ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Верховного Совета Крымской АССР

«О съезде (курултае) представителей крымских татар»

В соответствии с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года и Постановлением Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 года в республике последовательно осуществляется работа по возвращению в Крым крымскотатарского народа.

К настоящему времени в республике проживает 135 тыс. человек, более 55 тысяч из них прибыло за последние полтора года. За это время свыше 14 тыс. семей крымских татар получили земельные участки для индивидуального строительства.

Для более полной занятости прибывающего населения созданы четыре строительные организации, два новых совхоза, ряд малых предприятий и других структур.

Создаются необходимые условия для возрождения и развития национальной культуры. Открыты крымско-татарский музыкально-драматический театр, национальная библиотека, издается еженедельное приложение «Достлукъ» к газете «Крымская правда», регулярно ведутся телерадиопередачи на крымско-татарском языке. Около 15 тыс. учащихся изучают родной язык, ведется подготовка специалистов на филологическом факультете Симферопольского госуниверситета. Однако нормальное развитие этих процессов тормозится, в т.ч. и в результате противоправных действий со стороны определенных сил крымских татар.

Состоявшийся 26–30 июня в г.Симферополе съезд (курултай) представителей крымских татар не проявил готовности к совместному сотрудничеству с органами власти в работе по возвращению крымских татар, понимания необходимости комплексного рассмотрения проблем депортированных из Крыма народов с учетом сложившейся ситуации в республике.

Часть принятых решений носит ярко выраженный националистический характер, противоречит действующему законодательству.

Это нашло свое отражение в положении о меджлисе, декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа, в резолюциях о национальном гимне, флаге и других решениях, противоправный характер которых подтверждает и заключение Министерства юстиции СССР Всесоюзного научно-исследовательского института советского государственного строительства и законодательства и Комитета конституционного надзора.

До сих пор продолжают иметь место случаи незаконного захвата земель гражданами крымско-татарской национальности.

Верховный Совет Крымской АССР постановляет:

1. Считать положения принятых съездом (курултаем) представителей крымских татар решений о провозглашении Крыма национальной территорией крымскотатарского народа, с символами и атрибутами государства, исключительным правом собственности на землю и природные ресурсы, а также попытку создания параллельных структур власти и управления незаконными, как противоречащими Конституциям УССР, СССР, действующему законодательству.

2. В связи с этим вышеназванные положения, содержащиеся в документах, принятых курултаем, образованные им меджлис и другие органы не могут быть признаны правомочными, не могут представлять крымскотатарский народ во взаимоотношениях с государственными органами.

3. Горрайиcполкомам, сельским и поселковым Советам, правоохранительным органам республики при выделении земельных участков под индивидуальное, граждане, кое и промышленное строительство строго руководствоваться действующим законодательством. Исключить случаи самовольного строительства, захвата земельных участков. Приостановить выделение земельных участков под промышленное строительство, за исключением предприятий, связанных с жизнеобеспечением населения республики.

Контроль за этим возложить на Совет Министров и комиссию Верховного Совета Крымской АССР по аграрным, земельным вопросам и продовольственному обеспечению.

Потребовать от Совета Министров Крымской АССР принять практические меры по совершенствованию процесса возвращения крымских татар и внести предложения Государственной комиссии по правовому механизму обеспечения их возвращения.

4. Согласно Постановлению Верховного Совета Украинской ССР «О введении в действие Закона Украинской ССР «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики» и о пополнении состава Верховного Совета Крымской АССР» национально-культурным обществам крымских татар рассмотреть до 1 сентября 1991 года предложения по доизбранию народных депутатов Крымской АССР.

5. С учетом того, что Верховный Совет СССР принял решение о реабилитации всех депортированных народов, просить Кабинет министров СССР изменить название действующей Государственной комиссии, дополнить ее состав представителями других депортированных народов, в ближайшее время утвердить Государственную 'программу возвращения в Крым депортированных народов,

6. Совету Министров Крымской АССР с целью повышения статуса государственных структур, занимающихся вопросами межнациональных отношений и депортированных граждан, внести предложение об образовании комитета по национальным вопросам Совета Министров Крымской АССР.

