См. также "14 апреля 1995-го Госдума России заслушала доклад о разгроме Кучмой Республики Крым"


Постановление Верховного Совета Крыма
от 20.04.1995 № 422-1

О ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

Сегодня народ Крыма, как и народ Украины, переживает переломный период своей истории. Практически все без исключения отрасли промышленности, сельского хозяйства, а также здравоохранение, образование, наука и культура находятся в кризисном состоянии.

В столь сложное время Республика Крым вправе рассчитывать на моральную, политическую и экономическую поддержку народа и руководства Украины, понимание проблем, стоящих перед республикой, развитие ее полномочий и прав на самоуправление.

20 января 1991 года на Всекрымском референдуме народ Крыма проголосовал за восстановление Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта СССР и участника Союзного договора, стремясь таким путем иметь право определять свое будущее самостоятельно в случае изменения государственно-правового статуса Украины, находившейся в составе Союза ССР. Несмотря на волеизъявление народа Крыма, Украина в нарушение действовавшего тогда Закона Союза ССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" от 3 апреля 1990 года 1 декабря 1991 года провела референдум о своей независимости, лишив Крым возможности реализовать предоставленное ему статьей 3 этого Закона право самостоятельно решать вопрос о выходе из СССР.

После обретения Украиной независимости начинается процесс ограничения полномочий Республики Крым и расширения полномочий высших органов власти Украины, который особенно усилился после того, как народ Крыма высказался в поддержку пророссийски настроенных сил - Президента и Верховного Совета Крыма.

С 1994 года по март 1995 года принимается ряд законодательных и нормативных актов, на основании которых из подчинения Республики Крым выводятся милиция, Служба безопасности, Министерство юстиции, форсируется решение спорных вопросов о собственности с перераспределением ее в пользу Украины.



По Закону Украины "О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Украины" от 21 сентября 1994 года № 171/94-ВС, внеся изменения в пункты 21-1 и 31 части третьей статьи 97 Конституции Украины, Верховный Совет Украины присвоил себе право досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Крыма, приостановления действия и отмены правовых актов Верховного Совета Крыма в случае, если они нарушают Конституцию и законы Украины или не соответствуют им.

Законом Украины "Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым" от 17 марта 1995 года № 92/95-ВС отменены Конституция Республики Крым от 6 мая 1992 года № 76/а-1, законы Республики Крым "О выборах Президента Республики Крым" от 17 сентября 1993 года № 380-1, "О Президенте Республики Крым" от 14 октября 1993 года № 428-1, "О восстановлении конституционных основ государственности Республики Крым" от 20 мая 1994 года № 32-1.

17 марта 1995 года принят Закон Украины "Об Автономной Республике Крым" № 92/95-ВР. Постановлением Верховного Совета Украины "О порядке введения в действие Закона Украины "Об Автономной Республике Крым" признаны утратившими силу законы Украины "О статусе Автономной Республики Крым" от 29 апреля 1992 года № 2299- XII, "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым" от 30 июня 1992 года.

31 марта 1995 года Президентом Украины издан Указ "О некоторых вопросах взаимоотношений между центральными органами государственной исполнительней власти и органами исполнительной власти Автономной Республики Крым" № 278/95.

Указанными законодательными и нормативными актами нарушены общепризнанные нормы международного права, законодательство самой Украины, фактически ликвидирована государственность Республики Крым.

Так, присвоив себе право отменять правовые акты Верховного Совета Крыма, Верховный Совет Украины истолковал эту норму как позволяющую отменить даже Конституцию Республики Крым. Законом Украины "Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым" от 17 марта 1995 года № 92/95-ВС Верховный Совет Украины осуществил такую отмену. Однако в строго правовом смысле положения статьи 97 Конституции Украины в нынешней ее редакции не распространяются на Конституцию Республики Крым.

Таким образом, с юридической точки зрения действия парламента Украины противоречат собственной Конституции, а следовательно, являются незаконными, не имеющими юридической силы.

Если, по мнению парламента Украины, Конституция Республики Крым в чем-то противоречила Основному Закону Украины, то он согласно законодательству Украины обязан обратиться в Конституционный Суд Украины, в компетенцию которого входит решение подобных вопросов.

