуском Северного и Южного потоков Украина перестанет представлять собой какую-либо ценность в геополитическом плане.
Еще несколько лет назад Виктор Янукович доказывал, что никакое ВТО или Зона свободной торговли с ЕС не заменит Украине ЕЭП, а уже сегодня его политическая сила полностью отбрасывает пророссийский вектор в экономике (отказ от вступления в Таможенный союз) и готовится к теснейшему сотрудничеству с Западом. Нынешняя власть стремится заключить Соглашение об ассоциации между Украиной и ЕС.
В чём причина подобной метаморфозы? «Ответ на этот вопрос можно найти, изучив природу Партии регионов, да и нынешней власти в целом. Она – олигархическая. В России ни один олигарх не позволит себе в отношениях с президентом того, что позволяют украинские олигархи.
В России представители крупного капитала должны лавировать, чтобы не попасть в немилость кому-либо из правящего тандема, в первую очередь – Путина. На Украине – между группами влияния лавирует президент. А украинским олигархам не выгодна пророссийская политика, ведь, превратись Украина в сателлит России, крупный бизнес в нашей стране окажется под угрозой поглощения со стороны более могущественных российских игроков, которых к тому же поддержит российская власть», – говорится в материале украинского ресурса «Подробности» (новостной проект ведущего телеканала Украины «Интер»).
Однако следует отметить, что Партия регионов, опираясь на поддержку олигархов и обладая определённым бюрократическим ресурсом, стремится укрепить украинский проект и выстроить жёсткую властную пирамиду.
Вместе с тем, нынешняя команда президента Януковича является преемницей тех проамериканских компрадорских режимов, которые существовали на Украине на протяжении всего периода её независимости. Они исполняли роль наместника Запада и мировых транснациональных корпораций и банков с целью достижения и консервации технико-экономической отсталости Украины и сохранения её зависимости от импорта средств производства, промышленных и продовольственных товаров.
Специализация на экспорте железорудного сырья и стального проката – яркий признак неоколонизации. Около 4/5 металлопроката идёт в страны Запада, что равнозначно выносу их экологически опасных производств на Украину. При этом отечественные отрасли машиностроения, где требуется масса квалифицированной рабочей силы, не работают на полную мощность и металла почти не потребляют. Украина утратила статус технологической державы и низведена до уровня сырьевой полуколонии. Компрадорская модель построения экономики не предполагает задумываться о воспроизводстве ресурсов, технологий, живого труда и среды обитания, а нацелена лишь на получение сиюминутной выгоды в виде прибылей для олигархических кланов. «Реформы смерти», проводимые на Украине за 20 лет с момента развала Советского Союза, вызвали не только разрушение промышленности и АПК как основ жизнеобеспечения. Они привели к подавлению созидательной и гуманитарной деятельности во всех сферах, включая здравоохранение, просвещение, науку, культуру. Внешний государственный долг Украины установил совсем недавно исторический максимум 60 миллиардов долларов.
Показатель успешности любого государства обусловлен в первую очередь выполнением такой его важнейшей внутренней функции как создание условий для развития производства на основе признания и защиты разных форм собственности. Вместо этого антинародные режимы, управлявшие Украиной, за 20 лет независимости планомерно выполняли установки Международного валютного фонда и Всемирного банка по созданию условий для обнищания и геноцида собственного населения. Фундаментальный подрыв сельского хозяйства в стране был произведён в первой половине 1990-х годов. Но этого оказалось недостаточно и в 1996 году Конгресс США в резолюции №120 требует: «Правительству Украины необходимо сделать своим первым приоритетом демонтаж социалистических секторов своей экономики … путём … приватизации совхозов и колхозов и прекращения осуществления ими монополистического контроля в аграрно-индустриальном секторе». Подобные директивы могут даваться только марионеточному протекторату – для независимого государства это позор! Тем не менее, тогдашний президент Кучма под нажимом американцев издал указ о паевании и деколлективизации, основная цель которого – уничтожение эффективного крупнотоварного агропромышленного комплекса, дробление пахотных земель среди полунищих собственников, лишённых средств производства, и подготовка тотальной распродажи украинских земель капиталистам Запада.
