«О выигранном нами в ноябре 1995 года судебном процессе в защиту Российской общины Севастополя я расскажу отдельно, так как он имеет непосредственное отношение к подтверждению российского статуса этого великого русского города. И это несмотря на то, подписав в мае 1997 года договор об аренде Россией на 20 лет военно-морской базы в Крыму, Кремль в очередной раз предал Севастополь. Нельзя арендовать то, что принадлежит тебе по праву! Российское государство в вопросе о статусе Севастополя обладает бесспорными правовыми аргументами, а потому непонятно, как наша власть могла без боя сдать свою военно-морскую базу на Черном море, предав веками проживавшее там русское население. Чтобы понять, на чем основаны позиции сторон в этом территориальном споре, и что необходимо сделать для возвращения в состав России города-крепости Севастополя, разберу этот вопрос документально.
Позиция официального Киева проста как гипотенуза: Севастополь является неотъемлемой частью Крымского полуострова, который в 1954 году был передан Хрущевым в состав УССР, а затем по наследству достался и незалежной Украине.
Ключевое значение для анализа ситуации вокруг Севастополя и Черноморского флота имеют вопросы соотношений понятий – Главная база Черноморского флота и город-крепость Севастополь. С момента своего основания Севастополь являлся военно-морской крепостью юга России, а с конца XIX века – Главной базой Черноморского флота.
В генеральной схеме городской планировки 1938 года указывалось на специальное оборонное значение Севастополя, требующее согласование всех проектных решений с требованиями обороны. Граница городских земель устанавливалась с учетом размещения объектов Главной базы Черноморского флота. Поэтому Президиум Верховного Совета РСФСР 7 марта 1939 года принял постановление о расширении городской черты. То есть в понятие «город Севастополь» входит не только жилая застройка городской черты, но и территория размещения инфраструктуры Черноморского флота. Новая граница территории Севастополя была подтверждена установкой знаков на местности и легла в основу проектов послевоенного восстановления города как Главной базы Черноморского флота.
Масштабы послевоенных восстановительных работ потребовали рассмотрения вопроса Севастополя высшими органами власти Советского Союза. В связи с особым статусом города-крепости Постановлением Совета министров СССР №403 от 25 октября 1948 года и Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября того же года Севастополь был выведен из состава Крымской области РСФСР и отнесен к категории городов республиканского подчинения РСФСР. С этого времени решения Крымского облисполкома не распространялись на территорию Севастополя – Главной базы Черноморского флота. С 19 февраля 1954 года, «учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи», Президиум Верховного Совета СССР по предложению Никиты Хрущева утвердил передачу Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. Как было сказано, «в ознаменование 300-летнего юбилея воссоединения Украины с Россией». Особо подчеркну, что речь шла о передаче Крымской области, а не Крымского полуострова! К тому времени восстановленный после войны Севастополь уже шесть лет существовал автономно от области, подчиняясь непосредственно Москве. Каких бы то ни было документов, принятых до декабря 1991 года и пересматривающих статус Севастополя в пользу Украины, в природе не существует.
Что касается Беловежских соглашений, то президент Ельцин «забыл» там обсудить вопрос о Севастополе и Крыме в целом. Ведь если Крым был передан «в ознаменование 300-летнего юбилея воссоединения Украины с Россией», то в связи с «разъединением Украины с Россией» «обручальное колечко» следовало бы вернуть.
Зато Верховный Совет РСФСР и палаты Федерального Собрания нашли в себе мужество поставить вопрос о статусе Севастополя. Так, например, в своем Постановлении № 5359-1 от 9 июля 1993 года Верховный Совет РФ по поручению седьмого Съезда народных депутатов подтвердил «российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года». Аналогичное заявление принял 29 ноября 1996 года Совет Федерации, в котором, в частности, сказано: «Односторонние действия украинской стороны, направленные на отторжение от России части её территории (города Севастополя), не только являются незаконными с точки зрения норм международного права, но и наносят прямой ущерб безопасности России».
