Конституция Республики Крым от 6 мая 1992 года –
Конституция субъекта федерации,
и "поправка Зайца"

6 мая 2012 г. исполняется 20 лет крымской конституции

Чем дальше мы, крымчане, от грустных событий 1954-го и 91-го годов («подарок» Крыма вместе с его народом в иноязычную УССР и развал единого отечества), тем яснее становится значимость и необходимость правовой защиты интересов народа Крыма. Защиты наших прав на свободу, на родной для подавляющего большинства крымчан – русский язык, защиты от внешних посягательств и разрушительного воздействия от политических потрясений и экономических кризисов нестабильного, мечущегося «в поисках самого себя» украинского государства. Государства искусственно сотворенного коммунистами в первой трети прошлого века из антагонистичных частей, имеющих совершенно разную историю, культуру, идеалы, самобытность, язык и менталитет. Государства, которое чем-то смахивает на ненатуральный организм, напоминающий наспех сшитое из несовместимых членов детище доктора Франкенштейна.

В 1954-м году нас, крымчан, вместе с Крымом, как крепостных, без какого-либо опроса или референдума «подарили» с подачи высшего руководителя КПСС Никиты Хрущёва в иноязычную УССР (правда, тогда – внутри единого государства СССР). А в конце 1991-го, несмотря на итоги состоявшегося 20 января 1991 года общекрымского референдума (на котором на вопрос «Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» положительно ответили 93,26% крымчан) Крым стал Украиной, а все мы крымчане (русские, татары, греки…) – «украинцами». 6 мая 1992 года в целях защиты Народа Крыма от посягательств из Киева украинских националистов Верховный Совет Крыма принял Конституцию Республики Крым.

В связи 20-ти летним юбилеем Конституции Республики Крым хочу проанализировать: что давала нам эта Конституция, что мы «имеем» в результате её запрета (отмены) кучмовским режимом, а также – что крымчане «получили» в результате «принятия» украинской «конституции АРК» в 1998 году.

Конституция Республики Крым 1992 года закрепила политическую автономию Крыма, создала все необходимые предпосылки для решения экономических, этнических, социальных проблем. Она дала необходимую правовую основу для консолидации и развития гражданского общества в нашей воссозданной Республике, явилась фундаментом для строительства Крымской государственности с максимальным учётом особенностей реальной общественно-политической и экономической ситуации на полуострове, для защиты прав и законных интересов граждан Республики Крым.

В чём преимущества Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 г. в сравнении с ныне «действующей» ущербной украинской «конституцией АРК» 1998 года?

Начну с её Преамбулы, из которой сразу явствует, кто хозяином Крыма является не метрополия (будь то Киев, Москва или Стамбул…), а непосредственно – многонациональный Народ Крыма:

«СВОБОДНЫЕ И РАВНЫЕ В СВОИХ ПРАВАХ И ДОСТОИНСТВЕ ГРАЖДАНЕ, СОСТАВЛЯЮЩИЕ МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫЙ НАРОД КРЫМА …, соединенные многовековыми узами общей исторической судьбы; безоговорочно осуждая как преступные и антигуманные все акты, совершенные тоталитарным режимом против народа Крыма, … утверждаем КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ и провозглашаем ее ОСНОВНЫМ ЗАКОНОМ ПРАВОВОГО, ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО, СВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА КРЫМ».

Первая статья Конституции чётко определяет своё (Республики Крым) суверенное верховенство права на территории полуострова и добровольность делегирования полномочий Киеву: «На своей территории Республика обладает верховным правом … осуществляет свои суверенные права и всю полноту власти на данной территории (прим. – Крыма) … осуществляет на своей территории все полномочия за исключением тех, которые она добровольно делегирует Украине».

Таким образом, Конституция Республики Крым 1992 года это – Конституция самостоятельного государства (Республики), строящего свои взаимоотношения отношения с Киевом фактически – на конфедеративных (а не метропольно-колониальных) принципах, исключающих принуждение извне (грубый протекторат).

Подчёркивают государственность Крыма статьи 11 и 12: «Республика Крым имеет свой государственный герб, флаг и гимн. Их описание, а также порядок использования устанавливаются конституционным законом Республики … Столицей Республики Крым является город Симферополь, его правовой статус определяется специальным законом Республики».

Вторая её статья определяет субъект суверенитета Республики, которым является многонациональный народ Крыма: «Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти является народ, который составляют граждане Республики Крым всех национальностей…», при этом статья 17 дополнительно гарантирует правой статус Гражданина Республики Крым, а также право крымчан на двойное гражданство. Т.е., исключается право метрополии диктовать свою волю Народу Крыма, а крымчанам – гарантируется право быть одновременно гражданами России или … Узбекистана (откуда возвращалось татары в Крым).