На сегодняшний день на Украине более 40 млн. га сельскохозяйственных угодий, при этом около 27 млн. га земли распаёвано и находится в частной собственности у 7 млн. крестьян, подавляющее большинство из которых не в состоянии без средств производства обрабатывать свои наделы. Если производство зерна и подсолнечника пока поддерживается на уровне 2/3 к уровню 1991 года, то поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец, а также производство картофеля, овощей, фруктов, льна и других культур резко сокращено. Эти виды продукции, таким образом, постепенно исключаются из комплекса жизнеобеспечения, а крестьяне, занимающиеся их производством, становятся безработными. По сути, решена задача неоколонизации – сохранение производства одного-двух видов сельхозпродукции на экспорт. Подобное «реформирование» АПК и появление «собственников» по американским рецептам привело к тому, что во многих сельскохозяйственных районах смертность в 3 раза стала превышать рождаемость.
К внутренним функциям государства относится и охрана окружающей среды, однако экологическая ситуация в стране вызывает серьёзное беспокойство. В 2008 году под патронатом Еврокомиссии в 30-километровой зоне Чернобыльской АЭС сдана в эксплуатацию первая очередь хранилища для отработанного ядерного топлива, куда был помещён радиоактивный мусор из Чернобыльской зоны. Таким образом, активные участки уцелевших в результате катастрофы 1986 года 1-го, 2-го и 3-го энергоблоков ЧАЭС полностью освобождены от отработанного ядерного топлива. Однако после этого в зоне отчуждения продолжалось строительство ещё нескольких ядерных могильников, которые украинское правительство планировало использовать для сброса ядерных отходов западных «партнёров». При этом было полностью проигнорировано, что Чернобыльская зона и так перенасыщена ядерными объектами и не является безопасным местом для обустройства ядерной свалки Европы. Это также зона водозабора рек, впадающих в главную водную артерию Украины – Днепр, из которого обеспечивается водой 70% населения страны. Не стоит забывать и о том, что в 1996 году правительство Украины под давлением США утвердило проект по строительству хранилища отработанных ядерных отходов на Запорожской АЭС на участке Бучакского моря. Именно здесь самый крупный на Украине подземный источник пресной воды, значение которого в условиях обострения проблемы водообеспечения исключительно важно. Поскольку абсолютную герметичность хранилищ и абсолютную безаварийность обеспечить невозможно, то под угрозой поражения радионуклидами оказывается большинство населения Украины.
К внешним функциям государства относится оборона страны от нападения извне, но украинская армия находится в плачевном состоянии и представляет угрозу не столько для потенциального агрессора, сколько для собственного населения. За все годы независимости Вооружённые силы не получали на своё содержание полную сумму, определённую Законом Украины «Об обороне» – 3% от ВВП. Они финансировались по остаточному принципу, в пределах 0,9 – 1,2% от ВВП. Техническое состояние вооружений и военной техники Вооружённых сил Украины приближается к критическому. В Сухопутных войсках по данным экспертов Центра исследований армии, конверсии и разоружения более 90% вооружений и военной техники уже исчерпали свой ресурс. Министерство обороны Украины сообщило в конце 2007 года, что стали непригодными к использованию 80% основной номенклатуры ракетно-артиллерийского вооружения, около 50% истребителей и 60% бомбардировщиков от их штатной численности. Военные аналитики отмечают, что к концу нынешнего года украинская армия подойдёт к пределу своего существования как функциональная структура. Такая ситуация сложилась в результате частичной или полной потери предприятиями оборонно-промышленного комплекса Украины возможностей удовлетворить потребности Минобороны, что, в свою очередь, произошло из-за продолжительной дезориентации ОПК и отсутствия государственного оборонного заказа.
К функциям государства относится создание условий и демократических институтов для выявления, учёта и координации интересов различных социальных групп общества. При этом государство становится средством компромисса между различными общественными силами. Оно должно осуществлять управление от имени гражданского общества и в его интересах, используя такие инструменты демократии, как парламентаризм, свободные выборы, федерализм, независимое правосудие.
На сегодняшний день на Украине нивелируется роль этих институтов при проявлении некоторых негативных тенденций.
Так огромная часть украинских граждан не участвует в политической жизни страны. Имеет место абсентеизм, т.е. уклонение избирателей от участия в выборах в представительные органы разного уровня. Рост абсентеизма во время последних выборов в местные советы (в Крыму к избирательным урнам пришло только 47% избирателей) может рассматриваться как признак политического кризиса, реакция населения на альтернативы, предлагаемые политиками. Безразличие к выборам каждого второго избирателя, по мнению украинского политолога Вадима Карасева, свидетельствует о том, что Партия регионов перестаёт быть выразителем идей Юго-Востока Украины. Выиграв всё, ПР все же рискует и потерять – считает эксперт.
