Это очень красивый город. Гордый. И настоящий. В нем мало лукавства. Больше – открытости, переходящей в восхищающие искреннего человека грубость и прямоту.
Волею судьбы, политиков и истории в какой-то период (*до 2014 года) он становился "украинским городом". Но...
Это был "украинский город", в котором украинцев называют оккупантами!
Это "украинский город", в котором, если на твоей визитке кроме украинского и английского варианта твоя должность не указана на русском, могут ухмыльнуться и... вернуть ее назад.
Это украинский город, в котором ходят в кинотеатры чаще, если фильм, дублированный на украинский язык, поверх местными умельцами коряво и небрежно озвучен на русском. Потому что иначе маленькие дети не понимают.
В этом украинском городе практически не встретить украинского герба. Его нет даже на вывесках многих государственных учреждений.
В этом украинском городе служащие украинского флота не понимают, почему им платят в 2-2,5 раза меньше, чем таким же морякам российских военно-морских сил.
В этом украинском городе молятся на российский флот. Потому что, если он уплывет, двадцать тысяч населения останется без работы.
Это украинский город, в гимне которого воспевается «гордость русских моряков» и нет ни слова про Украину.
Это украинский город, на территории которого правительство Москвы из года в год заботливо стоит квартиры русским морякам, а многие украинские военнослужащие стоят в очереди на получение своих квадратных метров с 1987 (!) года.
В этом украинском городе, представителя официального Киева называют не иначе как «последняя гнида».
- |
И мне с трудом верится, что в этом украинском городе найдется хотя бы с сотню людей, которые бы при появлении русских танков взялись за оружие, чтобы с гордостью отстоять право называться украинцами.
Но знаете, что? Где-то там, далеко в по-настоящему украинском городе Киеве все еще уверены, что этот город – действительно украинский. Бред! Этот город называется украинским только потому, что на карте он очерчен географическими границами страны. Все.
Потому, что в этом украинском городе открытым текстом «малоросскими захватчиками» называют и Виктора Ющенко, и Юлию Тимошенко, и Виктора Януковича. Первых двух – за очевидное несовпадение взглядов. Последнего – за не воплотившиеся надежды. И всех троих – за глухоту и молчание.
И если 17 января многие не пойдут голосовать, потому что «все они одинаковые», то в этом украинском городе не пойдут, потому что не понимают, зачем выбирать президента чужой страны.
Вообще, этот город – политическая сирота, которую насильно усыновили политические бомжи, зарабатывающие свои мизерные рейтинги на его отчаянном вопле. Правда, эти маргинальные бомжи то ли искренне, то ли по наивности уверовали, что у них есть дом – Россия, миражем которой они бесстыдно машут перед опустевшими глазами своих избирателей накануне каждых выборов.
Я не знаю всего, что делает Украина и украинские власти, чтобы исправить эту ситуацию. Не знают этого и в этом украинском городе. И если честно, вряд ли в этом стоит разбираться.
Хотя, нет, можно искать легких путей. Можно долго вдаваться в историю. Разбираться, кто и когда ошибся. Депортировать неугодных и сотнями объявлять их персонами нон-грата. Доказывать с трибун, что этот город – украинский, и держать огромный штат сотрудников спецслужб, чтобы они тыкали своими корками журналистам и занимались фото и видео-съемками прямых включений в эфир.
Можно. Все это можно. Можно даже закрывать глаза на то, что это украинский город, который никогда таким себя не считал.
Но на все это НЕТ ВРЕМЕНИ.
Надо бросать все и спасать безвозвратно ускользающую территорию! Не искоренять русское, не ненавидеть чужое. А жертвовать рейтингами, репутацией и здоровьем, чтобы этот город сам начал называть себя если не украинским, то хотя бы не антиукраинским.
С такой Украиной Украине киевской надо договориться. Заключить социальный договор. И в обмен на принятие украинства предложить – не украинские флаг, герб, историю и паспорт, – а украинский знак качества уровня жизни. Причем сегодня и сейчас, а не когда-нибудь в составе Евросоюза, а тем более НАТО.
И напоследок, просто для информации.
Население Абхазии : 215 000 из них русского населения чуть больше 10% (ок. 23 тыс.) (данные 2003 г.)
Население Осетии : 72 000 из них русского населения ок. 2,8 % (ок 2 тыс.) (данные 2008 г.)
Население Севастополя : 377 153 из них русского населения 71% (269 953тыс.). Украинского – 20,6%. (данные 2001 г.)
