*) Татары не коренной народ Крыма.
1. Комментарий по Конвенции МОТ №169 . . .
2. Допустимо ли использование термина "коренной народ" применительно к татарам в Крыму в контексте Конвенции МОТ 169 ? . . .

Крымские татары не вправе претендовать
на статус «коренного народа» в Крыму


Из письма председателя Службы безопасности Украины И.Смешко,
ноябрь 2003 г.

Проведенное в связи с предполагаемым принятием Верховным Советом Украины Закона "О крымских татарах как коренном народе Крыма" изучение международно-правовых документов, наработанных институтами ООН: Конвенция МОТ №107 от 1957 года, а также Конвенция МОТ №169, принятая в 1991 году, убедительно свидетельствуют о том, что с точки зрения действующих норм мирового сообщества никаких оснований для этого не существует.

Так, согласно упомянутой Конвенции №169 коренными считаются:

"народы, ведущие племенной образ жизни в независимых странах, социальные, культурные и экономические условия жизни которых отличают их от других этнических групп, положение которых регулируется полностью или частично их собственными обычаями и традициями. Либо народы в независимых странах, которые рассматриваются как коренные ввиду того, что они являются потомками тех, кто населял страну или географическую область в период ее завоевания или колонизации, либо в период установления существующих границ и которые, независимо от их правового положения, сохраняют свои социальные, экономические, культурные и политические институты".



Как видно из приведенного определения, понятие "коренной народ" в редакции и трактовке ООН на татар Крыма распространяться не может.

Главная особенность, которая отличает коренной народ, - сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего особых форм хозяйственной деятельности, а именно: охота, рыболовство, собирательство, оленеводство и т.п. Кочевое скотоводство, присущее татарам в средневековье, не подпадает под этот перечень, тем более что к концу XVIII - началу XIX веков оно практически исчезает. Начинается процесс урбанизации этноса. В начале ХХ века татары перешли на современные способы хозяйствования.

По данным переписи 1989 года, крымские татары на 70% были городскими жителями. Сегодняшние татары - это национальная группа с полной социальной структурой. Среди них существует интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Они активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования, живут по законам урбанизированного современного общества.

Во-вторых, по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым от Турции. В 1783 году легитимный глава государства крымский хан Шагин-Гирей обратился к России с ходатайством о принятии Крыма в состав Российской империи, на основании чего по манифесту Екатерины II ханство упразднялось, а Крым присоединялся к России. Таким образом, с юридической точки зрения, никакого завоевания или захвата Крыма Россией не было.

Вышеизложенные обстоятельства полностью опровергают необходимость наделения татар статусом коренного народа Крыма, как, например, саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Северной Америки и т.д., защиту которых предусматривают международно-правовые акты ООН. Анализ упомянутых документов свидетельствует, что наработанная международная нормативно-правовая база направлена на обеспечение условий для биологического сохранения коренных народов, гарантирование и защиту их юридических, экономических, социальных прав, создание условий для сохранения их языка, культуры, национальных обычаев и традиций, их своеобразия и самобытности.

Международно-правовые нормы весьма осторожно подходят к вопросу прав коренных народов на создание собственных национально-государственных образований, рассматривают его в контексте процесса деколонизации, характерного для афро-азиатского региона 50-60-х гг. прошлого столетия. Таким образом, существующая в настоящее время международно-правовая база по защите и обеспечению прав коренных народов предусматривает решение вопросов, связанных только и исключительно с социально-экономическими и гуманитарными аспектами этой проблемы.

Вместе с тем факты говорят о том, что, произвольно, расширительно и односторонне трактуя нормативно-правовые документы институтов ООН о коренных народах и их правах, манипулируя сознанием и чувствами татарского народа, обманывая и вводя его в заблуждение, идеологи курултая-междлиса стремятся реализовать концепцию собственной, татарской государственности в Крыму. Фактически речь идет о попытке национал-радикалов одержать исторический реванш, пересмотреть и изменить сложившиеся с XVIII века в Крыму, в Черноморском регионе геополитические реалии. Инспирируя на фоне сложной социально-экономической обстановки массовые противоправные акции татар Крыма, меджлис тем самым провоцирует политическую дестабилизацию в АРК, создавая реальную угрозу национальной безопасности государства Украины и в то же время усиливая присутствие в Крыму серьезного военно-политического субъекта Черноморского региона Турцию. С точки зрения юридической, существование меджлиса, незаконно присвоившего себе функции и права представительно-исполнительных органов государства в АРК, свидетельствует о линии татарских национал-радикалов на создание параллельной, альтернативной государственной - собственной структуры власти, что является антиконституционным.

Исходя из вышеизложенного и в целях недопущения инспирируемого меджлисом дальнейшего обострения политической обстановки в Крыму, на Украине и предупреждения таким образом возникновения открытого противостояния и его перерастания в массовый конфликт на межэтнической и межконфессиальной основе требуем принятие адекватных сложившейся обстановке в АРК мер по возвращению меджлиса в конституционно-правовое поле Украины, строго очертив сферу его деятельности только исключительно культурно-гуманитарными аспектами организации и обустройства жизни татарского народа в соответствии и в рамках действующего на Украине государственного законодательства...

-

Ответ, полученный на наше обращение из государственных инстанций АРК, свидетельствует о том, что власти Украины и Крыма уходят от объективной, принципиальной правовой и политической оценки данного вопроса и его решения по существу. События последнего времени, в том числе инспирируемые меджлисом противозаконные самозахваты татарами земельных участков на ЮБК, говорят о том, что тактика увещевания, поиска компромиссов, паллиативных подходов, односторонних и, как показывает опыт, неоправданных и, по существу, противоправных уступок центральных и республиканских органов власти меджлису де-факто провоцируют эскалацию его антигосударственной деятельности, объективно свидетельствуют, что политика двойных стандартов, заигрывания и умиротворения ведет к перманентной капитуляции перед агрессивно-воинствующим татарским национал-экстремизмом.

