Представляемая работа содержит основы концепции возрождения Крыма, разработанные с позиций рыночной экономики и современных представлений о демократии как универсальных и необходимых принципов развития трансформирующегося общества.
На обширном научном материале обосновываются основополагающие подходы, формы и методы преодоления социально-экономического и гуманитарного кризиса в Республике Крым путем создания в регионе «территории приоритетного российско-украинского экономического сотрудничества».
Предназначена для научных работников, специалистов системы государственного управления и широкого круга читателей.
© Котолупов О.А., Хриенко П.А., 2007
«Основы Концепции возрождения Крыма» разработаны специалистами Фонда развития экономических и гуманитарных связей «Москва-Крым» под руководством Президента Фонда, доктора экономических наук, профессора Котолупова О.А. и директора Представительства Фонда в АРК, доктора социологических наук, профессора Хриенко П.А.
Представляемый научный материал основывается на многолетнем анализе развития социально-экономических процессов в Крыму и показывает, что регион находится в состоянии затяжного системного кризиса. Предпринимаемые меры по его преодолению должных результатов не дали. В наибольшей степени этому препятствует:
- отсутствие в местной власти реальных механизмов, позволяющих эффективно осуществлять экономические преобразования;
- неадекватность функционирования основных институтов демократии в регионе;
- чрезмерная политизация украинских государственных институтов, что не способствует эффективному проведению реформ не только в Крыму, но и в стране в целом.
Имеются и ряд других причин, не способствующих развитию Крыма по пути рыночных преобразований. Представляемая работа и направлена на преодоление затянувшегося социально-экономического и гуманитарного кризиса в АРК и устранение факторов, препятствующих развитию региона на принципах рыночной экономики и демократических основах организации общественной жизни.
В данной связи предлагается:
1. С целью создания наиболее благоприятных условий для развития бизнеса в Крыму, привлечения внешних инвестиций и обеспечения гарантий их адекватного использования создание в современных административных границах Крыма «территории приоритетного украинско-российского экономического сотрудничества» по образцу специальных комплексных экономических зон, созданных в Китае, Аргентине, Бразилии и других странах. Создание преференций именно для российского и украинского капитала целесообразно в Крыму потому, что он является доминантным в экономике региона и имеет наибольшую перспективу развития.
2. Управленческая надстройка развития Крыма в режиме «территории приоритетного украинско-российского экономического сотрудничества» должна соответствовать международным стандартам и отвечать требованиям ВТО, куда в ближайшей перспективе должны быть приняты как Украина, так и Россия. В крымских условиях наиболее целесообразным явилось бы восстановление прав автономии на принципах Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года, где взаимоотношения местной власти с центральной и другими структурами управления строились на договорных взаимовыгодных условиях. Более того, организационные формы российско-украинского кондомината в управлении социально-экономическим процессом, явились бы гарантом предоставления наиболее приемлемого инвестиционного поля для всех участников хозяйственной деятельности в Республике Крым.
3. Восстановление и расширение экономических прав и соответствующих возможностей Автономной Республики Крым логически увязывается с проводимой на Украине конституционной реформой и инициативами по совершенствованию региональной политики, о которой неоднократно говорили правящие политические элиты в стране.
Представляемые «Основы Концепции возрождения Крыма» являются научными предложениями, направляемые в украинско-российскую Межгосударственную комиссию «Ющенко-Путин» для соответствующего рассмотрения. Представление работы в масс-медиа обуславливается необходимостью конструктивной доработки «Концепции» с учетом рекомендаций и предложений широких кругов крымской общественности.
На общекрымский Референдум 20 января 1991 года был вынесен чёткий вопрос:
«Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?». Положительно ответили 1343855 (93,26%) крымчан. Однако этот референдум НЕреализован, и тем самым ущемлены права человека (права граждан проголосовавших на референдуме за свою судьбу).
Прежняя Крымская АССР существовала в составе РСФСР, а поэтому и воссоздать автономию можно только в том статусе, в котором она была упразднена, т.е. восстановить (воссоздать) можно только то, что ранее имело место. Однако, несмотря на чёткое волеизъявление крымчан (а крымчане голосовали воссоздание Крымской АССР) её «воссоздали» («восстановили») как неотъемлемую составную часть другого субъекта – УССР. Ну а затем уже – автоматически сделали частью Украины.
Поскольку Постановлением Верховного Совета СССР №2013-1 от 7 марта 1991 г. Указ Президиума ВС СССР от 30.06.1945 г. «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР» отменён - Крымская АССР, восстановленная по итогам общекрымского референдума 20.01.1991 г. юридически находится в составе РСФСР (Российской Федерации).
