19 февраля 1954 года стал «чёрным днём» для крымчан: с подачи лидера коммунистов Никиты Хрущёва вышел в свет Указ... Президиума Верховного Совета СССР "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР". И только лишь в 1992 году Россия (уже не-коммунистическая) нашла в себе мужество на бумаге признать этот акт противозаконным ...
Аргументы в пользу такой акции приводились разнообразнейшие. Это и общность экономики, территориальная близость, тесные хозяйственные и культурные связи между Крымом и Украиной. Руководство СССР посчитало, что «этот дружественный шаг послужит укреплению безграничного доверия и искренней любви русского народа к украинскому и станет свидетельством нерушимой братской дружбы между двумя близкими народами». Однако в дальнейшем история доказала всю валюнтаристичность такого решения.
Отмечалось, что акт передачи происходил в дни празднования исторической даты — 300-летия воссоединения России с Украиной. При этом в расчет мнение крымчан, как части российского народа, не принималось, как впрочем и всего остального народа России. Да и зачем оно нужно было, когда главный аргумент в пользу такого действия был «зарыт» гораздо глубже...?
Инициатором передачи Крыма выступил — и этого не следует забывать! — ЦК КПСС. Именно в соответствии с решением этого высшего органа Компартии и начался столь злосчастный процесс передачи Крыма и его жителей в иноязычную республику.
Замечу: НИКАКИХ РЕФЕРЕНДУМОВ ИЛИ ОПРОСОВ НАСЕЛЕНИЯ ТОГДА НЕ ПРОВОДИЛОСЬ!!!
Цель при этом преследовалась вполне определенная (чисто шкурная для конкретного высокопоставленного коммуниста): тогдашнему 1-му секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву необходимо было заручиться поддержкой со стороны руководства одной из крупнейших в то время отделений Компартии в СССР — КПУ. Никите это было нужно лично в борьбе со своими политическими противниками, и в конечном счёте он этого добился. Ему удалось укрепить свои позиции в партии и правительстве за счет такого «торга». Однако, несмотря на то, что передача Крыма осуществлялась с ведома руководства высших органов власти СССР, РСФСР и УССР, вопрос о законности этой акции остается открытым. Формальным основанием для Указа от 19 февраля 1954 года послужило совместное представление (см. стенограмму...) Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР "О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР", но оно не утверждалось Верховными Советами этих республик, никогда не публиковалось и не обнаружено в Государственных архивах.
*) К стати!Тогда, в январе 1954 г., крымские власти предложили Москве провести референдум, в соответствии с республиканскими и общесоюзной Конституциями. Но тут же последовала грозная телеграмма Хрущева: ''Только попробуйте своевольничать! Может, с вами поговорить по-сталински?!''.По архивным данным, около 40 ''строптивых'' работников крымских обкома партии и облисполкома были репрессированы (правда, без расстрелов, но с частыми авто- и авиакатастрофами...); та же участь постигла 55 инициаторов проекта общекрымского референдума об отделении от РСФСР.Тогда же первый секретарь Крымского обкома КПСС подал в отставку в знак протеста против передачи Крыма. В то время он нашел в себе мужество проявить принципиальность. Потому что понимал, что из этого произойдет...www.nakanune.ru/articles/13214, http://gazeta.sebastopol.ua/2004/09/ostrov.shtml |
Конституция РСФСР не давала права Президиуму Верховного Совета РСФСР передавать часть территории республики другой стороне. Не имел на это полномочий даже и Верховный Совет РСФСР.
Такое право имел только народ России посредством референдума, и его проведение в этом случае являлось по Конституции РСФСР обязанностью Президиума Верховного Совета.
Таким образом, имели место многочисленные нарушения Закона со стороны всех сторон, осуществляющих акт «дарения».
Исходя из нарушений Конституции РСФСР, а следовательно — незаконности передачи Крыма Украине, Верховный Совет Российской Федерации в 1992 году принял ряд решений... по рассмотрению вопроса о неконституционности решений о передаче Крымской области Украине. Результатом этой работы было Постановление Верховного Совета Российской Федерации о правовой оценке решений высших органов власти РСФСР по изменению статуса (принадлежности) Крыма, принятых в 1954 году. Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года о передаче Крымской области признано не имеющим юридической силы с момента принятия и признано — считать необходимым урегулирование вопросов о Крыме путем межгосударственных переговоров России и Украины с участием Крыма на основе волеизъявления его населения.
Иногда ссылаются на то, что еще в 1990 году между Украиной и Россией был заключен договор от 19 ноября, в котором стороны отказывались от территориальных претензий. Нелишне напомнить, что в том договоре речь шла о двух республиках, находящихся на тот момент в составе единого государства СССР.
Следует особо отметить и такой немаловажный юридический момент.
Выход любой союзной республики из состава СССР мог осуществляться только в соответствии с Законом СССР от 3 апреля 1990 года «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Законом СССР №1410-1 «О введении в действие Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» определено: «Любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик».
А административные границы внутри единого государства — это далеко не государственные...
Эта проблема всегда будет вставать на повестку дня. Не так-то просто перечеркнуть страницы истории, которые вновь и вновь возвращают нас в тот февраль 1954 года.
Спорность и неурегулированность вопроса о принадлежности Крыма всегда будет существовать не только во взаимоотношениях теперь уже суверенных государств, но и в памяти еще многих многих поколений их народов.