На этом фоне вызывают озабоченность и тревогу планы меджлиса о проведении в АРК в мае 2004 года конференции международного конгресса коренных народов для привлечения внимания международной общественности и мирового сообщества к актуализации так называемых крымскотатарских проблем, связанных с получением статуса коренного этноса Крыма, народа, борющегося за национальное освобождение и национальное самоопределение. Уже сам факт подготовки этого международного форума меджлисом - структурой де-юре не легализованной, а потому находящейся вне конституционно-правового поля Украины, является провокацией и вызовом государству. Совершенно очевидно, что проведение такой встречи-акции в Крыму явится мощным стимулом для активизации и наращивания деятельности в целях реализации политических установок меджлиса и национал-радикалов.

Все это свидетельствует об отсутствии у властей Украины заинтересованности в возвращении меджлиса в рамки конституционно-правового поля и вследствие чего делает невозможным бесконфликтное обустройство татар, их цивилизованную гармоничную интеграцию в многонациональное сообщество Крыма. Здесь уместно напомнить, что в Крыму более 80% населения назвало себя русскими, украинцами, белорусами по результатам последней переписи.

В связи с вышеизложенным заявляем, что в случае непринятия властями действенных, эффективных мер по пресечению и недопущению провокационной, антинародной и антиконституционной деятельности крымскотатарских национал-радикалов в лице меджлиса оставляем за собой право к инициированию, организации и проведению адекватных складывающейся обстановке действий и мер с привлечением общественности и широких масс Крыма.

От имени координационного совета ветеранских организаций Симферополя член Межгосударственного постоянного координационного совета казаков Украины, России, Белоруссии Владимир Черкашин.

В Cудаке и его окрестностях снова неспокойно. Продолжается противостояние между славянами и крымскими татарами. Прошел митинг, организованный судакской городской организацией Русской общины Крыма. Для участия в нем прибыли жители сел Морское, Веселое, Лесное, Солнечная Долина, более полутора тысяч человек.

Идея проведения митинга возникла не на пустом месте. Напряжение копилось давно. Местные крымские татары, по словам участников митинга, ведут себя агрессивно, развязывают конфликты, незаконно захватывают земли. Возмущает местных жителей позиция властей. Они допускают дискриминацию в отношении тех, кто не был подвергнут депортации, идут на поводу у репатриантов, уступая им во всем, удовлетворяя любые их требования.

Практически в одно время построены жилые кварталы в Судаке - Асрет и Платановый. А вот отношение властей к их благоустройству совсем не равноценное. В Асрете за бюджетные средства проведены водопровод, электричество и телефоны. Канализационный коллектор прокладывается, минуя квартал Платановый, прямо в Асрет.

Та же ситуация и в кварталах Яан-Маале и Долинный. Такое впечатление, что власти умышленно делают все для того, чтобы поссорить ранее депортированных с остальным населением. Никто не сможет сказать, когда закончится процесс обустройства депортированных, и у властей дойдут руки до остальных жителей. Они уже не один десяток лет ждут решения своих проблем.

Выступающие на митинге отмечали, что теперь меджлис придумал новое занятие для крымских татар: внутреннюю миграцию. И потянулись караваны автомобилей на Южный берег Крыма, и опять это сопровождается самозахватами земель, конфликтами на рынке труда и так далее. Все это больше похоже на спекуляцию, меджлисовцы видят, что власти идут у них на поводу и все больше расширяют границы своих требований, не считаясь с тяжелейшим социальным положением остального населения Крыма.

В резолюции отмечается, что славяне доброжелательно приняли татар, когда те вернулись в Крым. Сейчас практически все репатрианты обеспечены земельными участками для строительства жилья и ведения хозяйства. Теперь они требуют земли под коммерческие цели, причем в прибрежной зоне. Выделение земельных участков должно происходить по Земельному кодексу, а не по национальному признаку, как это делается сейчас. Участники митинга призвали всех граждан, не зависимо от национальности, отказаться от самозахвата земель и провокаций при решении земельных вопросов.

"Развитие ислама в Крыму обусловлено следующими факторами: исламская конфессия в Крыму занимает второе место после УПЦ по количеству общин и верующих и составляет около 12% религиозной сети; деятельность Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) контролируется и направляется меджлисом крымскотатарского народа. Процесс возрождения мусульманства в регионе сопровождался попытками лидеров меджлиса установить контроль над мусульманской средой путем рекомендации своего кандидата на должность муфтия, создание условий для фактической автономности ДУМК, независимости его от других духовных центров; координирование функционерами меджлиса контактов ДУМК с органами власти, другими конфессиями, представителями иностранных государств и организаций.

Зависимость муфтията от меджлиса определяет основные направления деятельности ДУМК, политическую ориентацию и характер отношений духовного руководства крымских мусульман с внешним миром. Во внутриполитическом плане муфтият демонстрирует солидарность с политикой достижения основных целей, которая проводится меджлисом, принимая участие в резонансных политических мерах.

Мусульманская среда автономии традиционно выступает объектом посягательств со стороны Турции и ряда арабских государств, которые конкурируют между собою.

На нужды ДУМК Министерством по делам религий Турции только в 2004 году официально выделены 25 тысяч долларов (помощь, предоставленная Турцией другим бывшим советским республикам, не превышает 35 тысяч). В распределении финансовых средств непосредственное участие принимают лидеры меджлиса. В дни мусульманских праздников в Крым прибывают авторитетные представители исламских государств, которые привозят значительные наличные средства, поступающие в распоряжение руководства меджлиса.

Низкий уровень теологического образования крымского духовенства создает возможности для проникновения в регион нетрадиционных для крымских мусульман течений ислама, не позволяет давать адекватную оценку проповеднической деятельности иностранных миссионеров и распространяемой ими литературе.

Одновременно с деятельностью турецких миссионеров наблюдается широкое распространение арабского присутствия в регионе, которое имеет значительный финансовый потенциал (за последние три года в Крыму на средства арабов построено 10 мечетей и осуществляется строительство 6). Одной из наиболее влиятельных арабских организаций, которые плодотворно работают на территории Крыма и тесно сотрудничают с мусульманскими общинами, является Межобластная ассоциация общественных организаций "Арраид", зарегистрированная в Киеве, с филиалом в Крыму. Если первоначально по причине малочисленности в Крыму сторонников исповедуемой миссионерами из стран Ближнего Востока т.н. арабской модели ислама она не вызвала беспокойства у руководства ДУМК и меджлиса, то в данное время они оказались перед фактом ее активизации.