Председатель Верховного Совета Крымской АССР Н.Багров,
Симферополь, 29 июля 1991 г.


Верховный Совет Крымской АССР, получив принятые на курултае представителей крымских татар материалы, направил их для изучения Министерству Юстиции СССР, Всесоюзному научно-исследовательскому институту советского государственного строительства и законодательства и Комитету конституционного надзора. Ниже публикуем их заключение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале июня с.г. перед проведением курултая ("съезда") крымско-татарского народа в Симферополе состоялась встреча тов.Таразевича Г.С., заместителя председателя Комиссии по государственному суверенитету, межреспубликанским и межнациональным отношениям Верховного Совета Украинской ССР тов. Корнеева А.В. и руководства Крымской АССР с членами оргкомитета курултая. Выло обращено внимание на то, что проект Положения о меджлисе противоречит действующему законодательству, поскольку меджлис рассматривается как орган государственной власти и управления, создаваемый параллельно с действующей конституционной структурой государственной власти. Членам оргкомитета было рекомендовано идти по пути создания общественного объединения с соблюдением требований Закона СССР «Об общественных объединениях». Была достигнута договорённость, что проект будет разработан с участием юристов из числа крымских татар и работников аппарата Верховного Совета Крымской АССР. Однако в принятых курултаем документах не устранены отмечавшиеся расхождения с действующим законодательством.

1. Съезд объявил Крым национальной территорией крымско-татарского народа, на которой только он обладает правом на самоопределение, провозгласил, что возрождение крымскотатарского народа возможно только в его суверенном национальном государстве. Другими словами, ставится цель образовать в Крыму государство крымскотатарского народа.

Такой подход ведет к ущемлению прав граждан других национальностей, проживающих в Крыму, не учитывает сложившиеся на полуострове реалии. По переписи населения. 1989 года в Крыму проживает 2,5 млн. человек, из которых крымских, татар около 100 тыс., или около 4 процентов. По переписи 1939 года их было 218 тыс. из 1 млн. 12.6 тыс. жителей, или 19,4 процента. Большая часть населения Крыма – это русские, украинцы, представители других национальностей.

Интернационалистский характер Крымской АССР был определен при ее образовании, когда Конституция республики 1921 года установила: «Крымская Советская Социалистическая Республика, утверждая равенство и право на свободное развитие всех национальностей Крыма, отменяет все существовавшие ранее национальные и национально-религиозные привилегии и ограничения».

Воля народов Крыма к восстановлению автономии на интернационалистских началах была выражена 20 января 1991 г. на референдуме о государственном и правовом статусе региона, 93,3 процента участвовавших в голосовании высказались за воссоздание Крымской АССР в составе УССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора. Опираясь на итоги народного голосования и свое конституционное право принимать решения по вопросам национально-государственного устройства республики (пункт 2 статьи 97 Конституции УССР), Верховный Совет УССР 12 февраля 1991 г. принял Закон о восстановлении Крымской АССР.

Для полного завершения правового оформления восстановления Крымской АССР необходимо в соответствии с пунктом 1 статьи 73 и пунктом 2 статьи 108 Конституции СССР утверждение данного решения высшим органом государственной власти СССР, а также внесение соответствующих дополнений в статью 85 Конституции СССР. Но уже имеющиеся правовые решения – результаты народного голосования (референдума) в Крыму и Закон УССР от 12 февраля 1991 г. – являются весомой юридической базой конституциирования Крымской АССР.

Стремление курултая в одностороннем порядке объявить Крым национальной территорией крымско-татарского народа, считать, что только этот народ вправе определять государственный статус Крыма, находится в противоречии не только с указанными выше результатами референдума, Конституцией УССР и Законом УССР от 12 февраля 1991 г., но и с порядком решения вопросов национально-государственного устройства, установленным Конституцией СССР, а также международными актами о правах человека.

