Генпрокуратура России признала
передачу Крымской области УССР незаконной

18 мая 2015 г.
Генпрокуратура России признала передачу Крымской области в состав УССР в 1954 году незаконной.

Об этом сказано в ответе надзорного ведомства в ответ на обращение депутата Госдумы Сергея Миронова, который попросил предоставить правовой анализ исключения Крыма из состава РСФСР.

Суть ответа:

В соответствии с действовавшими тогда законами Президиум Верховного совета РСФСР не имел права изменять территорию республики. Такой вопрос не мог быть решен без участия Верховного Совета РСФСР как высшего органа государственной власти союзной республики. Не имел полномочий изменять границы между союзными республиками и Президиум Верховного Совета СССР. Соответственно, принятые в 1954 г. решения Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, не соответствовали ни Конституции РСФСР, ни Конституции СССР.



Что касается Севастополя, то в силу его особого административного статуса город остался под юрисдикцией РСФСР, несмотря на передачу в 1954 г. Крымской области в состав Украинской ССР. Это подтвердил своим постановлением «О статусе города Севастополя» от 9 июля 1993 года Верховный Совет Российской Федерации», — прокомментировал Миронов.

ДОКУМЕНТ:



www.politnavigator.net/genprokuratura-rossii-priznala-peredachu-krymskojj-oblasti-ussr-nezakonnojj.html, http://mironov.ru/main/news/13939

Текст документа см. тут . . .


.

Генеральная прокуратура России подтвердила, что передача Украине Крымской области в 1954 году произошла с нарушением советских законов. Об этом говорится в ответе на запрос лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова.

В частности, прокуратура установила, что президиум Верховного совета РСФСР не имел права самовольно менять границы государства, передавая союзной республике часть территории. Подобные вопросы должны были рассматриваться совместно с членами Верховного совета.

«Таком образом, принятые в 1954 году решения президиумов верховных советов РСФСР и СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, не соответствовали ни Конституции РСФСР, ни Конституции СССР», — говорится в заключении.

Кроме того, прокуратура установила, что город Севастополь, согласно советскому праву, оставался под юрисдикцией Москвы, несмотря на передачу Крыма, что было подтверждено Верховным советом в 1993 году.

Отметим, что ранее Общественная палата Российской Федерации призвала "закрепить федеральным законом политико-правовую оценку незаконных решений 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР и их последствий, как правовой прецедент, исключающий в будущем возможность использования этой территории страны в качестве «разменной монеты» в межгосударственных отношениях".

В Общественной палате подчеркнули, что "очевидно доминирование политической составляющей в решениях по Крыму, принятых 60 лет назад: инициатором передачи территории выступил не высший орган власти РСФСР, а Президиум ЦК КПСС (протокол 49 от 25 января 1954 года). Барский подарок Украинской ССР стал миной замедленного действия, которая после распада СССР осложнила и драматизировала отношения Российской Федерации с независимой Украиной, сделала их заложником 2-х миллионное население Республики Крым."


-

При это общественники призвали власти России обратить внимание на то, что "во времена единого государства СССР крымчане не ощущали свою отчуждённость от России, поскольку в единой стране употреблялся общий русский государственный язык, проявлялось уважение к российской истории и русской культуре, а союзное и республиканское руководство преследовало проявления воинствующего украинского национализма. Однако с провозглашением в 1991 году независимости Украины, ситуация в корне изменилась: на государственном уровне была принята и начала реализовываться программа насильственной дерусификации, а с 2004-го года, - после "первого майдана" и прихода к власти радикал-националистического режима Виктора Ющенко - стали открыто поднимать голову местечковый шовинизм, неонацизм, апологетики бандеровщины" при этом "попытки различных политических и общественных сил в Крыму и Севастополе противодействовать дерусификации Крыма целенаправленно подавлялись.

Решением Верховной Рады Украины в 1995 году была на несколько лет отменена Конституция Республики Крым, снят с должности и подвергнут уголовному преследованию избранный населением Президент Республики Крым Юрий Мешков.

Десятки пророссийски настроенных крымчан за призывы восстановить историческую справедливость были репрессированы с формулировкой «за посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины». Была подвергнута преследованию общественная организация «Российская община Севастополя», ее газету неоднократно пытались закрыть, обвиняя в пророссийской направленности. Преследовались по уголовному делу о «сепаратизме» активисты Народного фронта «Севастополь-Крым-Россия»".

"После распада СССР в Российской Федерации предпринимали попытки поднять вопрос о возврате Крыма и Севастополя, нелегитимно находившихся в составе Украины. 21 мая 1992 года Верховный Совет РФ принял Постановление «О правовой оценке решений высших органов государственной власти РСФСР по изменению статуса Крыма, принятых в 1954 году». Эти решения, как принятые с нарушением Конституции (Основного Закона) РСФСР и законодательной процедуры, были признаны не имевшим юридической силы с момента принятия. Депутаты предложили урегулировать вопрос о Крыме на основе волеизъявления его населения. 9 июля 1993 года Верховный Совет РФ принял Постановление "О статусе города Севастополя". Этим правовым актом был подтверждён российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года. Однако, вопреки принятым решениям Верховного Совета РФ, ситуация не была переведена в правовое русло, став жертвой конфликта между законодательной властью и Президентом Российской Федерации Б.Ельциным. Трагические события февраля 2014 года на Украине, вооруженный государственный переворот и приход к власти открытых врагов России и русского народа, окончательно разрушили общее политико-правовое пространство Украины и Крыма" - также отмечается в обращении Общественной палаты.