Миссионерская деятельность зарубежных фондов и общественных организаций по сути противоречит законодательству о свободе совести, а в ряде случаев служит прикрытием для проникновения в регион членов международных исламских организаций радикального направления. Среди крымскотатарского населения, в особенности молодежи, отмечается усиление влияния сторонников партии "Хизб-ут-Тахрир", запрещенной во многих исламских государствах, которые проповедуют идею создания единого исламского государства и нетерпимость к представителям немусульманских конфессий. Имеют место свидетельства, что звенья (халки) партии созданы в Симферопольском, Джанкойском, Нижнегорском, Бахчисарайском, Кировском и других районах".

Наблюдается активизация криминальной деятельности чеченской общины На протяжении 2002-2003 годов оперативная обстановка в регионе оставалась напряженной. Наблюдается расширение в регионе интересов преступных группировок (в том числе международных), которые специализируются на наркобизнесе. Основными поставщиками наркотиков растительного происхождения являются степные районы Крыма, прежде всего места компактного проживания крымских татар. Тяжелые и синтетические наркотики поступают из Турции, Болгарии и стран Средней Азии, а их реализацией в Крыму занимаются в основном представители этнических преступных группировок (таджики, армяне и азербайджанцы). Зафиксированы факты незаконного производства синтетических наркотиков.

В последнее время наблюдается заметное увеличение в регионе выходцев из Кавказского региона и существенная активизация криминальной деятельности этнических общин, прежде всего чеченских. Основными видами противоправной деятельности последних являются организация и осуществление преступлений общекриминального характера (распространение наркотических веществ, приобретение и реализация огнестрельного оружия, изготовление и реализация фальсифицированных алкогольных напитков, противоправные операции с металлоломом).

Из письма председателя Службы безопасности Украины И.Смешко, ноябрь 2003 г.


Комментарий 1.

Татары не коренные в Крыма. Комментарий по МОТ №169

В настоящее время ряд крымскотатарских организаций настойчиво выдвигают требования распространения на крымских татар правил и преимуществ, вытекающих якобы из основных международных документов, принятых по правам т.н. «коренных народов» и, прежде всего, из конвенции Международной организации труда №169-358. Эта конвенция была принята МОТ в 1989 г. Она ориентирована, прежде всего, на развитие и сохранение культурной самобытности «коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни» и признает за таковыми следующие основные права:

• осуществление как можно большего контроля над собственным экономическим, социальным и культурным развитием;

• равное взаимодействие в общегосударственном коллективе через свои собственные институты;

• признание традиционного права этих народов на землю, которая не может отчуждаться;

• самоопределение в экономических и культурных областях;

• поощрение со стороны государства традиционных промыслов и ремесел с целью сохранения культурного наследия коренного населения;

• обучение на родном языке, создание своих собственных учебных заведений;

• возможность соблюдать свои собственные религиозные традиции и обряды, а также содержать, охранять и иметь доступ к культовым местам;

• изначальное право на предметы своей материальной культуры, включая места археологических раскопок и археологические ценности, рисунок, технологию и произведения искусства;

• традиции и обычаи коренного населения должны уважаться государством и быть признаны в качестве основополагающего источника права.

Несмотря на то, что эту конвенцию подписал целый ряд стран, ратифицировали ее пока только два государства: Норвегия и Дания. Во многом это связано с трудностями, вытекающими:
1) из определения понятия «коренной народ» по отношению к конкретным этносам и
2) из реализации требований конвенции на практике.

Все эти трудности в полной мере существуют и относительно проблемы крымских татар.

В международной практике не все народы, которые являются коренными на данной территории, признаются «коренными» в правовом смысле. Главная особенность, которая отличает «коренной» (подчеркиваем, в правовом смысле) народ или группу — сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная и морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство), а также традиционных форм социальной организации - родоплеменной (неклассовой) структуры общества и т.п.; древних форм религии (шаманизм, например). Таковыми, в частности, являются: саамы в Северной Европе, индейцы Америки, аборигены Австралии, малые народы Севера в России и т.д. Ни малочисленность народа, ни участие его представителей в международных организациях признаком «коренных» народов само по себе не является и не может являться основанием для распространения на них требований конвенции МОТ №169. В частности, ни один западноевропейский малочисленный этнос (кроме саамов) не признается как «коренной» в международно-правовом смысле.

В качестве иллюстрации можно сослаться на доклад экспертов Независимой комиссии ООН по международным гуманитарным вопросам: «Вопрос об определении приобретает особое значение в том случае, когда дело доходит до выяснения, кого следует отнести к коренному населению... Это, как правило, кочевые или полукочевые народы, а также земледельцы, занимающиеся переложным земледелием, подобно народам, живущим в лесах Центральной Америки и Юго-Восточной Азии. Они могут быть пастухами, подобно скотоводам зоны Сахеля в Африке, или заниматься охотой и собирательством, подобно бушменам Южной Африки, иннуитам Лабрадора или индейцам бразильской Амазонии. Многие живут в отдаленных районах, пустынях, горах или тундре. В этих районах они приспособились к окружающей их среде и находятся в большой зависимости от нее.

Коренное население избегает создания чрезмерно централизованных политических институтов и осуществляет организацию своей жизни в основном на уровне общины. Решения принимаются только после того, как в рамках общины достигнуто единое мнение. К голосам старейшин коренного населения прислушиваются не потому, что они могут использовать силу для принуждения, а потому, что они олицетворяют коллективный опыт, накопленный многими поколениями».

Очевидно, что крымские татары не отвечают подобным требованиям. Они: а) занимаются хозяйствованием, тип которого ничем не отличается от типа хозяйственной деятельности иных живущих рядом граждан Украины; б) не имеют родоплеменных (фратриальных) форм социальной организации, а являются народом, социально дифференцированным, интегрированным в современное сообщество. К этому можно добавить достаточно их высокий образовательный уровень и урбанизированность этноса.

Конечно, все сказанное не препятствует тому, чтобы считать крымских татар коренным народом Крыма, но в обыденном, а не в международно-правовом значении этого термина.