Вопреки требованиям законов Украины "О статусе Автономной Республики Крым" от 29 апреля 1992 года и "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым" от 30 июня 1992 года, устанавливающих, что объем полномочий Республики Крым не может быть изменен без согласия на то высших законодательных органов Украины и Республики Крым (статьи 13 и 15), Верховный Совет Украины, обязанный быть гарантом правового статуса Республики Крым, Законом "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 года в одностороннем порядке весьма противоречиво определил правовой статус Крыма. С одной стороны, сохранено наименование "Автономная Республика Крым", а с другой стороны, Крым назван не государственной (политической), а административно-территориальной автономией (статья 1). Данным Законом Крыму предписана система органов законодательной и исполнительной власти, не предусматривающая института президентства в Республике Крым. То есть парламент Украины упразднил этот институт, предусмотренный Конституцией Республики Крым, хотя пост Президента занимает лицо, избранное населением Крыма согласно статье 122 Конституции Республики Крым. Тем самым проигнорирована воля народа Крыма, выраженная посредством выборов Президента Республики Крым, и право республики как автономного государства определять систему своих высших органов власти. Конституция Украины не содержит положений о том, что органы власти Украины вправе решать: иметь Крыму институт президентства или нет. Следовательно, упраздняя этот пост, парламент Украины превысил свои полномочия.

Конституция Украины (статья 75-1) и Закон Украины от 17 марта 1995 года "Об Автономной Республике Крым" признают особый статус Крыма в составе Украины. Однако эти акты не содержат, как уже отмечалось, прямого признания Республики Крым государством в составе Украины (это делает лишь статья 1 Конституции Республики Крым). Определение в Конституции Украины Республики Крым как единицы административно-территориального устройства Украины (часть 1 статьи 77) означает отрицание государственного статуса Крыма. Между тем республика - это государство с республиканской формой правления. Она не может рассматриваться как административная единица.

Современное международное право обязывает каждое государство соблюдать общепризнанные принципы и нормы, а также взятые на себя обязательства. Такие принципы и нормы содержатся в Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, пактах о правах человека и в ряде других международных документов. Примат содержащихся в них норм над законами каждого государства не зависит от позиции самого государства. Как подчеркивается в Документе Московского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ, вопросы, касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав и свобод составляет одну из основ международного порядка. Нормы международного права не только обязывают государства обеспечивать закрепленные в международных соглашениях основные права и свободы человека и гражданина, но и предоставляют право другим членам международного сообщества требовать от каждого государства выполнения его международных обязательств. При этом такие требования могут быть предметом разбирательства как между заинтересованными государствами, так и на универсальном (ООН) и региональном (ОБСЕ) уровнях.

Выборы Президента и Верховного Совета Крыма являлись результатом реализации жителями Крыма - гражданами Украины - предусмотренного статьей 21 Всеобщей декларации прав человека политического права на участие в управлении страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей. Результаты этих выборов не были отменены как незаконные. Аннулирование результатов волеизъявления граждан путем ликвидации института президентства в Республике Крым нарушает это право. В соответствии с пунктом 7.9 Документа Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ государства-участники обеспечивают, чтобы "кандидаты, получившие необходимое число голосов, определенное законом, надлежащим образом вступали в должность и могли оставаться в должности до истечения срока своих полномочий или их прекращения иным образом, который регулируется законом в соответствии с демократическими парламентскими и конституционными процедурами".

Закон Украины "Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым" от 17 марта 1995 года не согласуется с общепризнанными международными принципами и нормами, а также международными обязательствами Украины.

Согласно Всеобщей декларации прав человека (статья 21) и Пакту о гражданских и политических правах (статья 25) каждый человек имеет право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и посредством свободно выбранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, осуществляемых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании. "Воля народа, подчеркивается в пункте 3 статьи 21 Всеобщей декларации, является основой власти правительства". Эти положения Всеобщей декларации и Пакта о гражданских и политических правах были подтверждены и развиты во многих документах, принятых в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Так, в Документе Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ государства-участники подтвердили, что воля народа, выражаемая свободно и честно в ходе периодических и подлинных выборов, является основой власти и законности любого правительства. Государства-участники соответственно уважают право своих граждан принимать участие в управлении страной непосредственно или через представителей, избираемых ими свободно в ходе честного избирательного процесса (пункт 6). Закон Украины от 17 марта 1995 года, отменивший Конституцию и законы Республики Крым "О выборах Президента Республики Крым" и "О Президенте Республики Крым", фактически перечеркнул волю избирателей нашей республики. Более того, Закон Украины "Об Автономной Республике Крым" предусматривает возможность досрочного приостановления полномочий Верховного Совета Крыма опять-таки без учета воли избирателей.

Пункт 35 Документа Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ предусматривает создание надлежащих местных или автономных органов управления, отвечающих конкретным историческим и территориальным условиям проживающих там меньшинств. Действия Украины, безусловно, идут вразрез с приведенными полномочиями, разрушая сложившуюся структуру управления национального меньшинства.

-

Таким образом, меры, предпринятые руководством Украины в отношении Крыма, не соответствуют международному праву, обязательствам Украины по актам ОБСЕ, а также стандартам демократии и справедливости.

