06.05.2010.
Акция стартовала в 11 часов утра возле представительства украинского президента в Крыму. Участники развернули российские триколоры, символику Российской империи и русских казачьих организаций. Помимо симферопольцев, с требованиями восстановить действие Конституции РК 1992 года к представительству Януковича приехали
Крымчане развернули плакаты «Севастополь – святыня России, потеря его – национальный позор!», «Даешь федерализацию!», «Конституцию Грача – в унитаз истории!», «Севастополь – Крым -Россия!», «Грач – душитель русского языка!». Был также представлен плакат, текст которого накануне предложил использовать президент Крыма Юрий Мешков – «Гарантия защиты наших прав и свобод – Конституция Республики Крым 1992 года».
«Верните Крыму реальную власть и полномочия!», «Крыму – Конституцию 1992 года!», – такими были лозунги феодосийского казачества.
Именно Конституция Республики Крым 1992, подчеркнули выступающие, отвечала интересам всех крымчан, определяла самостоятельную внешнюю и экономическую политику республики, гарантировала подлинные, а не мнимые гражданские права всем ее жителям.
Опасаясь окончательного сближения Крыма с Россией, напомнили они, кучмовский режим пошел на беспрецедентные меры по разгрому крымской государственности в середине девяностых, отменив подлинную крымскую конституцию и институт президентства Республики Крым.
«Вот тогда-то Кучме и пригодился, как в свое время Гитлеру маршал Петен, маститый крымский коллаборационист Леонид Грач, – заявил на митинге лидер КРО «Вера» Святослав Компаниец. – В обмен на приобретение властных полномочий Грач написал конституцию украинской резервации Крым, сведя ее полномочия к опереточным, и впервые четко зафиксировав украинский статус полуострова. Поправка другого украинского государственника, Ивана Зайца, позволившая любому киевскому ведомству отменять даже убогие статьи грачевской «конституции», «гарантирующие» крымчанам некие полуправа, – окончательно превратила детище верного ленинца в рулон туалетной бумаги».
«Простые люди и казаки Юго-восточного Крыма знают точно – нужно возобновлять действие Конституции Крыма 1992 года», – отметил в своем выступлении атаман феодосийского казачества Юрий Миних.
Лидер Народного фронта «Севастополь–Крым–Россия» Валерий Подъячий призвал нового президента Украины дать правовую оценку действиям режима Кучмы, ликвидировавшего в марте 1995 года крымскую государственность и инициировать конституционный процесс на Украине для проведения политической реформы на принципах федерализма и регионализации.
С призывом к борьбе за обеспечение подлинных конституционных прав русских Крыма на митинге выступил член постоянный представитель политсовета партии СПАС Геннадий Сивак. «Слава Богу, что я русский человек!», – с такими словами обратился к пикетчикам старейшина русской общины «Соболь» Виталий Храмов.
Севастопольцы в своих выступлениях также не стеснялись. «Потеря Севастополя – национальная катастрофа для России, сопоставимая с утратой Петербурга и Москвы. Трудно представить себе большее унижение, чем выплату огромных сумм денег за пребывание русского флота в его колыбели, Севастополе. Так что же мы будем праздновать 9 мая, за что воевали наши деды и отцы?», – обратился к присутствующим хорунжий севастопольской казачьей организации «Святая Русь» Даниил Романенко.
Митингующие также отметили, что подписания харьковских соглашений – мало. Избиратели Януковича потребовали от него незамедлительных мер по установлению в государстве языкового равноправия, приданию русскому языку статуса государственного без унизительной оговорки «второго». Обращение к президенту было принято чиновниками представительства.
В заключение митинга его организаторы призвали крымчан сплотиться вокруг боевитых русских организаций, «категорически не посещать проплаченные псевдорусские инсценировки».
- |
06.05.2010 г. | г.Симферополь |
6 мая 1992 года Верховным Советом Крыма с учётом результатов общекрымского референдума 20 января 1991 года и во исполнение Декларации о государственном суверенитете Крыма от 4 сентября 1991 года, в которой провозглашалось стремление Крыма создать правовое демократическое государство в составе Украины, была принята Конституция Республики Крым. Однако в марте 1995 года официальный Киев, представленный режимом тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы, силовым путём в одностороннем порядке отменил Конституцию Республики Крым от 6 мая 1992 года и ликвидировал институт президенства. Был незаконно отстранён от власти всенародно избранный Президент Республики Крым Юрий Александрович Мешков. Этими действиями украинская власть не только проигнорировала волеизъявление жителей полуострова, но и грубо нарушила ряд международных правовых документов, в частности Всеобщую декларацию прав человека 1948 года и Документ Копенгагенского совещания-конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 года.