Хотя крымские татары и не являются коренным народом в точном смысле этого слова, но Крым — их родина. Другой у них нет. Поэтому важно чтобы и русские, и татары, и украинцы и другие народности нашли общий язык в совместных усилиях по обустройству, наполнению мирной, счастливой жизнью благодатного края. На тропе войны и их, и русских, и украинцев ждут лишь новые страдания.

Таким же коренным народом Крыма является и русская община, как и все другие, живущие на полуострове уже не одно столетие. Им следует осознать общность судьбы и не позволить ни галицийским националистам, ни турецким покровителям, ни натовским специалистам в области подрывной деятельности втянуть себя в кровавые разборки, как это уже было в гражданскую войну и в Великую Отечественную войну.

В тех кровавых событиях смешались классовая и национальная нетерпимость, бессмысленная ярость толпы, развязанные безнаказанностью инстинкты, месть за прошлые обиды, желание поживиться за счет ближнего, ограбив или убив его. И все это может повториться, учитывая агрессивность крымских татар и подогревание у них антирусских настроений галицийскими националистами, властями Киева.

События в Крыму четко отражают тот факт, что враги России уже не просто готовят, — а используют полуостров в качестве плацдарма в бассейне Черного моря и Средиземноморья в Четвертой мировой войне, войне нового типа, за ресурсы, за установление господства Запада над миром под предлогом его демократизации. Под лозунгами отстаивания демократических принципов Россия изгоняется со всех побережий, всех морей.

Для России закрывается «путь из варяг в греки, и в египтяне», ее лишают возможности контроля стратегических путей восточного Средиземноморья, ее уже почти затолкали в «геополитической мешок» и готовы его завязать.


Комментарий 2.

Допустимо ли использование термина "коренной народ" применительно к ТАТАРАМ в КРЫМУ
в контексте Конвенции 169 Международной организации труда?

"О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах"

(принята Генеральной конференцией МОТ 26 июня 1989 г.)

Исторические источники донесли до нас точную дату прихода татар в Таврику. 27 января 1223 года (еще до битвы на реке Калке) на полях греческой рукописной книги религиозного содержания — синаксаря — в Судаке сделана заметка: "В этот день впервые пришли татары, в 6731 году" (6731 год от Сотворения Мира = 1223 год от Р.Х.). Подробности этого набега приводит арабский автор Ибн-ал-Асир: "Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись, некоторые из них со своими семействами и своим имуществом взобрались на горы, а некоторые отправились в море".

Разграбив города, татары "покинули (землю кипчаков) [т.е. команов-половцев, занимавших степи полуострова с середины XI века] и вернулись на свою землю". Во время похода в Юго-Восточную Европу в 1236 году они начали обосновываться в степной Таврике. В 1239 году Судак был взят вторично, затем последовали новые набеги. Половцы поголовно истреблялись. О безлюдности степей Крыма (название это со 2-й половины XIII века употребляется по отношению к городу, ныне именуемому Старым Крымом, значительно позже, не ранее чем век спустя, оно становится обозначением всего полуострова) и Северного Причерноморья сообщает Гильом де Рубрук, проезжавший но этим краям в 1253 г.: "А когда пришли Татары, Команы [т.е. половцы], которые все бежали к берегу моря, вошли в эту землю [т.е. побережье Крыма] в таком огромном количестве, что они пожирали друг друга взаимно, живые мертвых, как мне рассказывал видевший это некий купец; живые пожирали и разрывали зубами сырое мясо умерших, как собаки — трупы". Выехавши из Судака, Рубрук продвигался по безлюдной степи, наблюдая лишь многочисленные могилы половцев, и только на третий день пути встретил татар.

Утвердившись вначале в степных пространствах Крыма, татары со временем занимают значительную часть его территории, за исключением восточного и южного побережья, горной части (княжество Феодоро). Формируется крымский улус (провинция) Золотой Орды.

В первой половине XV века в результате центробежных процессов, протекавших в метрополии, создаётся (не без активного участия польско-литовской дипломатии) Крымское ханство во главе с династией Гиреев, считающих себя потомками Чипгиз-Хана. В 1475 году на полуостров вторгается турецкая армия, захватившая владения итальянцев-генуэзцев и православного княжества Феодоро со столицей на горе Мангуп. С 1478 года Крымское ханство становится вассалом Турецкой империи, захваченные турками земли вошли в домен турецкого султана и ханам никогда не подчинялись.

Средневековые европейские путешественники и дипломаты вполне справедливо считают татар проживающих в Крыму пришельцами из глубины Азии. С этим согласны турок Эвлия Челеби, посетивший Крым в XVII в., и другие турецкие историки и путешественники, а также русские летописцы. Андрей Лызлов в своей "Скифской истории" (1692 г.) пишет, что, выйдя из Татарии, татары покорили многие земли, а после битвы на Калке "... и грады, и селения половецкие до основания разорили. И все страны около Дону, и моря Меотского [т.е. Азовского], и Таврики Херсонския [Крыма], еже до днесь от перекопания междумория называем Перекопом, и окрест Понта Евксинского [т.е. Чёрного моря] татарове обладаша и поседоша". Да и сами татары проживающие в Крыму до недавнего времени не отрицали своего азиатского происхождения.

Во время подъема национального движения в 1917 году в татарской печати подчеркивалась необходимость учитывать и использовать "государственную мудрость монголо-татар, которая красной нитью проходит через всю их историю", с честью держать "эмблему татар — голубое знамя Чингиса" (так называемый "кок-байрак", с того времени и до настоящего дня национальный флаг татар проживающих в Крыму), созвать национальный съезд — курултай, ведь для монголо-татар "было немыслимо государство без Курултая и Курултай без государства [...] Сам Чингис перед восшествием на великий ханский престол созвал Курултай [1206 год] и спросил у него согласия" (газета "Голос татар", 11 октября 1917 г.).

В годы оккупации Крыма во время Великой Отечественной войны в издаваемой с согласия фашистской администрации газете на татарском языке "Азат Крым" ("Освобожденный Крым") 20 марта 1942 года вспоминались татарские войска Сабодай-богатыра, покорившие Крым, а в номере от 21 апреля 1942 года говорилось: "наши [татар] предки пришли с Востока, и мы ждали освобождения оттуда, сегодня же мы являемся свидетелями того, что освобождение идет к нам с Запада".