Устав ООН обязывает государства уважать права и свободы человека. Согласно Всеобщей декларации прав человека не должно проводиться никаких различий на основе правового статуса территории, к которой человек принадлежит (статья 2). Международный пакт о гражданских и политических правах обязывает государства принять законодательные и иные меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых пактом (статья 2.2). Принятые в отношении Крыма меры идут в ином направлении. Они противоречат обязательствам Украины и по документам ОБСЕ прежде всего тем общим основам демократии, о которых говорится в Декларации Хельсинкской встречи на высшем уровне (1992 год). В ней подчеркивается значение принципа, согласно которому "обязательства, принятые в области человеческого измерения СБСЕ, представляют непосредственный и законный интерес для всех государств-участников и не являются исключительно внутренним делом какого-то одного государства" (пункт 8).

Нарушение норм международного права состоит также и в ущемлении прав русского населения в Крыму, являющегося в Украине национальным меньшинством, и граждан других национальностей, признающих русский язык и русскую культуру родными, на самоопределение в избранной ими форме: Республика Крым в составе Украины.

Отмена Конституции Республики Крым наряду с другими последствиями означает отмену конституционных гарантий в области культуры, пользования родным языком для населения Крыма, значительная часть которого является национальным меньшинством в Украине. Эта правовая ситуация способна затруднить реализацию права пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком, закрепленного статьей 27 Международного пакта о гражданских и политических правах этнических, религиозных и языковых меньшинств.

Статья 1 Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1992 года, в соответствии с положениями статьи 27 Международного пакта о гражданских и политических правах устанавливает основные обязанности государства, в данном случае Украины, на территории которого проживают национальные меньшинства:

"1. Государства охраняют на их соответствующих территориях существование и самобытность национальных или этнических, культурных, религиозных и языковых меньшинств и поощряют создание условий для развития этой самобытности.

2. Государства принимают надлежащие законодательные и другие меры для достижения этих целей".

Не только не принимая необходимые меры, но и отменяя существовавшие до последнего времени акты, которыми сохраняется и поддерживается самобытность населения Крыма, Украина лишает его возможности, как того требует статья 2 указанной Декларации, активно участвовать в культурной, религиозной, общественной, экономической и государственной жизни. Это проявилось в отмене выработанной крымчанами Конституции Республики Крым, а также прямом подчинении Правительства Крыма Кабинету Министров Украины.

Действия Украины прямо противоречат обязательствам членов СБСЕ, зафиксированным в Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников ОБСЕ. В этом документе заявлено, что государства будут принимать все необходимые законодательные, юридические и другие меры, а также применять международные инструменты, которыми они могут быть связаны, для обеспечения защиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на их территории. Они будут воздерживаться от любой дискриминации в отношении таких лиц и способствовать осуществлению их законных интересов и чаяний в области прав человека и основных свобод. Поскольку в соответствии со статьей 27 Международного пакта о гражданских и политических правах национальным меньшинствам, лицам, принадлежащим к меньшинствам, не может быть отказано в праве пользоваться своей культурой и другими национальными ценностями вместе с представителями той же национальности, постольку не может быть признано правомерным и нарушение территориальной целостности Республики Крым, выразившееся в отделении от Крыма города Севастополя, который в соответствии с Законом Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 года стал теперь административно-территориальной единицей общегосударственного подчинения и не входит в состав Автономной Республики Крым, а его статус определяется законами Украины.

Таим образом, компактно проживающее в Крыму русское население оказалось разделенным, что является недопустимым нарушением права национального меньшинства, поскольку лишает его возможности выражения интересов в одном органе государственной власти. В итоге в значительной мере теряют значение полномочия, которыми Законом Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 года Республика Крым наделяется в вопросах национальных отношений.

Отмена действия Конституции Республики Крым и упразднение части государственных органов республики - автономного образования, в котором большинство населения составляют русские - национальное меньшинство Украины является нарушением права на самоопределение. Особенно грубым нарушением прав народа Крыма является подчинение Правительства Крыма непосредственно Кабинету Министров Украины.

Отмена Конституции Республики Крым означает, кроме того, утрату такой конституционной нормы, в соответствии с которой в республике гарантируется свободное развитие и взаимообогащение культур всех национальностей, обеспечиваются равные возможности и благоприятные условия для сохранения и развития духовности, языков, традиций и обычаев всех народов и национальных меньшинств (статья 48).

Действия Верховного Совета и Президента Украины нарушают статью 10 Закона Украины "О национальных меньшинствах в Украине" от 25 июня 1992 года № 2494-ХП, разрушая жизненную среду русского меньшинства на территории Крыма. Статья 10 данного Закона гласит: "Государство гарантирует национальным меньшинствам право на сохранение среды обитания в местах их исторического и нынешнего расселения".

Прекращая деятельность консульской группы МИДа России на территории Крыма, содействовавшей жителям республики в получении российского гражданства, работа которой была расценена как покушение на права Украины, власти Украины фактически нарушают статьи 11 и 18 Закона "О национальных меньшинствах в Украине". Статья 11, в частности, предусматривает, что граждане Украины имеют право свободно избирать и восстанавливать национальность. Принуждение граждан в какой бы то ни было форме к отказу от своей национальности не допускается.