Всего в Крыму, согласно переписи 2001 г. – 2, 031 млн. человек. Из них русскими себя называют 65 – 70%.
Для жителей Крыма зачастую более важны отношения с Россией и статус русского языка, нежели решение экономических или бытовых проблем.
Об этом заявила заместитель главы партии Сергея Тигипко «Сильная Украина» Александра Кужель, которая недавно была избрана депутатом парламента Крыма.
«Если честно, для меня это был шок.
Я же сама русскоговорящая. Но когда приехала в Крым, во мне понимание украинскости поднялось больше, чем за года.
Я в Севастополе говорю: «Вот вы поете: «Севастополь, Севастополь, город русских моряков». Давайте будем говорить: «Севастополь для севастопольцев – евреев, русских, татар, украинцев». Всё, глаза тухнут, они меня не слышат», – сказала Кужель в интервью изданию «Украинская правда».
По словам Кужель, сегодня «необходимо провести насильственную программу созидания Крыма». В чем будет заключаться такая программа, Кужель не уточнила...
Примерно так может сказать каждый, кто посещает Севастополь. Такое мнение складывается и тут же прочно «цементируется» в сознании, вне зависимости от того, какой ты национальности и каким гражданством обладаешь. Особенно, когда приезжаешь сюда в первый раз. Просто, как очевидный факт, некая данность.
Предвидя и негативную реакцию на подобные высказывания, сам скажу, что не могу не согласиться с Константином Затулиным. Выступая с лекцией перед слушателями Курсов журналистского мастерства в Ялте, он отметил, что Севастополь – город русской славы, хоть и под украинской юрисдикцией. Со статусом никто не спорит! Но…
О том, что город русский, говорит буквально все: язык, на котором говорят севастопольцы, моряки Черноморского флота на набережной, корабли российского военно-морского флота в бухте, трехцветный триколор – не только на фасадах административных зданий и Доме Москвы в центре, но и на некоторых домах жителей Севастополя и под лобовыми стеклами их автомобилей. Да и сами жители города кажутся какими-то своими – родными, а город – вторым домом. По крайней мере, так кажется приднестровцам, которые после развала Советского Союза тоже оказались в неком неудобном положении.
Приднестровцам, которые смотрят российские новости по телевизору – они им ближе, чем украинские или молдавские, болеют за российскую сборную по футболу и, несмотря на то, что в республике один часовой пояс, дважды встречают Новый год – один раз с боем кремлевских курантов по Москве. И дело тут вовсе не в политике – дело в некой ментальной общности, которая нас объединяет. Как в Приднестровье, в Севастополе не воюют с памятниками – Владимир Ленин «мирно соседствует» с другим Владимиром – собором Святого Владимира. Здесь так же трепетно относятся к своей истории и культуре – будь то «Херсонес Таврический» или «Панорама обороны Севастополя». Последняя, кстати, окончательно «добивает» приднестровца после Сапун-горы.
«Смерть фашизму!» – этот лозунг на памятнике-поезде в центре Севастополя близок приднестровцам, которые боролись с фашизмом и в 45-м, и в 92-м.
В голове после увиденного сплетаются, как ни парадоксально это звучит, куча исторических параллелей.
Мы вместе отстаивали русскую землю, русскую веру, самих себя со времен Суворова – памятник великому полководцу, как и в Тирасполе, находится в центре Севастополя.
Только в Приднестровье он повеличественнее, на коне и стоит на площади Суворова. В нескольких километрах от Тирасполя есть Кицканский плацдарм – с него началась Ясско-кишиневская операция, которая принесла свободу народам Бессарабии, Румынии и всей Европы. Это место полито, в негиперболизированном смысле этого слова, кровью около 3 тысяч советских солдат. Бои были жесточайшими, как на Сапун-горе. Не для того они полегли, чтобы потом Украина и Россия вели уже между собой баталии во время передела Черноморского флота. Не для того, чтобы по Балаклаве сегодня спокойно разгуливали западные туристы и радовались, что им все-таки удалось развалить великую страну. Пока этого им не удалось сделать в головах крымчан и приднестровцев.
Донецкий социолог Евгений Копатько утверждает, что даже молодежь, которая родилась уже не в Союзе, благосклонно относится к тем ценностям, которые были во времена СССР.
Иностранцы, приезжающие в Приднестровье, говорят, что это заповедник СССР, осколок Российской империи.
Севастополь под такое определение не совсем подходит, но дух в нем все равно русский, кто бы что ни говорил – здесь что-то свое, родное, близкое. То, что нас объединяет!