Лишь в последние годы, используя псевдонаучные рассуждения петербургского историка-скандинавоведа В.Возгрина, лидеры "меджлиса" пытаются утвердить мнение об автохтонности татар в Крыму.

Однако и в наши дни, выступая 28 июля 1993 года на "курултае" в г.Симферополе, прибывший из Лондона именитый потомок ханов Гиреев Джезар-Гирей заявил: (см.подробнее на нашем сайте)

"Наша бывшая государственность была основана на трёх фундаментальными неизменных столпах, Которые определяют нас.
Первым и наиболее важным была наша наследственная преемственность Чингизидов. Коммунистическая пропаганда пыталась отделить татар от Великого Отца, Господина Чингиз-Хана, через его внука Бату и старшего сына Джуче. Эта же пропаганда пыталась скрыть факт, что мы — сыновья Золотой Орды. Таким образом, крымские татары, как это утверждает нам коммунистическая пропаганда, никогда не разбивали Золотой Орды в нашей истории, потому что мы были и действительно есть Золотая Орда. Я с гордостью заявляю, что видный академик Лондонского университета, который провел всю жизнь, исследуя корни происхождения крымских татар, вкратце опубликовал результаты своих изысканий, которые опять возрождают нам наше законное богатое наследие.
Вторым большим столпом нашей государственности была Османская империя, которую теперь мы гордо сможем соотнести с нашей Тюркской преемственностью. Мы все — часть этой большой Тюркской нации, с которой нас связывают прочные и глубокие связи в сфере Языка, истории и культуры.
Третьим столпом был ислам. Это наша вера. [...]
Примеры нашего былого величия и нашего вклада в человеческую цивилизацию неисчислимы. Крымско-татарский народ был когда-то (и не так давно) сверхдержавой в регионе".

Среди татар проживающих в Крыму можно выделить такие основные этнографические группы:

Монголоидные "ногаи" — потомки кочевых племён, входивших в состав Золотой Орды. С образованием Крымского ханства часть ногайцев перешла в подданство крымских ханов. Ногайские орды кочевали в степях Северного Причерноморья от Молдавии (Буджак) до Северного Кавказа. В середине — конце XVII века крымские ханы переселяли (часто насильственно) ногаев в степной Крым.

Так называемые "южнобережные татары" — в основе своей выходцы из Малой Азии, говорят на средневековом турецко-анатолийском диалекте. Сформировались на основе нескольких миграционных волн из районов Центральной Анатолии Сивас, Кайсери, Токат с конца XVI по XVIII век.

Только в 1778 году, после переселения с территории ханства большинства христианского населения (греков, армян, грузин, молдаван), 9 Восточном и Юго-Западном Крыму мусульманское население стало преобладающим.

Самоназвание этого этноса в средние века было "татары". С первой половины XVI в. в сочинениях европейцев зафиксирован термин "крымские (перекопские, таврические) татары" (С.Герберштейн, М.Броневский). Его же использует Эвлия Челеби. Для русских летописей характерно слово "крымцы". Как видим, иностранцы, называя так этот народ, подчеркивали географический принцип.

Помимо татар в Крымском ханстве, занимавшем кроме территории Таврики значительные степные пространства Северного Причерноморья, проживали греки, армяне, евреи, турки, черкесы. Все немусульмане в ханстве обязаны были платить специальный налог.

Первоначально татары были кочевниками и скотоводами. На протяжении XVI — XVIII веков кочевое скотоводство у них постепенно сменялось земледелием. Но для степняков скотоводство еще долго оставалось основным занятием, а техника земледелия — примитивной и в XVIII в. Низкий уровень развития экономики стимулировал военные набеги на соседей, захват добычи и пленных, большая часть которых продавалась в Турцию. Работорговля была основной статьёй дохода Крымского ханства с XVI по XVIII век. Набеги часто совершались и по указанию турецкого султана.

С 1450 по 1586 год только на украинские земли осуществлено 84 набега, а с 1600 по 1647 год — свыше 70-ти. С начала XV до середины XVII века около 2 млн. пленников с территории, входящей в современную Украину, были угнаны в рабство.

Пленные, оставляемые в Крыму, использовались в хозяйстве. По словам польского дипломата М.Броневского, посетившего Крым в 1578 году, знатные татары "имеют свои поля, обрабатываемые пленными венгерцами, русскими, валахами или молдаванами, которых у них очень много и с которыми они обращаются как со скотом. [...] Греки христиане [местные жители], живущие в некоторых деревнях, работают и возделывают поля как невольники". Любопытно замечание Броневского о развитии ремесел и торговли в ханстве: "В городах не многие занимаются торговлею; еще реже рукодельями или ремеслами; и все почти купцы или ремесленники, там находящиеся, или христианские невольники, или турки, армяне, черкесы, пятигорцы, (которые также христиане), филистимяне, или цыгане, люди самые ничтожные и бедные".

Отношение к пленным поразило не только просвещенных европейцев, но и многое видевшего мусульманина Эвлия Челеби, с огромной симпатией относившегося к татарам проживающим в Крыму. Вот как он описывал рынок невольников в Карасубазаре (Белогорске):

"Удивителен этот злосчастный базар. К нему употребимы слова: "Кто продает человека, рубит дерево или разрушает запруду, тот проклят Богом на этом и том свете [...] Касается это продавцов ясыра [т.е. пленных], ибо люди эти сверх меры немилосердны. Кто не видел этого базара, тот не видел ничего на свете. Мать отрывают там от сына и дочери, сына от отца и брата и продают их среди стенаний, криков о помощи, рыданий и плача". В другом месте он говорит: "Народ татарский — народ безжалостный".

Для европейцев татары проживающие в Крыму — злобные, коварные, дикие варвары. Только, пожалуй, немец Тунманн, кстати, в Крыму никогда не бывавший, писал в 1777 году: "В настоящее время это уже не такой грубый, грязный, разбойный народ, какой когда-то описывали такими отвратительными красками".