Следует отметить, что некоторые утверждения, содержащиеся в преамбуле Декларации о национальном суверенитете крымско-татарского народа, не соответствуют историческим фактам.

2. Заявление курултая о том, что, земля и природные ресурсы Крыма являются основой национального богатства только крымскотатарского народа и не могут использоваться помимо его воли, противоречит статье 10 Конституции СССР, статье 20 Закона СССР «О собственности в СССР», согласно которым земля и природные ресурсы являются неотъемлемым достоянием всех народов, проживающих на данной, территории, и находятся в ведении Советов народных депутатов.

3. Национальный флаг и гимн являются атрибутами, символами государства, их утверждает высший орган государственной власти. Поэтому отсутствуют какие-либо правовые основания для решения курултая об учреждении национального флага и гимна.

4. Утверждение на курултае, что Верховный Совет Крымской АССР «не имеет права представлять крымских татар и подписывать от их имени Союзный договор», не точно. Верховный Совет Крымской АССР как высший орган государственной власти республики правомочен представлять все народы, населяющие Крым, в том числе проживающих здесь крымских татар. Крымским татарам было предоставлено право делегировать своих представителей в Верховный Совет Крымской АССР, однако это предложение ими принято не было. Претендовать на представительство всех крымских татар в стране с юридической точки зрения курултай не может.

5. Двусмысленно звучит поручение меджлису добиваться признания за крымскотатарским народом статуса народа, ведущего борьбу, за свое национальное освобождение, и действовать согласно этому статусу «в случае противодействия государственных органов или каких-либо иных сторон достижению, целей, провозглашенных курултаем». Это решение курултая носит деструктивный характер и не способствует эффективному решению вопросов крымско-татарского народа. Указанным выше проблемам Верховный Совет СССР уделяет большое внимание. На его первой сессии 12 июля 1989 г. была образована Комиссия по проблемам крымскотатарского народа. 28 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР обсудил выводы и предложения этой ко миссии. По. его поручению правительство СССР образовало Государственную ко миссию по проблемам крымскотатарского народа для решения практических вопросов, связанных с восстановлением прав этого народа. Совет Национальностей 1 ноября 1990 г. принял постановление «О ходе осуществления первоочередных мер, связанных с возвращением крымских татар в Крымскую область», о союзно-республиканской Государственной программе по данному вопросу.

Постановлением Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечению их прав» были отменены, в частности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР», статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 г. «О снятии ограничений по спецпоселению КРЫМСКИХ татар, балкарцев, турок – граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны», статья 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 сентября 1967 г. «О гражданах татарской национальности, проживающих в Крыму». В названном постановлении от 7 марта 1991 г. установлено, что отмена указанных в нем нормативных актов не означает автоматического решения вопросов национально-государственного устройства и административно-территориального деления возникших вследствие насильственного переселения отдельных народов. Верховным Советам республик рекомендовано, исходя из своей компетенции, рассмотреть указанные вопросы и предложения, принять по ним необходимые решения, не допуская ущемления прав и законных интересов граждан, проживающих в настоящее время на соответствующих территориях.

Министерство Юстиции СССР,
Комитет конституционного надзора СССР,
Всесоюзный научно-исследовательский институт советского государственного строительства и законодательства

Крымская правда, №144(20359), 31 июля 1991 г.


*) См. также:
"деятельность объединений граждан, которые не легализованы является противозаконной" - разъяснение Министра Юстиции Украины С.Головатого № 16-212 от 14.03.1997 года  . . .

и ответ УкрЦентризхбиркома о правовом статусе меджлиса > > >


Назад в раздел "Законы"
В Публикации > > >
Назад на главную > > >

SpyLOG ТОП Русских патриотических сайтов Кольцо Патриотических Ресурсов www.русскоедвижение.рф
Free counters!

Используются технологии uCoz