Подтверждая стремление народов России к экономической и политической интеграции с народами государств, созданных на территории Союза Советских Социалистических Республик, отвечая на многочисленные обращения субъектов Российской Федерации, учитывая результаты референдума Республики Белоруссия 14 мая 1995 года, имея целью воссоздание государственного единства народов Союза ССР в любых взаимоприемлемых формах
1. Подтвердить для Российской Федерации - России юридическую силу результатов референдума СССР по вопросу о сохранении Союза ССР, состоявшегося на территории РСФСР 17 марта 1991 года.
2. Отметить, что должностные лица РСФСР, подготовившие, подписавшие и ратифицировавшие решение о прекращении существования Союза ССР, грубо нарушили волеизъявление народов России о сохранении Союза ССР, выраженное на референдуме СССР 17 марта 1991 года, а также Декларацию о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, провозгласившую стремление народов России создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.
3. Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б.Н.Ельциным и государственным секретарем РСФСР Г.Э.Бурбулисом и не утвержденное Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР, не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР.
4. Исходить из того, что межгосударственные и межправительственные договоры по политическим, экономическим, оборонным и иным вопросам, заключенные в рамках Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, сохраняют свою силу для заключивших их государств до их свободного и добровольного решения о воссоздании единого государства либо до их решения о прекращении действия указанных договоров.
5. Предложить Правительству Российской Федерации принять необходимые меры по сохранению единого экономического, политического и информационного пространства, развитию и укреплению интеграционных связей государств, созданных на территории Союза ССР.
6. Депутации Государственной Думы в Межпарламентской Ассамблее государств - участников Содружества Независимых Государств содействовать превращению Межпарламентской Ассамблеи в эффективный инструмент интеграции и сотрудничества государств, созданных на территории Союза ССР.
7. Комитетам Государственной Думы разработать и представить на рассмотрение Совета Государственной Думы комплекс мер по устранению последствий развала Союза ССР, прежде всего в отношении советских граждан, до сих пор не определивших свою государственную принадлежность.
Уважаемые депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации!
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, поддерживая Ваше стремление принять все меры к ускорению интеграции народов государств, входивших пять лет назад в Союз ССР, отмечает, что принятые Вами Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 г. №156-II ГД "Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" и от 15 марта 1996 г. №157-II ГД "О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР" могут вызвать определенные затруднения на пути к этой благородной цели. Подтверждением этому служит настороженная и даже негативная реакция ряда государственных и общественных деятелей государств - участников Содружества Независимых Государств.
Мы убеждены, что содействовать углублению интеграционных процессов можно лишь на основе согласованных действий всех органов государственной власти Российской Федерации, координации их усилий с партнерами по Содружеству Независимых Государств.
Осознавая, что реальные экономические интересы народов России и республик бывшего СССР являются несравненно большим стимулом для их объединения, чем любые постановления и заявления политиков, обращаемся к вам с просьбой вернуться к рассмотрению упомянутых актов и еще раз тщательно проанализировать возможные последствия их принятия.
Совет Федерации Федерального Собрания, 19.03.1996 № 95-СФ
http://bestpravo.ru/rossijskoje/er-pravo/a9r.htm
Принять Обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".
Laphroaig купить |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации внимательнейшим образом обсудила обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 19 марта 1996г. №95-СФ и заслушала сообщение по этому вопросу представителя Совета Федерации В.М.Кокова. Обмен мнениями по указанному Обращению состоялся во всех думских фракциях и депутатских группах.
Мы особо отмечаем взвешенный, доброжелательный характер Обращения Совета Федерации, подчеркнувшего наше общее стремление принять все меры по ускорению интеграции народов республик, составлявших пять лет тому назад Союз ССР, и убеждены, что содействовать углублению интеграционных процессов можно лишь на основе согласованных действий всех органов государственной власти Российской Федерации, координации наших усилий с партнерами по Содружеству Независимых Государств. Мы согласны, что на пути к этой благородной цели могут встретиться определенные затруднения, что выразилось в негативной реакции на Постановления Государственной Думы от 15 марта 1996 г. N 156-II ГД и N 157-II ГД ряда государственных и общественных деятелей в государствах - членах Содружества Независимых Государств и в некоторых средствах массовой информации.