В Крымском ханстве действовали формы государственного правления, характерные для феодальных образований, сложившихся на обломках империи Чингисхана. Однако имели место особенности, определяемые вассальной зависимостью от турецких султанов. Крымские ханы назначались и смещались по воле султанов. На их судьбу влияло и мнение крупнейших феодалов — беев. (Наиболее влиятельными беями — главами родов, владеющими полусамостоятельными бейликами (уделами), были Ширины, Мансуры, Барыны, Сиджиуты, Аргины, Яшлау. Часто они без ведома ханов сами организовывали набеги на соседей).

В 1774 году по Кучук-Кайпарджийскому договору между Россией и Турцией Крымское ханство объявлялось независимым. На его территории размещались русские войска. 19 апреля 1783 года Манифестом Екатерины Великой Крымское ханство ликвидировалось, а Крым присоединялся к России. 9 января 1792 года по Ясскому договору между Россией и Турцией признавалось присоединение Крыма к России.

В настоящее время, вопреки историческим источникам, имеют место попытки объявить традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму "курултай" и "меджлис", придать "курултаю" статус "национальной ассамблеи".

Однако ни "курултай", ни "меджлис" не являются традиционными органами самоуправления татар проживающих в Крыму и, тем более, не являются национальной ассамблеей.

Фундаментальные труды по истории Золотой Орды констатируют:

"Специфические условия, в которых происходило становление и развитие Золотой Орды как государства, постепенно рождали новые формы общественной и государственной жизни, оттесняя традиционные кочевнические обычаи монголов. В связи с этим возникает вопрос о существовании курилтаев в Золотой Орде. Источники очень часто упоминают об этих своеобразных съездах правящего рода (здесь и далее выделено нами. — Ред.), происходивших при Чингисхане и продолжительное время после его смерти. Но с окончательным разделением империи монголов на самостоятельные во всех отношениях государства сведения о курилтаях встречаются всё реже и наконец совсем исчезают из источников. Необходимость в этом институте, носившем в значительной степени государственный военно-демократический характер, отпадает с появлением наследственной монархии. В Монголии, где были более сильные кочевнические традиции, курилтаи собирались вплоть до воцарения Хубилая, официально основавшего Юаньскую династию и утвердившего новую систему наследования престола — без предварительного обсуждения кандидатуры наследника на общем съезде правящей фамилии. В имеющихся источниках нет конкретных сведений о том, что в Золотой Орде проводились курилтаи. Правда, при описании отречения от престола Тудаменгу сообщается, что с этим согласились " жёны, братья, дяди, родственники и приближенные". Очевидно, для обсуждения данного экстраординарного случая было созвано специальное совещание, которое можно считать курилтаем. В другом источнике сообщается о предложении Ногая Токте собрать курилтаи для решения возникшего между ними спора. Однако предложение Ногая не было принято. Он в данном случае выступает как носитель отживающих традиций, которые не находят поддержки у хана нового, более молодого поколения. После этого случая источники по истории Золотой Орды больше не упоминают о курилтаях, так как изменения, произошедшие в административной и государственной структуре, свели на нет роль традиционного кочевнического института. Отпала необходимость созывать из разбросанных кочевий родовитых представителей аристократии, большинство которых занимали теперь высшие государственные посты. Имея в стационарной столице правительство, состоящее из представителей царствующего рода и крупнейших феодалов, хан больше не нуждался в курилтаях. Обсуждение важнейших государственных вопросов он мог проводить, собирая по мере надобности высших административных и военных чиновников государства. Что же касается та кой важной прерогативы, как утверждение наследника, то теперь она стала исключительно компетенцией хана. Впрочем, куда большую роль, особенно со второй половины XIV в., играли в сменах на престоле дворцовые заговоры и всесильные временщики." (В.Л.Егоров "Историческая география Золотой Орды в XIII — XIV вв.", Академия наук СССР, Институт истории СССР. Ответственный редактор доктор исторических наук профессор В.И.Бугапов. — Москва, "Наука", 1985).

Курултай (как съезд представителей народа) нельзя назвать традиционной формой самоуправления татар проживающих в Крыму. Источники не подтверждают существования таких собраний в Крымском ханстве. В этом государстве татар при хане существовал Диван — собрание знати, организованное по персидскому образцу (сам термин персидского происхождения).

После февральской революции в России (1917), на общем собрании мусульман Крыма 25 марта / 7 апреля 1917 года был сформирован Мусисполком (Временный мусульманский исполнительный комитет), со временем- взявший под свой контроль все вопросы общественной жизни татар проживающих в Крыму (от культурно-религиозных до военно-политических). На местах создавались местные мусисполкомы.

В конце августа 1917 года, в связи с получением от Центральной Рады приглашения прислать представителя татар на созываемый в Киеве Съезд народов, Мусисполком поставил вопрос о созыве Курултая (в качестве сейма, парламента татар) — высшего органа самоуправления. При этом в татарской прессе Крыма подчёркивалось, что такой орган был характерен для монголо-татар, которые решали на нём самые важные вопросы, что именно на нём был избран Чингисхан (1206г.).

78 делегатов Курултая были избраны при участии более 70 процентов татарского населения Крыма. 26 ноября / 9 декабря 1917 года в г. Бахчисарае открылись заседания этого собрания, объявившего себя "национальным парламентом". Курултай избрал из своего состава Директорию (национальное правительство — по примеру Украины). Он был распущен большевиками 17/30 января 1918 года и возобновил свою работу в период немецкой оккупации с 10 мая 1918 года. В октябре 1918 года Курултай самораспустился из-за внутренних разногласий.

В 1919 году "национальный парламент" татар проживающих в Крыму именовался турецким термином "меджлис-мебусан" и состоял из 45 депутатов. Он заседал немногим более недели, заслушав доклад председателя Директории и проект реформы духовенства.

26 августа 1919 года Директория была распущена по приказу генерал-лейтенанта белой армии Н.И.Шиллинга.

Нынешний "курултай-меджлис" представляет собой нелегализованную политическую организацию,' действующую как политическая партия: решения её органов обязательны только для её политических сторонников и вызывают резкую критику со стороны политических оппонентов из числа татар. "Курултай-меджлис" создан на базе нелегализованной организации — ОКНД ("Организации крымско-татарского национального движения"). Деятельность этих организаций признана антизаконной постановлениями Верховного Совета Крыма. Кроме них, создана промеджлисовская не легальная партия "Адалет".