Многие исследователи определяют отношение населения к нормам и моральным ценностям существующей социальной системы на Украине понятием «аномия». Аномия означает деструктивное состояние общества, которое характеризуется утратой социальных норм и возрастанием количества разрушительных поступков. Ничем неоправданное и насильственное сужение сферы функционирования русского языка, фальсификация истории и попытки пересмотра итогов Второй мировой войны всегда являлись визитной карточкой украинского государства. Но 9 мая во Львове впервые в новейшей украинской истории произошло циничное избиение Великого Дня Победы. У независимой Украины нет государствообразующего фундамента в виде каких-то базовых историко-цивилизационных ценностей. Это государство образовано искусственно, чисто механически в результате развала Советского Союза и является скорее территорией, состоящей из противоположных по ментальности населения, чуждых друг другу регионов. События во Львове показали непримиримые противоречия на Украине в вопросе и о результатах Великой Отечественной войны. Неприятно удивила и позиция руководства Украины. Смысл ношения Георгиевской ленточки заключается в лозунге «Я помню, я горжусь»! Если президент Украины, будучи русским человеком, побоялся надеть её в Киеве на Крещатике в Великий Праздник 9 мая, то значит это государство неправильно создано и не на тех принципах построено. Вердикт Конституционного суда, отменивший закон о Знамени Победы, является официальным отказом украинского государства от статуса победителя во Второй мировой войне. Украина оказалась в идеологическом и цивилизационном тупике и осталась на позициях культурной дезадаптации и маргинальности.
По данным КМИС (Киевского международного института социологии) около 70% населения Новороссии и Крыма считают, что политические взгляды жителей Западной Украины близки к фашизму. Растоптанный необандеровцами День Победы во Львове – это повод задуматься о цивилизованном разводе по примеру Чехословакии. Для Крыма и Новороссии нахождение в государстве, где унижают великий Русский народ оскорбительно и недопустимо. В этом случае нельзя не согласиться с Президентом РФ Дмитрием Медведевым, давшим следующую характеристику отношения в некоторых бывших советских республиках к истории Великой Отечественной войны: «Если эта власть пляшет на костях людей, которые когда-то защищали их страны, то мы должны понимать, какое у нас будет отношение к этой власти и, исходя из этого, выстраивать свои внешнеполитические приоритеты». Массовые выступления нацистов на Украине свидетельствуют о незрелости политических устоев этого государства – резюмировал руководитель России.
К сказанному нужно добавить, что обанкротившийся режим экс-президента Виктора Ющенко, который просуществовал на Украине более 5-ти лет, по всем признакам являлся неофашистским: незаконный приход к власти в результате не прописанной в Конституции процедуры проведения 3-го тура президентских выборов, оголтелая русофобия, этноцид в отношении русскоязычного населения, откровенная демагогия и популизм, крайние формы давления на политических противников. Правление Ющенко сопровождалось и внешнеполитическими авантюрами. Поддержав Саакашвили, он в августе 2008 года чуть не довёл дело до братоубийственной войны во время грузино-осетинского конфликта, когда украинские военные участвовали в боевых действиях против своих российских коллег.
При Ющенко были развёрнуты политические репрессии против инакомыслящих и тотальное наступление на основные гражданские свободы. Это выразилось в фабрикации заказных уголовных дел о «сепаратизме» против пророссийских активистов в Крыму, Закарпатье и Донецке, которые до сих пор «новой» властью не закрыты. «За время независимости власть должна была научиться вести диалог с обществом, и в соответствии с мнением которого, решать межнациональные, региональные проблемы, в том числе вопросы федерализации, а не перекладывать их «решение» на плечи СБУ, что говорит не о силе, а о слабости государства» – констатировали в связи с этим известные представители крымской науки Олег Котолупов и Павел Хриенко в своей статье «Украина не Канада». Уголовное законодательство и судопроизводство на Украине имеют инквизиционную направленность и абсолютно не соответствуют европейским демократическим стандартам в области прав человека – речь идет о системном нарушении свободы слова и политических преследованиях за выражение своего мнения, что идёт в разрез с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.
К тому же нынешний правящий режим усиленно пытается свести к минимуму политические права граждан и для достижения этой цели делает акцент на карательные меры и принуждение. Властью ставится под сомнение такой базовый принцип правового государства как приоритет прав человека над законами государства. По этому поводу Европейский парламент поддержал резолюцию с критикой в адрес украинских властей о применении уголовного права в качестве средства для достижения политических целей, а также подчеркнул важность обеспечения максимальной прозрачности судебных разбирательств. Дипломаты ведущих мировых держав, комментируя происходящее в стране преследование лидеров оппозиции, отмечают, что лишение их возможности выполнять свои функции во главе оппозиционных партий не отвечает европейским ценностям. В современной демократической системе оппозиция должна сохранять возможность и право выступать с предложениями в рамках диалога с властью, потому что оппозиция является выразителем взглядов и интересов определенных слоёв общества. Традиция расправы с политическими оппонентами была предложена ещё Кучмой, и с тех пор является неизменным атрибутом любой украинской власти.
