Какой из современных народов в Крыму «коренней»?

Греки были в Крыму раньше нас с вами (В.В.Путин) . . .

Этот вопрос покажется абсурдным, если вспомнить, что в истории нашего многонационального полуострова оставили свой след многие этносы – уже исчезнувшие и существующие до сих пор. Так что ставить вопрос, кто же их них главный, по меньшей мере некорректно.

Но, оказывается, не все это понимают… Меджлис и бывший депутат Г.Удовенко заявляют, что татары Крыма – это и есть «коренной народ» полуострова. Был даже подготовлен проект Закона Украины «О статусе крымскотатарского народа»...

Что же такое «коренной народ»?

В международном праве это определение еще не сформулировано. Главный документ ООН по данному вопросу – проект Декларации прав коренных народов – находится в стадии разработки. И большинство членов Организации Объединенных Наций (кроме нескольких стран Северной Европы) относятся к нему с настороженностью.

Имеется еще Конвенция МОТ №169 (Международной организации труда) «О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах», принятая 26 июня 1989 года. Но под это определение «коренного народа», увы, татары Крыма не подпадают.

Авторы законопроекта не стали дожидаться, пока международные правоведы примут соответствующие акты, и по-своему истолковали термин «коренной народ» Оным является этнос, соответствующий нескольким критериям. В частности, если:

1) «историческая родина – территория, на которой он сложился как этнос, полностью находится в пределах украинского государства».

Допустим, что татары Крыма не имеют отношения к тем татарам, которые пришли в Тавриду как завоеватели в 1223 году, вырезав половцев, разорив Херсонес и другие города. Но и в этом случае они не отвечают этому требованию, т.к. их этнос формировался не только на территории Крымского полуострова, Херсонской, Одесской, Запорожской, Донецкой областей, но и на Кубани, которая, как известно, не является частью Украины.

Если... 2) «сохраняет свою этническую идентичность, отличную от идентичности украинского народа (титульного этноса) и национальных меньшинств Украины, и добивается сохранения и развития такой идентичности».

Но этот признак подходит и для других народов, проживающих в Крыму и на Украине. Разве, скажем, армяне и греки не стремятся «сохранить и развивать такую идентичность»?

Если... 3) «является носителем самобытного языка и культуры» Но это тоже не служит основанием для причисления к «коренным» Ведь любой народ имеет свою культуру и свой язык.

Если... 4) «сохраняет и развивает свои традиционные этнические институты».

Исходя из этого можно оспаривать принадлежность и украинцев к «коренным народам» Украины. Ведь страна уже давным-давно утратила «свои традиционные этнические институты» – казацкую раду, институт гетманства и т.д.

Что же касается татар Крыма, то они и вовсе таковых не имеют. «Курултай и «меджлис», как утверждают специалисты, – образования искусственные, заимствованные у других народов.


*) Наша справка.

«Курултай» – у монголов и татар всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов. Определение К. дает монголо-персидский султан Ахмед Никудар (1281-1284) в письме египетскому султану Сейфоддину: «Мы созвали у себя К., т.е. собрание, в котором излагается мнение всех братьев, детей, важных эмиров, военачальников и ленных офицеров» ...Учреждение К. как всенародных съездов может датироваться только со времен Чингисхана, который объединил мелкие монгольские племена...» (Словарь Брокгауза и Ефрона).

Крымские тюрковеды утверждают, что в государстве Гиреев курултаи не проводились ни разу. И лишь в ноябре 1917 года в Крыму был создан татарский национальный парламент, получивший название курултай.

«Меджлис (араб.) – название одной из палат парламента Ирана. М. называют иногда парламент Турции - Великое национальное собрание». (Большая советская энциклопедия, том 15).

И этот институт трудно назвать «традиционно этническим». В первые заимствованный у турок постоянный парламент (Меджлис-и-Мебусан) был создан в декабре 1917 года решением курултая.

-

Если... 5) «не имеет этнически тождественного национального государства или родины за пределами Украины».

Собственно, в мировой практике нет юридического понятия «национальная родина», а потому не совсем ясно, что имели в виду авторы законопроекта. Если же говорить об «отсутствии своей государственности», то и русские, которые, кстати, формировались как этнос, в том числе и на территории Украины, тоже не имеют в чистом виде «национального государства» (Российская Федерация не является «национальным государством» русских.

Если... 6) «самоидентифицирует себя в качестве коренного народа Украины».

Помилуйте, но ведь многие русские «самоидентифицируют» себя в этой стране не менее «коренными», чем украинцы. И многие народы Украины имеют все основания провозгласить себя таковыми. Тем не менее «коренными» почему-то пытаются признать только татар, и только для них в законопроекте предусмотрены соответствующие льготы и привилегии.

