О правовом состоянии Крыма в составе Украины
Руслан ЭМИНОВ


«Правовое последствие отмены указа-1954 автоматически восстанавливает
прежнее статус-кво - Крымскую АССР в составе РСФСР.
Формально РСФСР имела право передать часть своей территории,
т.е. Крымскую область (в состав УССР, что и случилось в феврале 1954 г.), но не Крымскую АССР!
Ст.84 10 Конституции СССР 1977 г. гласит:
«Территория автономной республики не может быть изменена без её согласия».
Ст.15 Конституции 1937 г: «Территория АССР не может быть изменена без согласия АССР»

*) Крымско-татарский сайт www.milli-firka.org/content/DBAFEKEK/title


... Делалось это с одной единственной целью - любой ценой не допустить возвращения крымских татар в Крым... Возвращение крымских татар в Крым вызывало необходимость юридической отмены преступных актов ... по ликвидации Крымской АССР, причем с возвращением ее в состав РСФСР.

Перевод Крымской АССР в состав Украинской ССР требовал последовательного выполнения юридических процедур:

1. Принятия решения о выходе Крымской АССР из состава РСФСР (* такое решение должен был принять сам Крым - примеч. СКР).

2. Дача согласия РСФСР на выход Крымской АССР и ее состава.

3. Обращение Крымской АССР к Украинской ССР с просьбой заключить договор о добровольном вхождении Крымской АССР в Украинскую ССР.

4. Решение Украинской ССР о приеме под свою юрисдикцию Крымской АССР.

И все эти действия должны были сопровождаться внесением соответствующих изменений в Конституциях СССР, РСФСР, Украинской ССР и Крымской АССР.

Руслан ЭМИНОВ, г. Севастополь, www.milli-firka.org/language/russian#/content/DBAGCAEK/title/Кто-на-какой/#content31062049 



После Октябрьской революции 1917 г. молодая, первая в мире пролетарская республика нуждалась в признании и поддержке народных масс не только внутри страны, но и за рубежом. В этой связи для ее руководителей жизненно необходимым было соблюдение провозглашённых большевиками принципов.

На первом этапе становления Советской Республики революционеры были поборниками-миссионерами идеи «нового мироустройства» без аннексий и эксплуатации, и важно было, чтобы им поверили. Поэтому все свои лозунги и обещания они оформляли юридически четко и выверено.

Необходимо было подтвердить провозглашённый принцип «Право наций на самоопределение».

Нормативно-правовой базой решения крымскотатарского вопроса в национально-государственном строительстве Автономной Крымской ССР в 1920-х гг. стали:

1. Декрет II Всероссийского съезда Советов «О мире»

«Под аннексией или захватом чужих земель Правительство понимает, сообразно правовому сознанию демократии вообще и трудящихся классов в особенности, всякое присоединение к большому или сильному государству малой или слабой народности без точного, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности, независимо от того, когда это насильственное присоединение совершено, независимо также от того, насколько развитой или отсталой является насильственно присоединяемая или насильственно удерживаемая в границах данного государства нация» (абз.4).

2. Декларация прав народов России от 15 (2) ноября 1917 г., принятая СНК и провозглашавшая в вопросах национальной политики равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и объединения в самостоятельное государство, отмену всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств и др.

3. Обращение СНК Советской России от 22 ноября 1917 г. «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в котором предлагалось «устраивать свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно».

4. Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, принятая III Всероссийским съездом Советов 12 января 1918 г., объявившая Россию Республикой Советов.

5. Резолюция VII Всероссийского съезда Советов от 5 декабря 1919 г. «Об угнетенных нациях», требовавшая неуклонно проводить на территории РСФСР полное уничтожение всех и всяких привилегий, какой бы то ни было национальной группы,

и др. > > >

Приведем несколько цитат из большого количества документов по национальному вопросу, подписанных В.Лениным:

«Для всей нашей Weltpolitik* дьявольски важно завоевать доверие туземцев; трижды и четырежды завоевать, доказать, что мы не империалисты, что мы уклона в эту сторону не потерпим.

-

Это мировой вопрос, без преувеличения мировой. Тут надо быть архистрогим.

Это скажется на Индии, на Востоке, тут шутить нельзя, тут надо быть 1000 раз осторожным» (ПСС, т 36, с. 320-321).