Согласно статье 18 этого же Закона Украины какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав и свобод граждан по национальному признаку запрещается и наказывается законом.

Действия украинских властей в отношении консульской группы российского МИДа в Крыму нарушают норму статьи 3 Декларации ООН от 18 декабря 1992 года, в соответствии с которой лица, принадлежащие к меньшинствам, в данном случае русские, проживающие в Крыму, имеют право устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны национальными, этническими, религиозными и языковыми узами.

Действия Украины нарушают такие основополагающие акты в сфере прав человека, как Заключительный акт СБСЕ (раздел "Области и формы сотрудничества"), а также Документ Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ.

Верховный Совет Украины, отменив Конституцию Республики Крым, принятую Верховным Советом Крыма 6 мая 1992 года, тем самым нарушил право народа Крыма, большинство которого составляют русские, на самоуправление.

Попытки Верховного Совета Крыма решать возникающие проблемы с Верховным Советом Украины, Президентом Украины в духе соблюдения законов Украины, уважения прав Республики Крым, общепризнанных норм международного права на данном этапе не нашли понимания.

Обязательства, принятые в области человеческого измерения СБСЕ, не являются исключительно внутренним делом какого-либо одного государства. Этот принцип является нормативной основой выражения законной заинтересованности России в событиях, связанных с Крымом.

Таким образом, законодательные и нормативные акты от 17 и 31 марта 1995 года, принятые Верховным Советом Украины и Президентом Украины в нарушение Конституции Украины, ее законов и общепризнанных норм международного права, неправомерны и не могут иметь юридической силы на территории Крыма.

В целях цивилизованного разрешения возникшего конфликта Верховный Совет Крыма считает необходимым продолжить переговорный процесс с Верховным Советом Украины по восстановлению нарушенных прав Республики Крым.

Проанализировав решения высших органов государственной власти Украины, принятые 17 и 31 марта 1995 года в отношении Республики Крым,

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Обратиться в Верховный Совет Украины и к Президенту Украины с предложением пересмотреть решения, касающиеся Республики Крым, принятые 17 и 31 марта 1995 года, и привести их в соответствие с международными обязательствами Украины, принципами и нормами международного права.

2. Просить Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Президента Российской Федерации в соответствии с их международными обязательствами принять меры по защите прав соотечественников, проживающих на территории Республики Крым и являющихся национальным меньшинством в государстве Украина.

Председатель Верховною Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 20 апреля 1995 года, № 422-1
http://zakon4.rada.gov.ua/krym/show/rb0422002-95



Постановление Верховного Совета Крыма
от 25.04.1995 № 423-1

О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕКРЫМСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

В последнее время общественно-политическая ситуация в Крыму вновь обострилась, что вызвано различием позиций властей Украины и Крыма по вопросам о статусе Республики Крым, о территориальной принадлежности г. Севастополя, о государственном статусе русского и крымско-татарского языков в Крыму, о праве собственности народа Крыма на землю и природные ресурсы полуострова, об объеме полномочий Республики Крым в сфере экономики, организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, о правах крымских общественных объединений, в том числе национальных, на участие в выборах в органы власти и местного самоуправления Крыма, выдвижение в них своих представителей и иным положениям.

Верховный Совет Крыма выражает свое стремление к урегулированию возникающих разногласий мирным правовым демократическим путем на основе общепризнанных норм международного права.

Поскольку Конституционный Суд Украины, который мог бы рассудить власти Крыма и Украины, еще не создан, то в соответствии со статьями 3 (1), 10 Закона Крымской Автономной Советской Социалистической Республики "О референдуме"

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Назначить на 25 июня 1995 года общекрымский референдум. На референдум вынести следующие вопросы:

Утверждаете ли вы Конституцию Республики Крым, отмененную Верховным Советом Украины в одностороннем порядке 17 марта 1995 года?

"ДА", "НЕТ"

Поддерживаете ли вы Закон Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 года?

"ДА", "НЕТ"

2. Законодательный акт, получивший поддержку, является общеобязательным как выражающий прямое волеизъявление граждан.

3. Опубликовать до 25 мая 1995 года тексты Конституции Республики Крым и Закона Украины "Об Автономной Республике Крым", а также механизм реализации итогов референдума.

4. Проведение референдума возложить на Центральную избирательную комиссию по выборам Верховного Совета Крыма.

5. Правительству Крыма обеспечить финансирование проведения референдума.

6. Обратиться к Президенту Украины и Верховному Совету Украины, Президенту Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с просьбой о патронаже над избирательной кампанией и референдумом в плане соблюдения прав русского и русскоязычного населения Крыма как национального меньшинства на Украине на доступ к электронным и иным средствам массовой информации, а также для наблюдения за ходом волеизъявления и подведением его итогов.

7. Постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховною Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 25 апреля 1995 года, № 423-1



Постановление Верховного Совета Крыма
от 25.04.1995 № 424-1

О КОНСУЛЬТАТИВНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ 25 ИЮНЯ 1995 ГОДА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА В ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ УКРАИНЫ

Рассмотрев и обсудив законодательную инициативу группы депутатов,

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Провести консультативный референдум 25 июня 1995 года, в день выборов депутатов и председателей местных Советов народных депутатов Автономной Республики Крым.

2. В бюллетень консультативного референдума внести следующий вопрос: Вы за создание экономического и политического союза трех государств: Белоруссии, России и Украины?

"ДА", НЕТ"

3. Войти с законодательной инициативой в Верховный Совет Украины о проведении всеукраинского референдума в третьем квартале 1995 года со следующим вопросом:

Вы за создание экономического и политического союза трех государств: Белоруссии, России и Украины?

"ДА","НЕТ"

Проект Постановления Верховного Совета Украины "О проведении всеукраинского референдума" прилагается.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 25 апреля 1995 года, № 424-1

Приложение от 25.04.1995 № 424-1

ПРОЕКТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА УКРАИНЫ

О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕУКРАИНСКОГО РЕФЕРЕНДУМА

Рассмотрев законодательную инициативу Верховного Совета Крыма, Верховный Совет Украины постановляет:

1. Провести всеукраинский референдум 1 октября 1995 года.

2. В бюллетень всеукраинского референдума внести вопрос: Вы за создание экономического и политического союза трех государств: Белоруссии, России и Украины?

"ДА", "НЕТ"

3. Поручить Кабинету Министров Украины финансирование мероприятий по организации и проведению всеукраинского референдума.

Председатель Верховного Совета Украины А.МОРОЗ


Постановление Верховного Совета Крыма
от 04.05.1995 № 427-1

О ПРОТЕСТЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА УКРАИНЫ
ОТ 27 АПРЕЛЯ 1995 ГОДА

На Постановление Верховного Совета Крыма от 25 апреля 1995 года № 423-1 "О проведении общекрымского референдума" Генеральным прокурором Украины направлен протест с предложением отменить названное Постановление, поскольку оно противоречит:

1) статье 3-1 Закона Украины от 3 июля 1991 года № 1286-XII "О всеукраинском и местных референдумах" и статьям 3, 8 Закона Украины от 17 марта 1995 года № 92/95-ВС "Об Автономной Республике Крым", не предусматривающими утверждения Конституции Республики Крым на общекрымском референдуме;

2) статье 71 Конституции Украины, обеспечивающей верховенство законов Украины.

Вынесение на референдум вопроса о поддержке Закона Украины "Об Автономной Республике Крым" не относится к ведению республики.

Изучив доводы Генерального прокурора Украины, Верховный Совет Крыма считает возможным удовлетворить его протест частично и исключить из Постановления от 5 апреля 1995 года № 423-1 вопрос о поддержке Закона Украины "Об Автономной Республике Крым" как не нуждающийся в дополнительном утверждении.

В остальной части протест подлежит отклонению, так как проведение референдума по вопросу: "Утверждаете ли Вы Конституцию Республики Крым, отмененную Верховным Советом Украины в одностороннем порядке 17 марта 1995 года?" не противоречит законам Украины. В частности, статья 3-1 Закона Украины "О всеукраинском и местных референдумах" устанавливает, что предметом республиканского (Республики Крым) референдума может быть принятие, изменение или отмена решений по вопросам, отнесенным законодательством Украины к ведению Республики Крым.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Верховного Совета Украины от 17 марта 1995 года № 93 /95-ВС "О порядке введения в действие Закона Украины "Об отмене Конституции и некоторых законов Автономной Республики Крым", статьями 2, 3, 4, 8 (пункт 5) Закона Украины "Об Автономной Республике Крым" законодательные акты, принятые Верховным Советом Крыма, действуют в части, не противоречащей Конституции и законам Украины. Таким образом, Верховный Совет Крыма имеет право принимать законодательные акты, не противоречащие Конституции и законам Украины.

В соответствии с пунктом 1 (2) статьи 11 действующего Закона Крымской АССР от 22 ноября 1991 года № 210-1 "О референдуме" предусматривается проведение общекрымского референдума по вопросам утверждения или отмены Конституции Республики Крым. С учетом этого принятое Верховным Советом Крыма Постановление "О проведении общекрымского референдума" не противоречит законодательству Украины, не нарушает статью 71 Конституции Украины о верховенстве ее законов, ибо не исключает утверждения Конституции Республики Крым Верховным Советом Украины. Таким образом, в этой части протест является необоснованным.

