В силу исторического казуса в 1954 году Крым из русского стал украинским. Видный политик Крыма Багров Николай Васильевич, возглавлявший с 1990 года Крымский областной Совет, безусловно, предвидел распад Советского Союза. Для многих крымчан общекрымский референдум, состоявшийся 20 января 1991 года с формулировкой “Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника союзного договора” мало о чем говорил. Но киевские власти были встревожены. После проведения референдума украинский парламент без явного энтузиазма решал вопрос по воссозданию Республики. И только благодаря политической опытности Н.Багрова удалось убедить украинское руководство в том, что волю народа Крыма необходимо уважать. Однако Верховный Совет Украины 12 февраля 1991 года принимает Постановление “О воссоздании Крымской АССР в составе УССР”, то есть, не в соответствии с формулировкой референдума. В дальнейшем, особенно после развала единого государства, со стороны Украины стали все сильнее проявляться тенденции к ограничению полномочий Республики Крым. Одновременно, видя явные тенденции к отрыву Украины от СССР и позже от СНГ, большинство крымчан на себе прочувствовало, что сохранить нормальный уровень жизни в Крыму и право на русский язык возможно, только укрепив государственность Крыма, наладив самостоятельно связи с Россией, а для этого необходимо иметь достаточные полномочия своей Республики. Необходимость существования Республики была очевидна крымчанам еще и потому, что грубые действия украинских националистов приводили не только к обнищанию населения всей Украины, но и навязыванию украинского языка в ущерб привычному русскому языку. Руководство Крыма это понимало. Вполне естественным был в 1992 году проведён сбор подписей за проведение общекрымского референдума по статусу Крыма. Республиканское Движение Крыма (РДК) в соответствии с Законом организовало собор 246 тыс. подписей под требованием проведения общекрымского референдума с формулировкой: «Вы за независимую республику Крым в Союзе с другими государствами».
4 сентября 1991 г. (после ГКЧП) Верховным Советом Крыма принята Декларация "О Государственном суверенитете Крыма". 5 мая 1992 года Верховным Советом Крыма принято Постановление “Об акте о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым”, в котором провозглашалось создание суверенного государства Республики Крым, предусматривалось заключение двустороннего договора между Республикой Крым и Украиной и строительство отношений с другими государствами в соответствии с международным правом, на началах равноправия и взаимовыгодного сотрудничества. Территория Республики Крым в границах Крымского полуострова признавалась неделимой и неприкосновенной. Акт вступал в силу с момента утверждения его на общекрымском референдуме. В этот же день Верховным Советом Крыма было принято решение о проведении 2 августа 1992 года общекрымского референдума с формулировками: “Вы за независимую Республику Крым в союзе с другими государствами?” и “Вы утверждаете Акт о провозглашении государственной самостоятельности Республики Крым?”.
6 мая 1992 года Верховным Советом Крыма принята Конституция Республики Крым, по сути являющаяся конституцией самостоятельного государства.
По результатам проведение этого референдума руководство Украины могло оказаться перед фактом признания независимости Республики Крым. Могла возникнуть ситуация аналогичная после подписания в Кючук-Кайнарджи 10 июля 1774 г. мирного договора, по которому Турция признала независимость Крымского ханства. А спустя неполных девять лет, большинство крымских беев от имени всей татарской знати обратились к Екатерине Второй с просьбой о принятии в русское подданство и 8 апреля 1783 г. Екатерина Вторая включила Крымское ханство в состав России. Подобным образом и в нынешнюю эпоху снова мог стать Крым русским.
- |
В сложившейся ситуации осуществить задуманное руководству Крыма было не суждено. Под давлением из Киева на проведение референдума по статусу Крыма был наложен мораторий самим же Верховным Советом Крыма и утверждена Конституция Крыма в новой редакции. Трудно представить какими аргументами в Киеве воздействовали на Н.Багрова, но он вынужден был отступить. Отступить для Н.Багрова не означало сдаться. Неустанно велась работа по повышению статуса Крыма. Верховный Совет Крыма принял закон о крымских партиях. В Крыму создавалось свое политическое пространство. Были приняты законы “О выборах Президента Республики Крым” и “О Выборах Верховного Совета Крыма”. Ситуация в Крыму подогревалась еще и тем, что после наложения моратория на проведение общекрымского референдума по статусу Крыма Республиканское движение Крыма (РДК) начало сбор подписей за проведение референдума по отставке Верховного Совета Крыма, возглавляемого Н.Багровым. Но Верховным Советом Крыма добровольно было принято решение о проведении досрочных выборов Верховного Совета Крыма и назначена дата выборов Президента Крыма на январь 1994 года.
Обстановка складывалась так, что вероятность избрания Президентом Крыма Н.Багрова была неоспорима: он был большим авторитетом не только в Крыму, но и за его пределами, пользовался доверием у руководителей всех рангов. К тому же и реальных соперников на предстоящих выборах не просматривалось. Полномочия Президента Крыма позволили бы ему не только провести референдум по статусу Крыма, но и возвысить авторитет Республики Крым.
Но будущая самостоятельность Крыма оказалась в руках случая. Идею, над которой работал Н.Багров перехватил Ю.Мешков, прикрываясь блоком “Россия” (слово “Россия” было близко сердцу каждого крымчанина), и победил Н.Багрова на выборах первого Президента Республики Крым.
Не менее убедительной была и победа избирательного блока “Россия” на выборах в Верховный Совет Крыма. Председателем Верховного Совета Крыма стал С.Цеков (с подачи Ю.Мешкова), лидер парламентского большинства блока “Россия”.
Народ Крыма, казалось бы, получил реальную надежду на улучшение ситуации, а политики на Украине увидели, что теперь самостоятельность Крыма и сближение с Россией неизбежны. Но ни Ю.Мешков, ни С.Цеков оказались случайными в политике людьми. Они и не представляли, что и как делать, ибо пришли к власти “на дармовщину”, не прилагая к этому почти ни каких усилий. Ни у одного, ни у другого не было политического опыта, а себя они окружили случайными людьми, некомпетентными советниками и помощниками, которые, появившись в окружении обоих “лидеров” Блока “Россия” лишь после прихода их к власти, сумели умело льстить и быстро втереться в доверие последним. При этом оба “лидера”, возомнив себя наполеонами, “предусмотрительно” избавились от близких и опытных соратников приведших их к власти.
Заняв высшие должности Республики Крым, Ю.Мешков и С.Цеков забыли о главном пункте предвыборных обещаний — о снятии моратория на проведение референдума по статусу Крыма. Амбиции во взаимоотношениях обоих руководителей Крыма перешли все границы. Верховный Совет Крыма, возглавляемый С.Цеквым, существенно “урезал” полномочия Президента Республики Крым Ю.Мешкова. Но С.Цеков на этом не остановился: в отставку было отправлено Правительство Крыма, возглавляемое Е.Сабуровым со своей “московской командой”, которое, к слову, утверждалось еще Верховным Советом Н.Багрова. Новое Правительство Крыма по предложению С.Цекова возглавил А.Франчук, сват (в то время) Президента Украины Л.Кучмы. Со стороны С.Цекова это — уже не “отсутствие политического опыта или некомпетентность”, это — предательство настоящее интересов Республики Крым и обман надежд народа Крыма.
Республика Крым и Президент Крыма Ю.А.Мешков > > >