«В то же время необходима систематическая и максимальная забота о мусульманской бедноте, ее организации и просвещении.

Можно и должно выработать и закрепить (в ряде точнейших директив) такую политику. Она должна быть образцом для всего Востока» (ПСС В.И. Ленина, 4 изд., т. 35, с. 442).

«Тот грузин, который пренебрежительно швыряется обвинением в «социал-национализме» (тогда как он сам является настоящим и истинным не только «социал-националом», но и грубым великорусским держимордой), тот грузин, в сущности, нарушает интересы пролетарской классовой солидарности, потому что ничто так не задерживает развития и упроченности пролетарской классовой солидарности, как национальная несправедливость, и ни к чему так не чутки «обиженные» националы, как к чувству равенства и к нарушению этого равенства, хотя бы даже по небрежности, хотя бы даже в виде шутки, к нарушению этого равенства своими товарищами пролетариями.

Вот почему в данном случае лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить. Вот почему в данном случае коренной интерес пролетарской солидарности, а следовательно и пролетарской классовой борьбы, требует, чтобы мы никогда не относились формально к национальному вопросу, а всегда учитывали обязательную разницу в отношении пролетария нации угнетенной (или малой) к нации угнетающей (или большой)» (ПСС В.И. Ленина, т. 45, стр. 356 - 362).

Анализ документов того периода говорит о том, что после прихода к власти большевиков в 1917 г. Россия юридически отказалась от всех территорий, завоеванных империей.

То есть, Крымская Народная Республика (Qırım Halq Cumhuriyeti, Къырым Халкъ Джумхуриети) - непризнанное государство, существовавшее на территории Крымского полуострова с ноября 1917 г. по январь 1918 года - являлось первой мусульманской страной республиканского строя (Азербайджан возник год спустя, в 1918 г.).

В апреле в Симферополе был созван Съезд мусульман Крыма, который назначил на должность муфтия Номана Челебиджихана и на должность главы исполнительного комитета Джафера Сейдамета.

В последующем на территории Крыма были образованны такие Советские государства:

Советская Социалистическая Республика Тавриды (также известна как Таврическая Советская Социалистическая Республика), которая существовала в Крыму с 19 марта по 30 апреля 1918 г. Избранный 7-10 марта 1918 г. в Симферополе на I Учредительном съезде Советов, ревкомов и земельных комитетов Таврической губернии, Таврический Центральный Исполнительный Комитет объявил декретами от 19 и 21 марта о создании Таврической ССР. Также был создан Совет Народных Комиссаров Таврической ССР, в который вошли 8 большевиков и 4 левых эсера. Руководителем был избран Антон Слуцкий. ЦИК и СНК Таврической ССР действовали согласно декретам советской власти и занимались конфискацией земли и национализацией промышленности. В марте-апреле 1918 г. РНК Тавриды отправил центральным областям Советской России свыше 5 млн. пудов провизии.

18 апреля 1918 г. украинские войска во главе с Петром Болбочаном атаковали республику, а затем в Крым вторглись немецкие войска. В конце апреля 1918 г. большинство членов ЦИК и СНК Таврической ССР, включая Антона Слуцкого и главу губкома РКП(б) Яна Тарвацкого были арестованы и расстреляны германскими войсками в Алуште. 30 апреля 1918 г. Советская Социалистическая Республика Тавриды была ликвидирована.

29 апреля 1919 г. Временное Рабочее-Крестьянское правительство Крыма подготовило Декларацию об объявлении Крыма Социалистической Советской Республикой, 6 мая 1919 г. она была обнародована. Возглавил Республику Д.Ульянов.

13 мая 1921 г. областное совещание татар-коммунистов принимает резолюцию, в которой констатируется:

«Совещание считает вполне революционно-целесообразным государственной формой для Крыма – провозглашение его интернациональной республикой, входящей в Российскую Федерацию, взяв за основу конституцию одной из существующих республик»...

Последнее слово осталось за Центром. 18 октября 1921 г. В.И.Ленин, М.И.Калинин и А.С.Енукидзе подписывают постановление ВЦИК и СНК об образовании автономной Крымской Социалистической Советской Республики

10 ноября 1921 г. I Всекрымский Учредительный съезд советов принимает Конституцию Крымской ССР - Крымской Советской Социалистической Республики, которая добровольно вошла в состав РСФСР на правах автономии.