Поэтому, вернувшись к обсуждению указанных Постановлений, Государственная Дума еще раз хотела бы обратить Ваше внимание на следующее:
1. Принятие 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановлений N 156-II ГД "Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" и N 157-II ГД "О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР" было вызвано стремлением открыть больший простор для последовательной добровольной интеграции братских народов, что соответствует воле населения России, выраженной на референдуме СССР 17 марта 1991 года. При этом мы учитывали, что Президент Российской Федерации и органы исполнительной власти Российской Федерации неоднократно делали заявления, в которых также выражалось намерение углублять сотрудничество между государствами - членами Содружества Независимых Государств.
2. Принятые Государственной Думой Постановления носят прежде всего политический характер, дают оценку ситуации, сложившейся после развала Советского Союза, отвечая чаяниям и надеждам братских народов, их стремлению жить в едином демократическом правовом государстве. Более того, именно Постановления Государственной Думы способствовали заключению четырехстороннего Договора между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Правомерность инициативы Государственной Думы подтверждена подписанием 2 апреля 1996 года полномасштабного Договора между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия об образовании Сообщества. Договор включает в себя положение о создании наднациональных органов, имеющих право принимать модельные законодательные акты. В этой части мы придаем особое значение событиям, последовавшим после 1 марта 1996 года и фактически приведшим к реализации положений указанных Постановлений Государственной Думы.
3. Договор об образовании СССР 1922 года, который Верховный Совет РСФСР "денонсировал" 12 декабря 1991 года, не существовал в качестве самостоятельного юридического документа. Первоначальный вариант этого Договора был подвергнут коренной переработке и уже в переработанном виде вошел в Конституцию СССР 1924 года. В 1936 году была принята новая Конституция СССР, с вступлением в силу которой прекратила действовать Конституция СССР 1924 года, включая и Договор об образовании СССР 1922 года. Кроме того, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года был денонсирован международный договор Российской Федерации, который в соответствии с кодифицированными Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года нормами международного права вообще не подлежал денонсации.
4. Принятые 15 марта 1996 года Государственной Думой Постановления никоим образом не отражаются на суверенитете Российской Федерации, а тем более других государств - членов Содружества Независимых Государств. В соответствии с Конституцией СССР 1977 года Российская Федерация, как и другие союзные республики, являлась суверенным государством. Это исключает всякого рода неправомерные утверждения о том, что якобы с принятием Государственной Думой Постановлений от 15 марта 1996 года Российская Федерация "прекращает" существовать как самостоятельное суверенное государство. Государственность не зависит ни от каких договоров или постановлений. Исторически она создается по воле народов.
5. Постановления Государственной Думы не ликвидируют и не могут ликвидировать Содружество Независимых Государств, которое в нынешних условиях фактически является реально существующим институтом и которое необходимо максимально использовать для углубления интеграционных процессов. К сожалению, полностью замалчивается пункт 4 Постановления Государственной Думы N 157-II ГД "О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР", в котором особо подчеркивается необходимость "исходить из того, что межгосударственные и межправительственные договоры по политическим, экономическим, оборонным и иным вопросам, заключенные в рамках Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, сохраняют свою силу для заключивших их государств до их свободного и добровольного решения о воссоздании единого государства либо до их решения о прекращении действия указанных договоров". Коррективы в эти и другие акты, как отмечается в Постановлении Государственной Думы N 156-II ГД, могут вноситься лишь "по мере движения братских народов по пути все более глубокой интеграции и единения". Государственная Дума считает, что процессы интеграции могут проходить только на добровольной и равноправной основе, исключающей любое принуждение, а тем более применение силы.
6. Содержащееся в документах Государственной Думы положение о том, что Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года следует считать утратившим силу, никак не влияет на судьбу государственных органов Российской Федерации, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Принимая Постановления от 15 марта 1996 года, Государственная Дума выразила свою правовую позицию по отношению к Постановлению Верховного Совета РСФСР "О денонсации Договора об образовании СССР" как к противоправному, антиконституционному акту, принятому с грубым нарушением Конституции РСФСР, норм международного права и действовавшего в то время законодательства.
Таким образом, политическая шумиха, поднятая вокруг указанных Постановлений Государственной Думы, носит искусственный характер и не имеет под собой серьезных оснований. Более того, противники воссоздания государственного единства народов Союза ССР в любых взаимоприемлемых формах еще раз показали свои подлинные цели, которые очень далеки от воли миллионов простых людей.