Столь подробный документальный анализ показывает, что город Севастополь никогда не передавался Украине – ни в 1948, ни в 1954, ни в 1991 гг. Не Черноморский флот «базировался в Севастополе», а сам город был неотъемлемой частью главной базы Черноморского флота СССР и России. В соответствии с Конституцией СССР вопросы обороны находились в исключительной компетенции Союза. В то же время именно Российская Федерация является правопреемницей СССР. Значит, именно она является законной владелицей Главной базы Черноморского флота России – города-крепости Севастополя.
В споре о статусе Севастополя наши оппоненты пытаются ухватиться за последнюю соломинку, указывая на факт отсутствия упоминания о городе-крепости в тексте действующей Конституции России. Мол, все субъекты, все края, республики, области, округа перечислены, Москва и Санкт-Петербург перечислены, а Севастополь – нет. Значит, не входит он в состав России, – утверждают они. На сей счет один мой коллега по фракции «Родина» в Госдуме уже в 2004 году предложил почти анекдотический вариант ответа – включить Севастополь в состав города Москвы как, например, город Зеленоград. В Конституции же нигде не оговаривается расстояние, которое должно отделять административный округ от субъекта федерации. Зеленоград находится от Москвы на расстоянии нескольких десятков километров. Почему же Севастополь, который находится за тысячу километров от столицы России, не может быть признан её частью?
Я думаю, не стоит искать такие экзотические варианты ответов на провокационные вопросы наших оппонентов. Сам факт их постановки свидетельствует об одном – Украина не располагает доказательствами своих прав на город-крепость Севастополь. А потому и мы не должны участвовать в демагогическом споре, который пытается навязать нам украинская сторона.
Надо сказать, что такой вывод сделали для себя все участники и свидетели громкого судебного разбирательства в защиту Российской общины Севастополя и её печатного органа в 1995 году. Поводом для него стали утверждения прокуратуры Севастополя, которая, очевидно, действовала по указанию из Киева. В частности, в иске утверждалось, что деятельность общины носит «четко выраженную антиукраинскую направленность», а её газета, публикуя на своих страницах обращения, заявления и открытые письма в адрес руководства Украины и России, добиваясь для Севастополя российского статуса, делает это «с целью инициировать процессы, направленные на отторжение Севастополя от Украины». Кроме того, по мнению прокурора, «Российской общиной Севастополя проводилась деятельность по незаконному оформлению жителям города российского гражданства и по обеспечению заезда в город консульской группы посольства Российской Федерации на Украине». В третьем пункте обвинения общине инкриминировалось то, что она «разжигает сепаратистские настроения и национальную рознь в Севастополе и Крыму, противопоставляя друг другу жителей украинской и русской национальности, усиливая тем самым политическую и социальную напряженность в регионе».
Адвокат КРО Борис Кузнецов и руководство Российской общины Севастополя не только блестяще выиграли этот крайне важный для всего русского движения судебный процесс, но и сумели зафиксировать в решении севастопольского суда положение о наличии территориального спора между Украиной и Россией о статусе Севастополя. То, что не захотели или не сумели сделать российские власти и МИД под руководством печальной памяти Козырева, смогли сделать активисты-соотечественники, защитившие свою честь и надежно организовавшие «третью оборону» Севастополя.
Есть только одна причина, которая может снять с повестки дня задачу возвращения Севастополя под российское управление, – это воссоединение России и Украины.
Пока же это не стало реальностью, закрепление за Севастополем российского статуса является одной из важнейших задач государственной власти».
Севастополь со всей инфраструктурой Черноморского флота – это собственность России, считает лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин. Документальный анализ истории вопроса о статусе главной базы Черноморского флота показывает: город Севастополь никогда не передавался Украине – ни в 1954 году, когда Никита Хрущев подарил Крым УССР, ни в 1991 году, когда она объявила о своем суверенитете. Исходя из этого, нам следует отказаться от всякой платы за аренду военной базы.