ОКНД и "курултаю-меджлису" противостоит легальное объединение татар — НДКТ ("Национальное движение крымских татар"). Политической борьбой этих двух татарских партий во многом определяется судьба национального движения.

В последнее время произошёл раскол в "курултае-меджлисе": частью его активистов создана собственная партия "Миллет" (также нелегализованная).

Процедура формирования и работы "курултая", "меджлиса" имеет характер не народного самоуправления, а съезда политической партии и избранного ею исполнительного органа. Выборы носят ступенчатый характер. На наш взгляд, возможна легализация "курултая-меджлиса" лишь в качестве политической партии либо общественной организации (в соответствии с законами Украины).

В соответствии с Конвенцией 169 МОТ "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах" (принята Генеральной конференцией Международной организации труда 26 июня 1989 года) татары проживающие в Крыму (крымские татары) не могут считаться группой, определяемой в правовом смысле как "коренная" на данной территории (Республика Крым), поскольку:

1. Они не являются первопоселенцами на данной территории (Крымский полуостров). Исторические и археологические источники четко фиксируют их первое появление здесь в 1223 году в качестве завоевателей, практически поголовно уничтоживших этнос, населявших до них степную часть Крыма — половцев (команов).

До первой половины XIV века они входили в состав более обширной общности, распространенной на значительном пространстве Восточной Европы за пределами Крымского полуострова, — государство татар Золотая Орда.

2. Татары, как этнос, никогда не занимали всей территории Крымского полуострова и никогда не составляли большинства населения во всех его регионах. На побережье от Кафы (Феодосии) до Чембало (Балаклава), на бывшей территории княжества Феодоро, в горной и предгорной частях Крыма население всегда было полиэтничным. По данным переписей, проводимых Турцией в конце XVI в. среди жителей Кафского вилаета (провинции Турции в Крыму), мусульмане составляли лишь от 3 до 5 процентов населения. Преобладали же греки (до 80%), армяне и другие.

С конца XVI но XVIII век идет интенсивный процесс заселения этих территорий турецкими колонистами (в основном из центральной Анатолии) и вытеснения греческого и армянского населения. После присоединения Крыма к России полиэтнический характер Крыма в еще большей степени усилился.

3. В этногенезе татар проживающих в Крыму главную роль играли общности, сложившиеся за пределами Северного Причерноморья и Крыма и пришедшие сюда в качестве завоевателей или колонистов и не являющиеся в этом регионе коренными. Это собственно татары, прибывшие в регион из глубин Азии в первой половине XIII века, ногаи — азиатский этнос, появившийся здесь в позднем средневековье и насильственно переселенный в Крым в конце XVII века, турецкие колонисты из Анатолии XVI — XVIII веков, так же не являющиеся в данном регионе коренными. С принятием в правление хана Узбека в 1412/13 г. ислама в качестве государственной религии Золотой Орды татары были приобщены к мусульманскому миру, что весьма заметно определило развитие их духовной культуры и этнического самосознания.

4. На татар проживающих в Крыму не распространяется главная особенность, которая отличает "коренной" (в правовом смысле) народ или группу, — сохранение традиционных систем жизнеобеспечения, прежде всего — особых форм хозяйственной деятельности (сухопутная, морская охота, рыболовство, собирательство, оленеводство).

Кочевое скотоводство, характерное для татар средневековья, не попадает в этот перечень. Тем более, что к концу XVIII — началу XIX века оно почти исчезло. Активно шел процесс урбанизации этноса. К концу XIX — началу XX века татары перешли на современные формы хозяйствования. По данным переписи 1989 года, татары на 70% — городские жители.

Татары — национальная группа с полной социальной структурой. Среди них есть интеллигенция, работники различных отраслей промышленности, сельского хозяйства. Татары активно участвуют в торговле, предпринимательстве и целиком утратили традиционные формы хозяйствования.

5.Татары, давно прошли этапы традиционной формы социальной организации — родоплеменной (бесклассовой) структуры общества — и живут по традициям и законам современного общества. Более того, татары подчеркивают, что в прошлом имели собственное феодальное государство (Крымское ханство в составе Османской империи), которое являлось ,, сверхдержавой региона", осуществляли захватнические походы против своих соседей и собирали с них дань.

Эти факты полностью опровергают необходимость относить татар к "коренным народам" с традиционными формами социальной организации общества (например саамы, чукчи, папуасы Новой Гвинеи, аборигены Австралии, индейцы Канады и т.д.), защиту которых предусматривает Конвенция 169 МОТ.

6. Татары проживающие в Крыму, находясь в составе Золотой Орды, Крымского ханства, Османской империи, Российской империи, Советского Союза, не имели своих традиционных органов самоуправления ("курултай", "меджлис" и т.п.), которые бы принимали решения по вопросам, наиболее важным для всех татар проживающих в Крыму. Они не зафиксированы историческими документами, отсутствовала реальная традиция подобных форм самоуправления. Для татар, в отличие от народов Северной Европы, Америки, Австралии, были характерны структуры власти феодальных государств, а затем — административного управления Российской империи, СССР. Органы власти с данными названиями были сконструированы политическим лидерами татар в 1918 году и существовали менее года. Образцом для них стала не собственная историческая традиция, а скорее — политический опыт сопредельных государств, возникших на месте Османской империи, в частности, Турции, на которую была ориентирована политическая элита татар.

Особо следует подчеркнуть, что необоснованное определение "курултая" и "меджлиса" нынешними политическими лидерами татар проживающих в Крыму, как традиционной формы самоуправления коренного народа, входит в противоречие с их же утверждением об исконности татар проживающих в Крыму на земле Тавриды. Как единодушно утверждают все исследователи и свидетельствуют источники, курултай — это форма самоуправления, характерная лишь для народов Центральной Азии, в частности для Монголии. В созданных на обломках империи Чингисхана государствах она была заменена феодальными формами правления (о чём свидетельствует пример Золотой Орды, Крымского ханства). Тем более она не может быть характерной и традиционной для Тавриды, поскольку нет исторических источников, подтверждающих проведение здесь хотя бы одного курултая, не говоря уже о традиции. Заявления лидеров татар о традиционности курултаев для их народа лишний раз подтверждают, что татары появились в Восточной Европе как завоеватели, пришельцы, принеся сюда и внедрив силой культуру и традиции Центральной Азии. Татары проживающие в Крыму — потомки золотоордынских татар-завоевателей и не могут считаться здешними первопоселенцами, исконными жителями, коренным народом.

