15.04.2010 г. | г.Симферополь |
В ноябре 2008 года Валерий Подъячий обратился в Окружной Административный суд Автономной Республики Крым с иском и просил суд:
1. Признать противоправными действия Верховной Рады Автономной Республики Крым, которая на второй сессии Верховной Рады АРК 21 октября 1998 года приняла Конституцию АРК.
2. Отменить постановление № 239К-2/98 Верховной Рады АРК от 21 октября 1998 года, которым была принята Конституция АРК.
9 апреля 2009 года судья Антон Цыкуренко определением Окружного Административного суда АРК закрыл производство в части двух последних исковых требований, а постановлением отказал в удовлетворении иска по первому требованию. Закрывая производство, Цыкуренко исходил из того, что эти вопросы относятся к юрисдикции Конституционного Суда Украины.
Однако 26 января 2010 года Севастопольский Апелляционный административный суд, рассмотрев апелляцию представителя истца Виталия Курбатова, отменил определение Окружного Административного суда АРК и направил дело для продолжения рассмотрения. Судья Цыкуренко отстранён, продолжение рассмотрения дела было назначено на 9 апреля 2010 года с председательствующей судьёй Алёной Кушновой. Представители ответчика в суд не явились и следующее заседание состоится 13 мая в 16 часов.
Только унитарное устройство государства предусматривает наличие автономии. Крымская автономия – это правовой нонсенс, потому что нигде в мире нет территориальной автономии, автономное образование может быть только национальным и в перспективе крымские татары намерены добиваться именно своей национальной автономии. Поэтому суд должен отменить конституцию АРК, как источник межнациональных конфликтов на полуострове. В своё время под лозунгами «автономизации» некоторые экономические группы пытались установить свой контроль за финансовыми потоками, движением собственности и распределением земли в Крыму.
Кроме того Конституция АРК 1998 года противоречит результатам общекрымского референдума 20 января 1991 года о воссоздании Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора – то есть речь опять идёт не об автономии, а о Крыме как субъекте федерации.
Нынешняя конституция АРК противоречит также духу и букве Европейской хартии о местном самоуправлении, к которой присоединилась и Украина. Этот международный документ требует чёткого разграничения полномочий между государственными и региональными органами власти, а этого как раз и нет в действующей крымской конституции, прежде всего, благодаря пресловутой поправке Зайца, согласно которой Конституция АРК не может противоречить Конституции и законам Украины. Фактически эта норма сводит на нет какие-либо полномочия Крыма.
Если отменить эту конституцию решением суда, то у крымского парламента развязываются руки и он может принять новую редакцию основного закона полуострова или возобновить действие Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года, которая была по сути конституцией субъекта федерации.
Крым при любом из этих вариантов становится полигоном федерализации в масштабах всей Украины.
Принцип федерализма предполагает установление единого государственного порядка с помощью механизма Федеративного договора – соглашения федерации и её субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти. И тогда какая-либо поправка Зайца будет невозможна в принципе!
- |
Нельзя не согласиться с Президентом Республики Крым Юрием Мешковым, отмечавшим в своей диссертации, что «если Конституция Республики Крым 1992 года была приемлемым для обеих сторон (Украины и Крыма) компромиссом, обеспечивающая стабильный процесс самостоятельного экономического развития Крыма, максимально учитывала реалии сложившихся по поводу Крыма отношений между государственными структурами России и Украины, правовыми мерами максимально возможно пыталась смягчить болезненную ситуацию отдалённости от собственного народа и, тем самым, объективно способствовала стабилизации обстановки на Украине в целом, то Конституция Автономной Республики Крым 1998 года – результат воздействия на Крым и отказ от уже найденных прежде решений острейших конфликтов».
Новая власть на Украине в лице Президента Виктора Януковича и Партии регионов всегда жёстко отстаивала идею федерализации, о чём говорит даже само название этой политической силы. Сегодняшней Украине необходимо преодолеть не только острейшие социально-экономические проблемы, но и глубокие культурно-цивилизационные противоречия, а это невозможно сделать в рамках нынешней Конституции государства, которая во многом и способствовала существующему системному кризису в стране. Проведение сильной региональной экономической политики невозможно без федеративного устройства и двухпалатного парламента. Осуществление всего этого предполагает начало конституционного процесса и планомерную политическую реформу.
Изменить Конституцию Украины можно 2/3 голосов от числа депутатов, т.е 300-ми голосами, что сейчас не представляется возможным. Поэтому надо решением суда попытаться начать федерализацию снизу (кстати Ющенко в своё время стал президентом тоже решением суда). У нового Президента Украины Виктора Януковича сейчас далеко не те полномочия, что были у Леонида Кучмы. И он может, используя правовую коллизию и положительное решение суда по отмене Конституции АРК 1998 года, инициировать конституционный процесс. Причём не обязательно его начинать немедленно, можно (при наличии опять же нужного решения суда) вернуться к конституционной реформе в любой удобный с точки зрения политической целесообразности момент. Завершить всё вполне реально принятием новой Конституции Украины на всенародном референдуме.