Из Конституции Крымской ССР:

«Только в результате такого доверия и добровольного союза возможна спайка рабочих и крестьян всех наций в единую революционную силу, которая гарантирует здоpовoe развитие их и способность противостоять всем угрозам международного империализма.

Государственными языками Крымской ССР принимаются русский и татарский.

Отныне КрымССР становится в ряды тех федераций великой Советской Республики, кои всем своим существованием говорят: только в условиях диктатуры рабочего класса и беднейшего крестьянства разрешимы национальные противоречия.

3. Решительно порывая с прошлым, создавая условия, благоприятствующие свободному культурно-экономическому развитию национальностей Крыма и стараясь упрочить свободное их сотрудничество, КрымССР вместе с тем сознает, что она является лишь одним из отрядов великой пролетарской Армии и что без тесного союза с рабочими и крестьянами мощной Советской Федерации немыслимо успешное завершение строительства новой свободной жизни в Крыму.

КрымССР заявляет о своей твердой решимости остаться одной из составных частей общей федерации великой Российской Республики на началах теснейшего и полного политического и экономического объединения для совместной борьбы за торжество коммунистической революции».

На всех документах и печатях стоит штамп «Крымская ССР»

СССР был юридически оформлен как Союз национальных государств со своими конституциями, правами и определёнными границами территориями.

Затем был долгий период тоталитаризма и репрессий, пока не было принято Постановление Верховного Совета СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав»:

1. Отменить акты высших органов государственной власти СССР, послужившие основой для противоправного насильственного переселения отдельных народов из мест постоянного проживания) ограничения прав граждан из числа этих народов, а также незаконной ликвидации некоторых национально-государственных образований.

2. Отменить: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР».

Правовое последствие отмены указа автоматически восстанавливает прежнее статус-кво. В данном случае - Крымскую АССР в составе РСФСР. Формально Российская СФСР имела право передать часть своей территории, т.е. Крымскую область, в состав Украинской ССР (что случилось в феврале 1954 г.), но не Крымскую АССР.

Ст. 84 Главы 10 Конституции СССР 1977 г. гласит:

«Территория автономной республики не может быть изменена без её согласия».

Эта норма есть и в Ст. 15 Конституции 1937 г:

«Территория ... АССР не может быть изменена без согласия ... АССР».

Основная причина того, что украинское руководство препятствовало возвращению крымских татар, заключалась в необходимости реабилитации крымскотатарского народа, которая влекла за собой в том числе отмену антиконституционных законов и восстановление Крымской АССР в составе РСФСР. А как повело бы себя новое руководство СССР и РСФСР, было проблематично. Украинские «товарищи» не хотели рисковать возможной утратой территории Крыма.

Референдум 1991 г. «О воссоздании Крымской АССР» потребовался для юридического подкрепления «точного, ясно и добровольно выраженного согласия и желания этой народности». Однако необходимо было восстановить, а не воссоздать Крымскую АССР и только с участием государствообразующей нации решать вопрос о вхождении республики в состав Украинской ССР.

Между прочим, референдум был проведен о воссоздании Крымской АССР, как субъекта Союзного Договора. Опять юридическая неувязка. Если будут заинтересованные стороны, то факт вхождения Крыма в состав Украины окажется под большим юридическим вопросом. Но самое главное: АКТ был оформлен без участия крымских татар.

Дополнение к анализу правового состояния Крыма в составе Украины

Согласно Постановления Верховного Совета СССР «Об отмене законодательных актов в связи с Декларацией Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», отмена Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР» в юридическом правовом поле влечёт за собой восстановление Крымской АССР в составе РСФСР, то есть восстановление прежнего статус-кво.

Поэтому для юридического закрепления нынешнего положения Автономной Республики Крым необходимо было:

1.Провозглашение Крымской АССР (ныне АР Крым) независимым государством.

2.Признание РСФСР (ныне РФ) независимости суверенной Республики Крым.

3.Обращение Республики Крым к Украине о принятии в её состав на договорных условиях в статусе Автономной Республики Крым.

4.Решение Верховной Рады Украины о принятии в свой состав Республики Крым на договорных, союзных условиях в статусе Автономной Республики Крым.