С учетом изложенного

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Протест Генерального прокурора Украины от 27 апреля 1995 года удовлетворить частично.

2. Внести в Постановление Верховного Совета Крыма от 25 апреля 1995 года № 423-1 "О проведении общекрымского референдума" изменение. Из пункта 1 исключить вопрос, вынесенный на общекрымский референдум 25 июня 1995 года:

Поддерживаете ли Вы Закон Украины "Об Автономной Республике Крым" от 17 марта 1995 года?

"ДА", "НЕТ"

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 4 мая 1995 года, № 427-1



Постановление Верховного Совета Крыма
от 04.05.1995 № 431-1

О ДЕПУТАТСКОЙ КОМИССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА КРЫМА ПО ОБЩЕКРЫМСКОМУ РЕФЕРЕНДУМУ 25 ИЮНЯ 1995 ГОДА

С целью оказания практической помощи Центральной, районным, городским, районным в городах, поселковым, сельским участковым комиссиям по референдуму, местным Советам народных депутатов, их исполнительным комитетам в вопросах организации, подготовки и проведения общекрымского референдума 25 июня 1995 года и руководствуясь статьей 63 Закона Республики Крым "О Регламенте Верховного Совета Крыма"

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Образовать депутатскую комиссию Верховного Совета Крыма по общекрымскому референдуму 25 июня 1995 года в составе:

Фролова Александра Ивановича - заместителя Председателя Верховного Совета Крыма, руководителя депутатской комиссии;

Зырянова Юрия Николаевича - председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по местному самоуправлению и государственному устройству, заместителя руководителя депутатской комиссии.

Членов депутатской комиссии:

Бродина Владимира Николаевича - депутата Верховного Совета Крыма;

Брунса Андрея Владимировича - депутата Верховного Совета Крыма;

Бубликова Владимира Рафаиловича - депутата Верховного Совета Крыма;

Быстрова Михаила Григорьевича - председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по охране здоровья и санаторно-курортному лечению;

Грудиной Натальи Александровны - заместителя председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма мандатной, по депутатской этике и организации работы Верховного Совета;

Жукова Владимира Александровича - председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по средствам массовой информации и связям с общественностью;

Коваленко Лидии Николаевны - депутата Верховного Совета Крыма;

Колодкина Владимира Ивановича - депутата Верховного Совета Крыма;

Красновской Натальи Викторовны - депутата Верховного Совета Крыма;

Круглова Александра Георгиевича - депутата Верховного Совета Крыма;

Лоевского Александра Владимировича - заместителя председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по средствам массовой информации и связям с общественностью;

Межака Виктора Петровича - депутата Верховного Совета Крыма;

Мельника Евгения Петровича - заместителя председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по военным вопросам, безопасности и защите прав военнослужащих;

Мельникова Алексея Алексеевича - заместителя председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по государственному строительству, законодательству, законности и правопорядку;

Мордашова Вадима Константиновича - депутата Верховного Совета Крыма;

Морозова Александра Евген ьевича - депутата Верховного Совета Крыма;

Николаева Виктора Георгиевича - депутата Верховного Совета Крыма;

Решетникова Геннадия Николаевича - председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по социальным вопросам;

Рудакова Виталия Степановича - председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по государственному строительству, законодательству, законности и правопорядку;

Рябчиковой Татьяны Ивановны - депутата Верховного Совета Крыма;

Снегирева Федора Федоровича - депутата Верховного Совета Крыма;

Ставицкого Андрея Анатольевича - заместителя председателя Постоянной комиссии Верховного Совета Крыма по образованию, науке, культуре, делам молодежи и спорту;

Трошина Владимира Сергеевича - депутата Верховного Совета Крыма;

Хомякова Владимира Михайловича - депутата Верховного Совета Крыма.

2. Для обеспечения строгого выполнения на территории республики Закона Крымской АССР "О референдуме" членам депутатской комиссии Верховного Совета Крыма принимать активное участие во всех мероприятиях по организации, подготовке и проведению общекрымского референдума, проводимых соответствующими комиссиями по референдуму.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 4 мая 1995 года, № 431-1
www.normdoc.crimea-portal.gov.ua/view.php?q=5128



Постановление Верховного Совета Крыма
от 17.05.1995 № 436-1

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ И ТЕКСТА БЮЛЛЕТЕНЕЙ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА ОБЩЕКРЫМСКОМ РЕФЕРЕНДУМЕ 25 ИЮНЯ 1995 ГОДА

Руководствуясь статьей 35 Закона Крымской АССР "О референдуме",

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Утвердить форму и текст бюллетеня для голосования на общекрымском референдуме 25 июня 1995 года согласно Приложению 1.