По словам Рогозина, руководство Украины превратило Севастополь в рычаг давления на Россию. Его возвращение под юрисдикцию РФ является одной из важнейших задач по укреплению суверенитета страны. «Я обратился к президенту Путину с просьбой включить вопрос о статусе города-крепости Севастополя в повестку ближайших российско-украинских межгосударственных переговоров», – заявил Дмитрий Рогозин.
«Новый Регион» частично приводит текст письма лидера «Родины» к президенту России:
Подписанный в мае 1997 года в Киеве договор об аренде Россией на 20 лет военно-морской базы в Крыму предполагает, по сути дела, добровольный отказ от российской собственности в Севастополе и окружающей его зоны. Доводы официальных российских властей, сдавших Севастополь Украине, были основаны на том, что этот закрытый город был неотъемлемой частью Крымской области, а раз так, то с 1954 года он включен в состав УССР, а затем и суверенной Украины.
Чтобы доказать абсурдность такой позиции, стоит обратиться к официальным документам советского времени. Ведь факты – вещь упрямая – и вот что они говорят.
Ключевое значение для анализа ситуации вокруг Севастополя и Черноморского флота имеют вопросы соотношений понятий – «Главная база Черноморского флота» и «город-крепость Севастополь». С момента своего основания Севастополь являлся военно-морской крепостью юга России, а с конца XIX века – Главной базой Черноморского флота. Предназначение Севастополя не пересматривалось и в советский период. В генеральной схеме городской планировки 1938 года указывалось на специальное оборонное значение Севастополя, требующее согласование всех проектных решений с требованиями обороны. Граница городских земель устанавливалась с учетом размещения объектов Главной базы Черноморского флота.
29 октября 1948 года было принято решение выделить город Севастополь в число городов республиканского подчинения РСФСР. На практике с этого времени решения Крымского облисполкома не распространялись на территорию Севастополя – главной базы Черноморского флота.
В 1983 году Совет Министров Украинской ССР по согласованию с Госстроем СССР и командованием ВМФ утвердил ныне действующий генеральный план Севастополя с ключевым положением: «Город-герой Севастополь до 2000 года развивается как главная база краснознаменного Черноморского флота». И, наконец, 31 декабря 1996 года Кабинет министров Украины принял постановление №1599 « комплексной программе стабилизации социально-экономического положения города Севастополя на 1997-2000 гг.» в котором признается, что исторически город развивался как главная база Черноморского флота. В документе также указывается на то, что «инфраструктура городского хозяйства, научно-технический потенциал Севастополя были сориентированы на выполнение основного государственного задания – обеспечение базирования и обслуживания Военно-морского флота».
Документальный анализ истории вопроса о статусе главной базы Черноморского флота показывает, что город Севастополь никогда не передавался Украине – ни в 1948, ни в 1954, ни в 1991 гг. Не Черноморский флот «базировался в Севастополе», а сам город был неотъемлемой частью главной базы Черноморского флота СССР.
В соответствии с Конституцией СССР вопросы обороны находились в исключительной компетенции Союза. В то же время именно Российская Федерация является правопреемницей СССР, а, значит, именно она является законной владелицей главной базы Черноморского флота России – города-крепости Севастополя.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Есть только одна причина, которая может снять с Правительства РФ задачу возвращения Севастополя под российское управление. Речь идет об объединении Российской Федерации и Украины в единое государственное образование. До тех пор, пока этот процесс не стал реальностью, возвращение Севастополя под юрисдикцию России является одной из важнейших задач по укреплению суверенитета нашей страны. В этой связи прошу Вас дать указание Совету Безопасности РФ, Министерствам иностранных дел и обороны проанализировать приведенные нами документальные факты и включить вопрос о статусе города-крепости Севастополя в повестку российско-украинских межгосударственных переговоров. Актуальность рассмотрения данного вопроса именно сейчас возникает в связи с намерением официальных лиц Украины решить вопрос об участии этой страны в Северо-Атлантическом альянсе (НАТО), что, безусловно, поставит под сомнение Дух и Букву Базового договора РФ и Украины о дружбе и сотрудничестве, подписанного в 1997 году.
Д.О.Рогозин»