Статья 4 подчёркивает верховенство крымской Конституции: «Конституция Республики Крым является Основным Законом гражданского общества и государства, обладает верховенством и высшей юридической силой».

-

Статьи 5, 102 и 121 определяют наличие собственной самостоятельной государственной власти Республики: Президент Республики Крым (избираемый Народом Крыма), высший законодательный орган – Верховный Совет Крыма, Правительство Крыма, и всё это регламентируется собственными Законами Республики (а не протекторатом метрополии). В целях обеспечения в Крыму конституционной законности предусмотрен Конституционный Суд Крыма (ст.139).

Статья 6 определяет право Народа на свой язык – «Официальным языком делопроизводства является русский язык. Государственными языками в Республике Крым являются крымско-татарский, русский и украинский языки».

Статья 7 – «Территория Республики Крым является неприкосновенной и не может быть изменена без ее согласия…». Этой же статьёй закреплён: «Особый статус города Севастополя как неотъемлемой части Крыма определяется законодательными актами Республики и не может быть изменен без согласия его граждан». Т.е. город Севастополь является составной частью Республики Крым и обладает особыми правами (прим. – в настоящее время город Севастополь без согласия самого города и Республики административно выведен Киевом из Республики Крым).

Важными нормами Конституции являются положения статьи 9-й: «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе договора и соглашений», и статьи 10-й: «Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах».

Статья 74 Конституции гласит: «Недра, воды, леса, растительный и животный мир, воздушное пространство, рекреационные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории и континентального шельфа Республики – являются достоянием народа Крыма и посредством права государственной (прим. – Крыма) собственности на эти объекты используются исключительно в его интересах».

6 мая 1992 года Конституция Республики Крым принималась (как это и положено для настоящей Конституции) конституционным большинством (двумя третями) избранных народом Крыма депутатов Верховного Совета Крыма, однако в 1995-м она вероломно отменена Киевом в одностороннем силовом порядке.

"Поправка Зайца"

С 1998 года «действует» марионеточная украинская «конституция Автономной Республики Крым» в редакции Л.И. Грача c «поправкой Зайца». «Принималась» эта «конституция» – как обычное постановление обл.совета – простым большинством голосов, затем она – «утверждалась» Верховной Радой Украины. В процессе её «утверждения» Киевская Рада своей волей (без согласования с Верховным Советом Крыма) внесла в эту «конституцию» пресловутую «поправку Зайца» (украинского нардепа от РУХа), согласно которой «Конституция АРК не может противоречить Конституции и законам Украины». Такое «утверждение» с поправкой метрополии фактически свело на нет само правовое понятие «Конституция», лишило Республику Крым самостоятельности и вообще каких-либо реальных полномочий.

Этот «правой документ» («конституция»), на мой взгляд, больше напоминает «устав роты», а её правовая ценность меньше, чем бумага, на которой она напечатана. Правоту своих слов проиллюстрирую следующим фактом: в январе 2012 г. решением Высшего административного суда Украины возобновлён инициированный Народным фронтом «Севастополь-Крым-Россия» судебный процесс по рассмотрению вопроса об отмене «конституции АРК» в … простом суде. Т.о. Народный фронт доказал, что её («конституцию Грача» – так этот документ окрестили в народе) вправе рассмотреть (и, собственно – отменить) даже не Конституционный Суд, а простой суд. Этот факт сам за себя говорит о «ценности» данной … «конституции».

Давно стало совершенно очевидным, что украинская «конституция АРК» образца 1998 года тормозит преодоление кризиса на полуострове. Практические попытки преодолеть существующие кризисные явления в развитии региона с неизбежностью наталкивались на то, что у крымской власти отсутствуют механизмы, позволяющие эффективно осуществлять экономические преобразования, тем более с учётом пресловутой «поправки Зайца». Развитие макроэкономических структур и процессов с «конституцией Грача» практически всецело подчинено диктату Киева. Так, в частности право автономии на одноканальный бюджет «Симферополь-Киев» полностью игнорируется метрополией.

Украинская «конституция Грача» являет собой не только пустую декорацию «автономности» Крыма, но и потенциальный источник межнациональных конфликтов на полуострове. Ибо она была «принята» в угоду отдельным личностям и экономическим группам, которые в своё время под лозунгами «автономизации» пытались всего лишь банально установить свой личной контроль над финансовыми потоками, движением собственности и распределением земли на полуострове.