В настоящий момент никакой реальной государственности у Крыма нет. Конституция АРК 1998 года – это одна сплошная поправка Ивана Зайца, которая привела и без того декоративную крымскую автономию фактически к колониальному статусу. Согласно поправке депутата Зайца «в случае противоречия положений нормативно-правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым и актов Совета Министров Автономной Республики Крым Конституции Украины и законам Украины действуют положения Конституции Украины и законов Украины». Фактически эта поправка сводит на нет какие-либо полномочия автономии, в том числе и экономические, и является по сути дискриминационной. В этой связи хочется напомнить Вам, что ещё в 1995 году Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств Макс ван дер Стул в своём письме Министерству иностранных дел Украины по крымскому вопросу отмечал, что автономные полномочия, однажды данные, затем не могут быть изменены в одностороннем порядке.
Крымская автономия в нынешнем виде – это правовой нонсенс, потому что нигде в мире нет территориальной автономии, автономное образование может быть только национальным и в перспективе крымские татары намерены добиваться именно своей национальной автономии. Таким образом, Конституция АРК 1998 года является потенциальным источником межнациональных конфликтов на полуострове – и это при том, что национальный вопрос в Крыму по-прежнему остаётся одним из наиболее острых! В своё время под лозунгами «автономизации» некоторые экономические группы пытались всего лишь банально установить свой контроль над финансовыми потоками, движением собственности и распределением земли в Крыму.
Кроме того, Конституция АРК 1998 года противоречит результатам общекрымского референдума 20 января 1991 года о воссоздании Крымской АССР как субъекта Союза и участника Союзного договора – то есть речь идёт не об автономии, а о Крыме как субъекте федерации!
Нынешняя конституция АРК не соответствует также духу и букве Европейской хартии о местном самоуправлении, к которой присоединилась и Украина. Этот международный документ требует чёткого разграничения полномочий между государственными и региональными органами власти, а этого как раз и нет в действующей крымской конституции, прежде всего, благодаря всё той же пресловутой поправке Зайца, согласно которой Конституция АРК не может противоречить Конституции Украины и законам Украины.
К тому же автономия является атрибутом унитарного государства, а подавляющее большинство крымчан являются сторонниками федерализации Украины. Если возобновить действие Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года, которая была по сути конституцией субъекта федерации, то Крым может стать полигоном федерализации в масштабах всей Украины.
Принцип федерализма предполагает установление единого государственного порядка с помощью механизма Федеративного Договора – соглашения федерации и её субъектов о разграничении предметов ведения и полномочий органов государственной власти. И тогда какая-либо поправка Зайца будет невозможна в принципе!
Важными нормами Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года являются положения статьи 9-й – «Республика Крым входит в государство Украина и определяет с ней свои отношения на основе договора и соглашений», подтверждённой крымским плебисцитом в марте 1994 года, и статьи 10-й – «Республика Крым самостоятельно вступает в отношения с другими государствами и организациями, осуществляет с ними на основе договоров и соглашений взаимовыгодное сотрудничество в экономике, культуре, здравоохранении, образовании, науке и других сферах». Восстановление этих норм будет способствовать расширению возможностей Крыма в решении собственных региональных проблем и, прежде всего, экономических, поскольку даст местным органам власти правовую и финансовую возможность осуществлять оперативное управление Крымом.
Возобновление действия Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года снимет противоречия в политико-правовой идентификации полуострова в рамках конституционного поля Украины и будет иметь широкую поддержку у местного населения. При этом произойдёт возврат к реальным принципам демократии, что позволит Украине повысить свой авторитет на международной арене и покажет образец цивилизованного пути разрешения межрегиональных противоречий.
Нельзя не согласиться с Президентом Республики Крым Юрием Мешковым, отмечавшим в своей диссертации, что «если Конституция Республики Крым 1992 года была приемлемым для обеих сторон (Украины и Крыма) компромиссом, обеспечивала стабильный процесс самостоятельного экономического развития Крыма, максимально учитывала реалии сложившихся по поводу Крыма отношений между государственными структурами России и Украины, правовыми мерами максимально возможно пыталась смягчить болезненную ситуацию отдалённости от собственного народа и, тем самым, объективно способствовала стабилизации обстановки на Украине в целом, то Конституция Автономной Республики Крым 1998 года – результат воздействия на Крым и отказ от уже найденных прежде решений острейших конфликтов».
Сегодняшней Украине необходимо преодолеть не только серьёзные социально-экономические проблемы, но и глубокие культурно-цивилизационные противоречия, а это нельзя сделать в рамках нынешней Конституции государства, которая во многом и способствовала существующему системному кризису в стране. Проведение сильной региональной экономической политики невозможно без федеративного устройства и двухпалатного парламента.
«Практика показала, что существующая унитарная модель территориальной организации государства не соответствует современным задачам. Сколько бы мы ни говорили о стремлении стать в один ряд с развитыми странами Европы, если не будем ничего менять, то вряд ли достигнем положительных сдвигов. Именно поэтому президент поставил перед нами стратегическую задачу по децентрализации власти» – заявил в своём недавнем интервью еженедельнику «2000» вице-премьер по вопросам региональной политики Виктор Тихонов.
В связи с вышеизложенным, призываем Вас, Виктор Фёдорович, дать правовую оценку действиям режима Кучмы, ликвидировавшего в марте 1995 года крымскую государственность, а также инициировать конституционный процесс на Украине для проведения политической реформы на принципах федерализма и регионализации.