Осознавая, что реальные экономические и социально-культурные интересы народов России и большинства других республик, объединявшихся в Союз ССР, являются главным стимулом их поэтапного и добровольного объединения. Государственная Дума будет делать все возможное для углубления и развития этого прогрессивного процесса.
Мы выражаем надежду, что члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с пониманием воспримут позицию Государственной Думы и поддержат ее стремление снять искусственно созданные правовые препятствия на пути подлинной интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР.
После принятия Государственной Думой Постановлений от 15 марта 1996 г. N 156-II ГД "Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене Постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации Договора об образовании СССР" и N 157-II ГД "О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР" возникла правовая коллизия, связанная с расширительным толкованием принятых Постановлений.
1. Подтвердить, что указанные Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 года отражают гражданскую и политическую позицию депутатов и не затрагивают стабильность правовой системы Российской Федерации и международные обязательства Российской Федерации.
2. Рекомендовать Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину отозвать внесенный в Государственную Думу проект федерального закона "Об обеспечении стабильности правовой системы Российской Федерации и подтверждении международных обязательств России".
1. Принять Заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "В связи с реакцией в государствах - членах Содружества Независимых Государств на принятие Государственной Думой 15 марта 1996 года Постановлений N 156-II ГД и N 157-II ГД".
2. Поручить Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезневу направить указанное Заявление Президенту Российской Федерации Б.Н.Ельцину, Председателю Национального Собрания Азербайджанской Республики Р.Б.Гулиеву.
3. Опубликовать настоящее Постановление и указанное Заявление в очередном номере "Российской газеты".
Искреннее стремление большинства депутатов Государственной Думы, проголосовавших за эти Постановления, способствовать ускорению и углублению интеграции народов республик, в недавнем прошлом составлявших великую мировую державу - Союз ССР, было в целом адекватно воспринято не только общественностью России, но и широкими слоями населения других государств - членов Содружества Независимых Государств.
Государственная Дума с удовлетворением отмечает, что принятые ею Постановления дали толчок резкой активизации деятельности органов государственной власти России и других государств - членов Содружества Независимых Государств по поиску оптимальных в нынешних условиях путей сближения, о чем свидетельствует подписанный президентами Российской Федерации, Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики 29 марта 1996 года Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Мы особо приветствуем и поддерживаем инициативу президентов России и Белоруссии по созданию Сообщества, закрепленную Договором от 2 апреля 1996 года, видя в ней решительный шаг к воссоединению братских народов на новой основе.
Явным диссонансом на этом фоне выглядит предвзятая, порой неадекватная содержанию Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации реакция ряда государственных и общественных деятелей ближнего зарубежья, не пожелавших увидеть в этих документах ничего, кроме какой-то "угрозы" со стороны России. Только так можно расценить заявления и высказывания в этой связи, в частности президентов Республики Грузия, Республики Узбекистан, Республики Армения и Республики Молдавия.
Депутаты Государственной Думы с недоумением и глубоким сожалением констатируют, что к стану противников интеграции присоединились и наши коллеги - депутаты Национального Собрания Азербайджанской Республики, принявшие 19 марта 1996 года заявление о своем отношении к Постановлениям Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Оценки, данные в заявлении от имени азербайджанского народа, по меньшей мере неадекватны духу и букве Постановлений Государственной Думы. Отдельные положения заявления представляют собой попытку неприкрытого вмешательства во внутренние дела России, содержат ультимативные требования в адрес Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Более того, в заявлении Национального Собрания Азербайджанской Республики подчеркивается, что Государственная Дума "денонсировала" так называемое беловежское соглашение. Это свидетельствует либо о том, что депутаты Национального Собрания Азербайджанской Республики не были знакомы с текстами Постановлений Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 15 марта 1996 года, либо о сознательном введении их в заблуждение. Содержащееся же в заявлении положение о "военной агрессии РСФСР против Азербайджана в апреле 1920 года" вызывает, мягко говоря, наше недоумение. Подобное абсолютно недопустимо в отношениях цивилизованных государств, тем более их законодателей, и в случае повторения может иметь самые негативные последствия для наших братских народов.
Вместе с тем Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации еще раз подтверждает свою последовательную линию на ускорение интеграционного процесса в Содружестве Независимых Государств в любых взаимоприемлемых формах, свидетельствует свое глубокое уважение к Национальному Собранию Азербайджанской Республики.