2. Утвердить форму и текст бюллетеня для голосования на общекрымском консультативном референдуме 25 июня 1995 года согласно Приложению 2.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 17 мая 1995 года, № 436-1

Приложение 1
к Постановлению Верховного Совета Крыма от 17.05.1995 года №436-1

ОБРАЗЕЦ


БЮЛЛЕТЕНЬ
для голосования на общекрымском референдуме

25 июня 1995 года

Оставьте тот вариант ответа, за который Вы голосуете.

Утверждаете ли Вы Конституцию Республики Крым, отмененную Верховным Советом Украины в одностороннем порядке 17 марта 1995 года?

ДА, НЕТ

Бюллетень, в котором оставлены невычеркнутыми оба варианта ответа, признается недействительным.

Бюллетень изготавливается размером 210х150 мм на бумаге белого цвета.

№ 436-1


Приложение 2
к Постановлению Верховного Совета Крыма от 17.05.1995 года №436-1

ОБРАЗЕЦ


БЮЛЛЕТЕНЬ
для голосования на общекрымском консультативном референдуме

25 июня 1995 года

Оставьте тот вариант ответа, за который Вы голосуете.

Вы за создание экономического и политического союза трех государств: Белоруссии, России, Украины?

ДА, НЕТ

Бюллетень, в котором оставлены невычеркнутыми оба варианта ответа, признается недействительным.

Бюллетень изготавливается размером 210 х 150 мм на бумаге зеленого цвета.

№ 436-1


Постановление Верховного Совета Крыма
от 17.05.1995 № 438-1

ОБ ОБРАЗОВАНИИ РАЙОННЫХ, ГОРОДСКИХ, РАЙОННЫХ В ГОРОДАХ, ПОСЕЛКОВЫХ И СЕЛЬСКИХ KOМИССИЙ И УЧАСТКОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕКРЫМСКОГО PEФЕРЕНДУМА

В соответствии со статьями 21-23, 26, 28 Закона Крымской АССР "О референдуме" и в связи с проведением 25 июня 1995 года общекрымского референдума

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Районным, городским, районным в городах, поселковым, сельским Советам народных депутатов или их председателям образовать:

1.1. Избирательные участки для проведения общекрымского референдума на основе избирательных участков по выборам депутатов и председателей районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов.

1.2. Общие комиссии по общекрымскому референдуму и по выборам депутатов и председателей местных Советов народных депутатов.

2. Постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 17 мая 1995 года, № 438-1



Постановление Верховного Совета Крыма
от 24.05.1995 № 448-1

О ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОМИССИИ ПО ОБЩЕКРЫМСКОМУ РЕФЕРЕНДУМУ

В связи с проведением 25 июня 1995 года общекрымского референдума одновременно с выборами депутатов и председателей местных Советов в республике, руководствуясь статьями 23 и 24 Закона Республики Крым "О референдуме",

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Образовать Центральную комиссию по общекрымскому референдуму в составе:

Алсуфьева Виктора Владимировича - председателя комиссии;

Сахарова Юрия Ивановича - заместителя председателя комиссии;

Алябышева Михаила Степановича - секретаря комиссии.

Членов комиссии:

Беннер Валентины Игнатьевны,

Воробьева Сергея Викторовича,

Воробьева Алексея Алексеевича,

Градировской Зинаиды Алексеевны,

Журавлевой Марины Романовны,

Жиленко Светланы Федоровны,

Касаева Ридвана Диляверовича,

Куреды Видена Климентьевича,

Кучериной Елены Федоровны,

Кулиша Михаила Юрьевича,

Лысенко Владимира Александровича,

Моисеенко Анатолия Сергеевича,

Никифорова Геннадия Степановича,

Пителяка Василия Васильевича,

Ульянова Валентина Федоровича,

Харабуги Виктора Васильевича,

Хрусталева Юрия Ивановича,

Шевцова Александра Александровича,

Чабалы Людмилы Владимировны.

2. Постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 24 мая 1995 года, № 448-1

www.normdoc.crimea-portal.gov.ua/view.php?q=5114



Постановление Верховного Совета Крыма
от 31.05.1995 № 452-1

О Постановлении Верховного Совета Украины
«О политико-правовой ситуации в Автономной Республике Крым»

Постановлением Верховного Совета Украины от 25 мая 1995 года №179/95-ВС «О политико-правовой ситуации в Автономной Республике Крым» Верховному Совету Крыма предложено отменить постановление о проведении референдума и создать проект Конституции на базе Закона Украины от 30 июня 1992 года "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым" (редакция Закона Украины от 29 апреля 1992 года "О статусе Автономной Республики Крым").

Данные предложения соответствуют рекомендациям ОБСЕ, являются гарантией их выполнения, свидетельствуют о новом подходе Верховного Совета Украины к решению крымских проблем и фактически устраняют саму причину проведения референдума.