Общественно-политическую ситуацию, сложившуюся на Украине в эпоху президентства Леонида Кучмы, учёный из МГУ Александр Полунов охарактеризовал понятием «двойная институционализация», означающая отказ от решения отдать приоритет какой-либо определённой стратегии дальнейшего развития страны. «Составной частью «двойной институционализации» был и отказ от определённого геостратегического выбора, а внутри страны – стремление балансировать между интересами» русскоязычной и украиноязычной частями Украины. Российский историк отмечает, что «результат подобной политики лавирования был в высшей степени противоречив. Украине действительно удалось избежать открытого внутреннего конфликта, однако ценой «худого мира» оказалось угасание экономики и социально-политической активности населения. В рамках механизма власти сложился своеобразный «центристский буфер» (раздел сфер влияния между неономенклатурой и умеренно-националистической элитой), в результате чего правые и левые радикалы оказались оттеснены на обочину политического процесса. Основная масса населения, придавленная тяготами борьбы за выживание, не выражала открытого протеста против сложившейся ситуации, а власти имели возможность рапортовать о сохранении внутреннего мира и стабильности как о важнейшей своей заслуге». Однако этот исторический отрезок был прерван «оранжевой революцией», приведшей к сильнейшему ментально-этническому расколу внутри государства. Поэтому попытки действующей власти воспользоваться политическим опытом кучмизма не дадут абсолютно никакого эффекта – в одну и ту же реку нельзя войти дважды!
Раскрывая феномен этого периода независимости, Олег Котолупов и Павел Хриенко отмечают, что Кучма пытался «сохранить видимость хороших отношений с Россией, в то же время постоянно заявляя о европейском выборе. Лавировать между двумя центрами … позволяла относительная экономическая стабильность, которая базировалась на советском наследстве. Однако с годами возможности этого наследства сокращались, требовались огромные инвестиции на техническое перевооружение основных фондов, требовалась перестройка всей экономики. Но из-за … постоянной смены исполнительной … власти, руки, как говорится, до экономики не доходили, и развитие её шло по инерционному пути. Кроме того, серьёзно заниматься экономикой невозможно, не сделав политического выбора. Либо экономика Украины интегрируется с экономикой Евросоюза, либо с экономикой России».
До сих пор Украина так и не определилась с собственной геоэкономической идентификацией. При этом у Партии регионов нет также и никакого политического проекта обустройства Украины и сохранения культурно-цивилизационной идентичности Юго-Востока. Государство в лице своего руководства демонстрирует полную неспособность решений этих ключевых проблем, от которых зависит принципиальная возможность выполнения его функций. Основной функцией любого государства должна быть охрана интересов человека, защита его прав и свобод, обеспечение каждому члену общества надлежащих условий жизни на началах свободы, справедливости и солидарности. Иные функции государства в той или иной мере подчинены осуществлению вышеназванной. Соответственно и целью всякого государства выступает всеобщий интерес. Главная задача государства – осуществление солидарных интересов людей. Способствуя росту солидарности между людьми, государство облагораживает и возвышает человека, даёт ему возможность развивать лучшие стороны своей природы. Советское государство при всех его недостатках в той или иной мере отвечало данным требованиям и подавляющее большинство его граждан, несмотря на несогласие с коммунистической идеологией, считали СССР своей страной.
Оно не выполняет те функции, которые надлежит обеспечивать любому государству. Более того, в том виде, в котором существует это государство, оно и не в состоянии защищать своих граждан. Украина управляется как закрытое акционерное общество, в котором контрольный пакет акций в настоящий момент у регионалов и сотрудничающих с ними олигархов. Оно обслуживает интересы только правящей национал-бюрократической и олигархической верхушки.
Современный украинский проект весьма привлекателен исключительно для его «хозяев». Для простых же жителей Украины этот государственный проект за 20 лет себя полностью исчерпал и в дальнейшем не сулит ничего хорошего.
Думаю, что ввиду невозможности его реформирования актуальна и правомерна постановка вопроса о роспуске и упразднении украинского государства как несостоявшегося. Как именно и в какой последовательности будет осуществляться этот процесс? Это находится уже в юридической плоскости и является отдельной темой для обсуждения.