Льготы и привилегии

В законопроекте татары названы вторым (первый – украинцы) коренным народом Украины. А коли так, то преследуются цели более существенные, нежели определение статуса крымских татар. Если законопроект станет законом, то народы Крыма будут разделены на «первый», «второй» сорт. «Коренному народу» будет дано право «гарантированного представительства» в Верховных Советах Украины и Крыма (не меньше 15% от общего количества депутатов парламент автономии) и органах местного самоуправления. Государство будет содействовать «сохранению и развитию культурного наследия» татар, поддержанию «системы образования на крымскотатарском языке, а также преподаванию его истории и культуры». Второй «коренной народ» получит право на использование национальной символики и собственной топонимики. Татарский язык в Крыму фактически станет вторым государственным. Кроме того, предлагается признать меджлис в качестве представительного органа татар. (Между тем за все время своего существования эта организация не удосужилась хотя бы зарегистрироваться в установленном Законом Украины порядке, проигнорировав Законы государства).

Предусмотрены и привилегии для татар, желающих вернуться в Крым. Каждому переселенцу по законопроекту органы местного самоуправления должны предоставить земельный участок, а если это невозможно, то «государство содействует предоставлению таких участков из государственного фонда».

Странно, что льготы предоставляются почему-то только одному народу. Разве греки, армяне, немцы, болгары не понесли такие же потери, как и татары, в пору репрессий? Получается, что авторы законопроекта добиваются не восстановления исторической справедливости, а национальных привилегий за счет других народов Крыма. Но в настоящее время татары не являются «обделенным» этносом. Конституция и другие законодательные акты гарантируют им возможность возвращения на родину. Государство обеспечивает татарам все права граждан Украины, равные с правами граждан других национальностей. Кроме того, как лица, подвергшиеся спецпереселению, они имеют льготы при поселении в той местности, из которой их вывезли. (Следует уточнить, что часть татар Крыма и до 1944 года проживала за пределами полуострова). Но ратующие за принятие закона просто закрывают на это глаза.

Путь к противостоянию

Одним из столпов любого демократического государства является равноправие его граждан независимо от национальностей. Оно продекларировано и в Конституции Украины.

Но на деле все обстоит иначе. Ни для кого не секрет, что украиноязычные граждане имеют целый ряд преимуществ перед русскоязычными. На поддержание русской культуры на Украине выделяется все меньше денег. Сокращается количество русских школ, за счет которых увеличивается число украинских. Русским все настоятельнее дают понять, что они – нацменьшинство со всеми вытекающими из этого последствиями. С принятием закона «О статусе крымскотатарского народа» их положение в Крыму еще более ухудшится.

За период с 1990 по 1998 год, по официальным данным, государство выделило на обустройство татар Крыма 415 миллионов гривен (свыше 200 млн. долларов). Если разделить эту сумму на 270 тысяч татар – выходит, что каждый из них должен был получить из бюджета почти тысячу долларов. В проекте рекомендаций парламентских слушаний «Проблемы законодательного регулирования и реализации государственной политики по обеспечению прав крымскотатарского народа и национальных меньшинств, депортированных и добровольно возвращающихся в Украину» сказано, что «указанной суммы явно недостаточно» Наверное. Но, во-первых, где гарантия, что выделенные на нужды татар деньги дойдут до тех, кому они предназначены - наиболее нуждающихся, а не будут использованы для политических интриг и обогащения некоторых татарских лидеров?

Во-вторых, где авторы законопроекта собираются взять деньги, необходимые для его реализации? Выделить эти средства из бюджета Украины, который едва сводит концы с концами, сегодня вряд ли удастся. Значит, для того, чтобы найти их для решения проблем крымских татар, нужно будет поднять налоги или пустить в ход печатный станок на монетном дворе...

Авторы законопроекта считают, что государственное финансирование на обустройство татар должно быть дополнено из бюджетов Крыма и его регионов. Так что не исключено, что автономия, ее города и районы будут вынуждены сократить расходы на другие нужды.

Лидеры украинского Руха (к которым относится и председатель комиссии ВС Украины по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Геннадий Удовенко) всегда симпатизировали татарам Крыма. На этот раз у них появилась хорошая возможность продемонстрировать им это. Вот только цена за этот подарок может оказаться слишком высокой. Предоставление привилегий какому-либо народу в многонациональном Крыму ставит в неравное положение остальные этносы полуострова. А это неизбежно приведет к межнациональному противостоянию.

Есть и еще одна «закавыка», над который следовало бы призадуматься, лоббистам законопроекта, прежде чем выносить его на обсуждение. «Организация крымскотатарского национального движения» (ОКНД), как известно, давно тяготеет к Турции. Признав меджлис и курултай, Украина узаконит двоевластие в Крыму. Формирование национальных органов власти, параллельных уже существующим, откроет путь к национальной автономии. В конце концов татарские националисты, заручившись поддержкой Турции, могут потребовать независимости.

В.АНТОНОВСКИЙ.
Крымская правда, №62 (22475)5 апреля 2000 года, www.kp.crimea.com


*) Конвенция №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах > > >


Назад в "Законы"
Назад в раздел "Публикации"
Назад на главную > > >


SpyLOG
Free counters!

Используются технологии uCoz