Референдум по воссозданию Крымской АССР в 1991 г. был проведен также и для того, чтобы исключить выше перечисленные процедуры вхождения Крымского государства в состав Украины.

В настоящее время территория Крыма принадлежит Украине на основании Большого Договора между РФ и Украиной по средневековому феодальному праву признания сюзереном аннексии территории её вассала соседним государством.

Этот вопрос всё равно когда-нибудь всплывёт. Если об этом знаю я, то, разумеется, знают многие юристы-международники. Понимают и государственные мужи ЕС и США, отстаивающие из прагматических и политических соображений целостность и незыблемость границ Украины. Знают об этом и в России, и в Украине. Но ввиду политической зависимости РФ от влиятельных международных центров пока все молчат и соглашаются. При изменении международной политической ситуации вопрос может возникнуть, но тогда обязательно будет учитываться мнение населения Крыма и его автохтонной части, имевшей в прошлом государственность.

Как будет украинская Фемида выходить из сложившейся ситуации при необходимости издания Закона о реабилитации крымскотатарского народа, я не могу предвидеть, ибо Украина нас не репрессировала. Хотя согласно Постановления Верховной Рады Украины «О порядке предоставления льгот реабилитированным лицам, репрессированным за пределами республики и проживающим на территории Украины» №2805-ХП от 19 ноября 1992 г. государство обязуется:

«Предоставить льготы, предусмотренные Законом Украины «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине», лицам, подвергшимся необоснованным политическим репрессиям по решениям советских органов на территориях республик бывшего СССР, затем реабилитированным в установленном порядке и постоянно проживающим в Украине.

Основанием предоставления льгот являются документы об их реабилитации, выданные уполномоченными на то органами бывших союзных республик Союза ССР».

Возможно, возникнет необходимость дополнить Большой Договор между Российской Федерацией и Украиной отдельным Протоколом о признании всех граждан крымскотатарской национальности, репрессированными в 1944 г., реабилитированными в соответствии с Законом РСФСР, с восстановлением всех их прав, исходящих из Постановления Верховного Совета СССР от 7 марта 1991 г. об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 июня 1945 года «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР».

Руслан ЭМИНОВ, Севастополь


Комментарии:

«Спасибо за поучительную информацию. Я всегда поражался в чём причина, что в ущерб экономики, в ущерб международного престижа, в ущерб национальной политики в самой стране, ибо за состоянием отношения к крымским татарам зорко следили во всех национальных республиках, крымских татар не пускали в Крым. Оказывается единственной причиной была неуверенность украинских правителей в возможности сохранить за Украиной Крым. Ибо, как я понял, при возвращении возникала необходимость отмены указа о ликвидации Крымской АССР, восстанавливался довоенный статус в составе РСФСР, а вторично после изгнания Хрущева, украинцы боялись потерять Крым. Вот кстати и «Постанова Рады УРСР» того периода.

Украина препятствовало тогда в течение 30 лет, и препятствует сейчас уже 20 лет:

РАДА МІНІСТРІВ УКРАЇНСЬКОЇ РСР

Постанова

м.Київ від 15 грудня 1956 року

«Про розселення татар, німців, греків, болгар, вірменів і інших осіб, що раніш проживали в Кримській області»

…а) припинити прийом татар, німців, греків, болгар, вірменів та інших осіб, що раніш проживали в Кримській області, а зараз повертаються з місць спеціального поселення, і подавати їм необхідну допомогу у виїзді за межі цих областей, а також за межі УРСР;

Голова Ради Міністрів УРСР Н.Кальченко,

Керуючий справами Ради Міністрів УРСР Ф.Сіренко.

Источник: ЦДАГО України. - Ф. 1. - Оп. 24. - Спр. 6321. - Арк. 18-19.»


*) Крымско-татарский сайт www.milli-firka.org/content/DBAFEKEK/title 


*) См. также «О юрисдикции Украины в Крыму, Ф.Бальбек»

3 августа 2007 года зарегистрирована общественная организация «Крымские татары за союз с Россией»:

«Как неприлично быть Крыму без крымских татар, так и России неприлично быть без Крыма»


Назад в "Законы"
Публикации . . .

Назад на главную > > >


SpyLOG
Free counters!

Используются технологии uCoz