7. Татары не исповедуют древние формы религии (шаманизм и т.п.). Верующие татары — мусульмане суннитского толка. Многие из них - атеисты.

8. Татары в 1944 году подверглись советской властью насильственному переселению. Сегодня большая (подавляющая) часть татар вернулась в Крым. Процесс их интеграции в крымский социум осуществляется достаточно интенсивно. Трудности, сопровождающие этот процесс, вызваны не особенностями татар, как народа "ведущего традиционный образ жизни", а социальными и экономическими проблемами современных людей, меняющих место жительства в условиях экономического кризиса. Перед ними не стоит проблема сохранения пастбищ для оленей, традиционных мест охоты, собирательства и т.п., которые обеспечивали бы традиционный уклад жизни.

Татары хотят работать в соответствии с полученным образованием и профессией: инженерами, учителями, юристами, врачами, преподавателями ВУЗов. Они желают заниматься бизнесом, торговлей и т.д., как это они делали в республиках Средней Азии. Они не строят жилища, характерные для "коренных народов", ведущих традиционный образ жизни, а получают или строят на выделенных участках 2-х — 3-х этажные коттеджи. Поэтому оказание им помощи не должно предполагать мер, предусмотренных Конвенцией 169 МОТ.

9. Нет ни исторических, ни правовых оснований для внесения дополнений в действующее законодательство Украины и Республики Крым с целью законодательного закрепления за татарами Крыма статуса "коренной этнической общности Украины", поскольку они таковой не являются.

10. Необоснованно и требование о гарантированном представительстве татар проживающих в Крыму в Верховном Совете, органах местного самоуправления и исполнительной власти Крыма по национальному признаку (национальные квоты), поскольку они не являются коренной национальной группой, ведущей традиционный образ жизни и, в силу этого, требующей особой защиты законом.

Как показывает практика, проживающий в Крыму этнос численностью в 244 тыс. 637 человек (по данным Главного управления внутренних дел в Крыму МВД Украины на 1 февраля 1997 года), составляющий около 10% от всего населения, на основе общедемократических норм избрания вполне может направить своих представителей в органы власти всех уровней. Татары за короткий срок создали свои мощные политические структуры, политическую элиту. Значительно укрепили свои позиции в экономике. Они обладают средствами массовой информации в значительно большем масштабе, чем другие политические силы Крыма. Они активно влияют на политические процессы в Крыму и на Украине.

Якобы для лучшей интеграции татар в крымское общество, им были предоставлены места в парламенте Крыма первого созыва (1994) на основе национальных квот для "депортированных народов", на один срок избрания. Практика показала, что эта мера ничем не оправдана.

Предоставленные квоты были значительно завышены и не соответствовали доле татарского электората в избирательном корпусе Крыма. Места в парламенте использовались их обладателями для политических интриг, а некоторыми — для самообогащения, но не для защиты интересов так называемых "коренных граждан".

Как отмечают исследователи, в позиции лидеров национального движения татар проживающих в Крыму по вопросу о политических правах татар с 1993 года наметились противоречивые тенденции.

Основываясь на программе "Пути самоопределения крымско-татарского народа", разработанной Московским центром этнополитических и региональных исследований, возглавляемым советником Президента Российской Федерации Э.Паиным, руководство татарского национального движения в 1993 году выдвинуло идею признания за татарами Крыма статуса "коренного народа" и распространения на него принципов, вытекающих из специальных международных документов и, прежде всего, Конвенции МОТ No 169 (1989 г.) "О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах".

Это привело к достаточно интересной ситуации, при которой сегодня национальное движение руководствуется двумя фактически взаимоисключающими подходами к проблеме реализации политических нрав татар.

Один из них основан на рассмотрении всего этноса как титульного и содержит требование восстановления его "национальной государственности" (при этом введённая на 3-м "курултае" новая формулировка, в соответствии с которой национальное движение намерено добиваться "самоопределения по национально-территориальному принципу", принципиально ничего не меняет, поскольку также, как и требование "национальной государственности" предполагает установление политического приоритета татар над другими этносами). Второй исходит из фактического признания за татарами статуса этнического меньшинства, одной из разновидностей которого являются "коренные народы".

Лидеры и идеологи "меджлиса" как бы не замечают того, что признание татар "коренным народом" в международно-правовом смысле автоматически исключает признание за ними права на "государственность".

Последнее свидетельствует, по-видимому, о том, что смягчение позиций движения является тактическим ходом для более успешной реализации целей, намеченных в "Декларацию о национальном суверенитете крымских татар". То, что новая формулировка требования государственности является не более чем уточнением прежней позиции, а не её существенным изменением, не скрывают и сами лидеры движения: "очень удачным было уточнение программных целей движения.,. — заявил летом 1996 года первый заместитель председателя "меджлиса" Р.Чубаров. — Я думаю, что с принятием такого уточнения теперь уже не могут появляться какие-либо спекуляции на крымско-татарскую тему". К сожалению, поле для спекуляций ничуть не уменьшилось, поскольку документы 3-го "курултая" ни в коей мере не подвергают ревизии ключевые моменты "Декларации о национальном суверенитете крымских татар", которая продолжает оставаться главным определяющим документом движения.

Данное обстоятельство существенно затрудняет поиск приемлемых подходов к учёту политических нрав татар проживающих в Крыму в процессе современного государственного строительства на Украине. Имеющиеся концепции, выдвинутые лидерами национального движения, во-первых, во многом не учитывают политические, этнические и правовые реалии и, во-вторых, противоречат друг другу.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, использование термина "коренной народ" применительно к татарам проживающим в Крыму недопустимо.

Русский Мир №4, май 1999 г.


*) Конвенция №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах > > >


Назад в "Законы"
Назад в раздел "Публикации"
Назад на главную > > >


SpyLOG
Free counters!

Используются технологии uCoz