При этом Все доводы о том, что Советского Союза больше не существует, не выдерживают никакой критики (см. Закон СССР Закон СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» №1409-1 от 3 апреля 1990 года).
Более того: формулировка общекрымского референдума предусматривала Крымскую АССР «… как субъект Союза ССР и участника Союзного договора». На момент проведения референдума (январь 1991 года) СССР и де-юре, и де-факто – существовал, а поэтому Крымская АССР бесспорно становилась субъектом СССР. Однако и это право, выраженное народом Крыма на референдуме, было Украинской ССР вероломно нарушено, ущемлено. В настоящий момент, если считать что СССР уже не существует, то в любом случае – Российская Федерация является правопреемником СССР со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями… (см. «Закон о соотечественниках» от 24.05.1999 г. №99-ФЗ: «Российская Федерация - есть правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) и Союза Советских Социалистических Республик (СССР)» и Постановление ГосДумы России от 23.10.1998 г. № 158-II ГД: «Российское государство (Русь), Российская Республика, РСФСР, СССР, Российская Федерация - один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, не прекращающий своего существования, непрерывный»).
Во «Веукраинском референдуме» 01.12.1991 г. по украинским данным якобы приняло участие 67,7% «крымчан», из которых 54,2% проголосовали «ЗА» незалежность Украины.
Однако.
Во-первых, на этом референдуме не ставился вопрос о «статусе Крыма», а людей лишь спрашивали «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?». Люди собственно и не возразили против «поддержки» независимости чужой для крымчан ЭТНИЧЕСКОЙ Украины (очевидно, что Крым не является территорией этнической Украины). . .
Во-вторых – при «явке» 67%, «за» проголосовало – всего 54%, т.е. фактически – лишь треть находившихся в Крыму людей!
И в-третьих: в 1991 году не существовало «гражданства Украины», и поэтому в голосовании принимали участие любые граждане СССР, имеющие советский паспорт, или даже военный билет… Поскольку, как уже отмечалось выше – на этом референдуме не ставился вопрос о «статусе Крыма» – явка крымчан была крайне слабой. Для «поднятия» явки в этом голосовании «приняли участие» десятки тысяч отдыхающих в Крымских санаториях и командировочных, имеющих советские паспорта (в том числе из УССР, России, Белоруссии, Латвии и т.д.). Более того: бюллетени в Крыму и Севастополе раздавались в т.ч. десяткам тысяч военнослужащих срочной службы и моряков ЧФ, которые временно служили в Крыму, не являясь крымчанами, в т.ч. призванных в армию с территории РСФСР и других республик СССР.
Факт незаконности нахождения Крыма в составе отделившегося от СССР вновь образовавшегося государства Украина подтверждается и Постановлением Верховного Совета СССР №1410-1 «О введении в действие Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» №1409-1 от 3 апреля 1990 года, которым определено:
«Любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР», предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий как для Союза ССР, так и для союзных республик».
Статья 3 указанного Закона гласит: «В союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе. В союзной республике, на территории которой имеются места компактного проживания национальных групп, составляющих большинство населения данной местности, при определении итогов референдума результаты голосования по этим местностям учитываются отдельно».
Поскольку ничего этого не было выполнено, и (как уже было отмечено выше) общекрымский референдум от 20.01.1991 г. НЕреализован – нахождение Крыма в составе Украины проблематично как с моральной, так и правовой точек зрения.
Правовой статус города русской славы Севастополя де-юре – вообще не украинский, а российский!
В состав Украины (Украинской ССР) Крымская область так или иначе, но передавалась (Указ Президиума ВС СССР 19 февраля 1954 г.). Однако город Севастополь ещё с 1948 года был городом республиканского подчинения РСФСР (см. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года №761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр», которым город выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим бюджетом и отнести его к категории городов республиканского - РСФСР - подчинения.)
То есть, в 1954 году (в момент передачи Крымской области в состав УССР) Севастополь уже не относился к Крымской области, а потому – под указанное выше «решение о передаче Крымской области» не подпадал.
Т.о. территориальная принадлежность города Севастополя к Российской Федерации представляется неоспоримой, т.е. Севастополь и сегодня юридически является российским!
Вопрос «Свободных экономический зон» на Украине с приходом к власти Ющенко и «оранжевой» власти стал не реализуем. «Оранжевые» считают наличие таких свободных зон - угрозой государственному суверенитету Украины. Поэтому в настоящее время речь не идёт не только об «открытии» новых зон, а наоборот: грубо решается вопрос о принудительном закрытии (и фактическом разорении) ВСЕХ существующих в настоящее время на Украине (и особенно – на Юго-Востоке) свободных экономических зон.