Кроме того, «конституция АРК» 1998 года противоречит результатам общекрымского референдума 20 января 1991 г. о воссоздании Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора, ибо на этом референдуме Народ Крыма проголосовал не за автономию в составе УССР, а за Крым – субъект федерации! «Конституция Грача» также не соответствует духу и букве Европейской хартии о местном самоуправлении, к которой присоединилась и Украина. Этот международный документ требует чёткого разграничения полномочий между государственными и региональными органами власти, а этого как раз и нет ныне действующей украинской «конституции АРК».

Если «конституция Грача» будет отменена (например, решением местного суда), то у крымского парламента развязываются руки и он может принять новую редакцию основного закона Республики, или же решить вопрос о возобновлении действия Конституции Республики Крым 1992 года, которая была, как уже отмечалось, по сути – Конституцией субъекта федерации. Крым при любом из этих вариантов становится полигоном федерализации в масштабах всей Украины. Принцип федерализма предполагает установление единого государственного порядка с помощью механизма Федеративного договора – соглашения федерации и её субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти. И тогда какая-либо «поправка Зайца» будет невозможна в принципе!

Кстати, об идее федерального устройства Украины в своё время говорил ещё Вячеслав Чорновил. Да и нынешний Президент Украины Виктор Янукович несколько лет назад заявлял: «Децентрализация власти является одним из механизмов преодоления коррупции. Ведь направление бюджетных средств непосредственно в регионы не только сделает их использование более эффективным, но и будет препятствовать разворовыванию средств по схемам, существующим на уровне Центральной власти». В 2007-м Янукович инициировал широкое обсуждение федеративной модели страны, мотивируя децентрализацию государственного института тем, что «это не будет нести угрозы узурпации власти». Находясь в оппозиции к оранжевому ющенковско-тимошенковскому режиму он заявил: «Федеративная Украина — безальтернативная модель развития украинского государства»… Правда сейчас, став Президентом Украины, Виктор Фёдорович об этом почему-то не вспоминает…

Полагаю совершенно очевидным, что возобновление действия Конституции Республики Крым 1992 года сняло бы противоречия в политико-правовой идентификации Крыма в рамках конституционного поля метрополии (Киева), имело бы широкую поддержку у местного населения. Оно помогло бы возвратиться к реальным принципам демократии, что позволило бы и Украине повысить свой авторитет на международной арене, показало бы образец цивилизованного пути разрешения межрегиональных противоречий. Возвращение настоящей Крымской Конституции также будет способствовать расширению возможностей Крыма в решении собственных региональных проблем и, прежде всего, экономических, поскольку это даст местным органам власти правовую и финансовую возможность осуществлять оперативное управление Крымом, не прибегая к постоянным согласованиям любых мелочей с Киевом.
Заканчивая этот краткий анализ ситуации сложившейся в Республике Крым хочу напомнить, что для крымчан главный девиз жизни написан на государственном гербе нашей Республики:

«Процветание в единстве!».

*) Любая Конституция может и должна приниматься и отменяться только высшим представительным органом власти того территориального образования, в котором предусмотрено её действие. Поэтому крымскую Конституцию в обязательном порядке должен был отменять соответствующий республиканский парламент. В отношении Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года такого нормативно-правового акта со стороны Верховного Совета Крыма никогда не было, т.е. процедура её отмены до сих пор не соблюдена. C формальной точки зрения, не отменив один Основной Закон Республики, недопустимо было принимать другой. Поэтому, в настоящий момент в автономии легитимной может считаться только одна Конституция – от 6 мая 1992 года, и до её отмены «вторая» конституция (т.н. «Конституция Грача» в редакции 1998 года) - нелегитимна.



Литература, документы, ссылки:
Правовая база по вопросу статуса Крыма
Общекрымский референдум 20 января 1991 года
Конституция Республики Крым
Конституция Автономной Республики Крым, 1998 г.
Республика Крым и Президент Крыма Ю.А.Мешков
Процесс по отмене украинской Конституции будет возобновлен
Диссертация, Ю.Мешков, «Конституционно-правовой статус Республики Крым»


Вадим Мордашов, депутат Верховного Совета Крыма 1-го созыва,
зам. председателя Республиканской партии Крыма - партии РДК (* упразднена Киевом в 1995 году),
один из троих учредителей Русской общины Крыма.


Назад в раздел "Публикации". . .
Назад в раздел "НФ СКР" . . .

Назад на главную > > >


SpyLOG
Free counters!
 
Используются технологии uCoz