Верховный Совет Крыма постановляет:

1. Согласиться с предложением Верховного Совета Украины об отмене решения о проведении референдума по утверждению Конституции Республики Крым.

Признать утратившими силу пункты 1, 2, 3 Постановления Верховного Совета Крыма от 25 апреля 1995 года N 423-I "О проведении общекрымского референдума".

2. Комиссии Верховного Совета Крыма по работе над Конституцией Республики Крым продолжить разработку Конституции на базе Закона Украины от 30 июня 1992 года "О разграничении полномочий между органами государственной власти Украины и Республики Крым" (редакция Закона Украины от 29 апреля 1992 года "О статусе Автономной Республики Крым") и включить нормы этого Закона отдельной главой в проект Конституции Республики Крым.

3. Обратиться в Верховный Совет Украины с предложением о создании полномочного межпарламентского органа по урегулированию разногласий в вопросах законодательства.

4. Постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 31 мая 1995 г. N 452-I



Постановление Верховного Совета Крыма
от 15.06.1995 № 468-1

О КОНСУЛЬТАТИВНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ 25 ИЮНЯ 1995 ГОДА

Учитывая мораторий, наложенный Верховным Советом Украины на проведение опросов и консультативных референдумов на территории Украины до конца 1995 года, продолжая последовательную политику, направленную на стабилизацию взаимоотношений между Верховным Советом Украины и Верховным Советом Крыма,

Верховный Совет Крыма постановляет:

Постановление Верховного Совета Крыма от 25 апреля 199 5 года № 424-1 "О консультативном референдуме 25 июня 1995 года и законодательной инициативе Верховного Совета Крыма в Верховный Совет Украины" считать утратившим силу в связи с неподтверждением его Верховным Советом Крыма 15 июня 1995 года.

Председатель Верховного Совета Крыма С.ЦЕКОВ
г.Симферополь, 15 июня 1995 года, № 468-1



Постановление Верховного Совета Крыма

О КОМИССИЯХ, ДЕЛЕГАЦИЯХ, ГРУППАХ,
СОЗДАННЫХ ВЕРХОВНЫМ СОВЕТОМ КРЫМА

В связи с образованием нового состава Президиума Верховного Совета Крыма, изменением политической ситуации

Верховный Совет Крыма постановляет:

Признать утратившими силу следующие постановления Верховного Совета Крыма о создании комиссий, делегаций, групп Верховного Совета Крыма:

от 20 мая 1994 года № 33-1 "О делегации Верховного Совета Крыма" (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., № 2, ст.74);

от 26 мая 1994 года № 42-1 "О рабочей группе Верховного Совета Крыма" (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., № 2, ст.83);

от 7 июня 1994 года № 59-1 "Об образовании временной депутатской комиссии Верховного Совета Крыма по проверке использования объектов государственной собственности, находящихся в ведении Фонда государственного имущества Крыма и Управления делами Верховного Совета Крыма" (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., № 2, ст.97);

от 14 июня 1994 года № 65-1 "Об образовании рабочей группы Верховного Совета Крыма для участия в совместной работе с представителями Верховного Совета Украины и ее полномочиях" (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., № 2, ст.98);

от 21 июля 1994 года № 111-1 "О делегации Верховного Совета Крыма" (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., № 3, ст.152);

от 13 сентября 1994 года № 177-1 "О создании комиссии Верховного Совета Крыма по расследованию антиконституционных действий, произошедших в Республике Крым с 11 по 13 сентября 1994 года" (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., № 3, ст.180);

от 30 сентября 1994 года № 199-1 "Об организации работы Верховного Совета Крыма в связи с Постановлением Верховного Совета Украины от 22 сентября 1994 года "О политико-правовой ситуации в Автономной Республике Крым" (Ведомости Верховного Совета Крыма, 1994 г., № 4, ст.226);

от 15 марта 1995 года № 379-1 "О создании временной депутатской комиссии Верховного Совета Крыма для подготовки отчета Правительства Крыма" (Собрание законодательства Республики Крым, 1995 г., № 3, ст.190);

от 22 марта 1995 года № 393-1 "О делегации Верховного Совета Крыма для ведения переговоров с Верховным Советом Украины" (Собрание законодательства Республики Крым, 1995 г., № 3, ст.200);

от 4 мая 1995 года № 431-1 "О депутатской комиссии Верховного Совета Крыма по общекрымскому референдуму 25 июня 1995 года" (Собрание законодательства Республики Крым, 1995 г., № 5, ст.381).

Заместитель Председателя Верховного Совета Крыма А.ДАНЕЛЯН
г.Симферополь, 18 октября 1995 года, № 602-1


Источник: Нормативные акты Крыма www.normdoc.crimea-portal.gov.ua/search.php


Назад в раздел "Законы"

Назад на главную > > >


SpyLOG
Free counters!

Используются технологии uCoz