"Важен вопрос ответственности России по договорам, касающимся суверенитета и территориальной целостности Украины: нарушил ли акт воссоединения Крыма с Россией обязательства РФ по часто упоминаемому в этой связи Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной, ратифицированному в 1999 году? Нет. И не только потому, что Договором подтверждается территория, на которую есть юридические основания сторон, а суверенитет России на Крым и Севастополь, как следует из материалов, законным образом не передавался. Согласие России в 1999 году не поднимать в Договоре вопрос о Крыме было взаимосвязано с обязательствами дружбы, сотрудничества и партнёрства Украины с Россией, её внеблокового статуса, которые были грубо нарушены в результате переворота в 2014 году" - отмечается в документе Общественной палаты.

"Решение Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 февраля 1954 года и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР», являются неконституционными, игнорирующими волю народа РСФСР. Акты 1954 года о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР были приняты президиумами РСФСР и СССР - органами государственной власти, неправомочными решать вопросы, отнесённые Конституциями РСФСР и СССР к ведению Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета СССР. Лишь 2 июня 1954 года вопрос о Крыме оказался в повестке сессии Верховного Совета Российской Федерации. Но речь шла уже не о согласии или несогласии РСФСР на изменение статуса Крыма, а о приведении Конституции РСФСР в соответствие с Конституцией Союза ССР, в которой Крым был объявлен частью Украины, во исполнение поспешно и незаконно принятого Закона СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» от 26 апреля 1954 года. Представленные документы доказывают несоответствие решений 1954 года нормам и принципам международного права, требующего в целях стабильности международных отношений осуществлять передачу государственного суверенитета на территорию только через заключение двустороннего договора, на основе волеизъявления населения территории (референдума)" - подчеркнули в Общественной палате незаконность передачи Крыма из РСФСР в состав УССР.

"Ближайшим правовым источником, определяющим передачу государственного суверенитета на территорию Крыма в соответствии с международными нормами, является Кючук-Кайнарджийский договор 1774 года, который стал результатом русско-турецкой войны 1768–1774 годов и заложил основу последующего вхождения Крыма в состав России. В соответствии с этим договором Крымское ханство приобрело независимость от Турции. Окончательное признание Турцией принадлежности Крыма России произошло в результате заключения в 1791 году Ясского мира, завершившего русско-турецкую войну 1787–1791 годов" - напомнили общественники.

"Вышеперечисленные аргументы, дают основания считать, что решениями 1954 года суверенитет на Крымскую области не передавался, даже несмотря на её зачисление в Конституцию УССР. Всеобъемлющей силой КПСС была создана политическая реальность, в рамках которой Крым оказался в составе Украины де-факто. Присвоение Украиной города Севастополя - ещё более вопиющий факт. Город-герой Севастополь – главная база Черноморского флота, в 1948 году Указом Президиума РСФСР был выделен из Крымской области в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесён к категории городов республиканского подчинения. Не существует документов о передаче Украине суверенитета над городом Севастополем, как в советский период, так и после распада СССР. Февральский государственный переворот 2014 года в Киеве полностью разрушил политическую реальность, удерживавшую Крым и Севастополь в составе Украины. Всё произошло неожиданно, в связи с нависшей над жителями Крыма смертельной опасностью после прихода к власти в Киеве антирусских и пронацистских сил. Удерживающие политические скрепы были окончательно разрушены, а правовых оснований, как выше отмечалось, для дальнейшего нахождения в составе Украины не было изначально. Спустя 60 лет жители полуострова прямым волеизъявлением выразили свое желание вернуться в состав России и воссоединились с Родиной" - резюмировали члены Общественной палаты в своем обращении к руководству Российской Федерации.

Решение Генпрокуратуры России стало важным откликом властей России на эту инициативу и многочисленные обращения политиков и общественности страны.

www.novoross.info/general/32136-genprokuratura-rossii-podtverdila-nezakonnost-peredachi-hruschevym-kryma-ukraine.html 


Тест документа

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО от 18 мая 2015 года № отв-22-4199-15

Депутату Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
Миронову С. М.

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрено Ваше обращение по вопросу правового анализа принятых в 1954 г. решений о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР и изменении границ бывших союзных республик.

В соответствии со статьей 14 Конституции (Основного закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, утвержденной Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21.01.1937, в состав РСФСР входила Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.

В Конституции (Основном законе) Союза Советских Социалистических Республик, утвержденной Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936, Крымская АССР впервые указана в качестве автономной советской социалистической республики в составе РСФСР в связи с принятием Закона СССР от 15.01.1938 «Об изменении и дополнении статей 22, 23, 26, 28, 29, 49, 70, 77, 78 и 83 Конституции (Основного закона) СССР»[1].

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30.06.1945 «О преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР» утверждено представление Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР.

Законом СССР от 25.02.1947 «Об изменении и дополнении текста Конституции (Основного закона) СССР» статья 22 была изложена в новой редакции, где в состав РСФСР входила уже Крымская область.

Необходимо отметить, что ни Конституция РСФСР, ни Конституция СССР не предусматривала полномочий Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР по рассмотрению вопросов об изменении конституционно-правового статуса автономных советских социалистических республик, входящих в состав союзных республик.

Затем в 1954 году последовали постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР», Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» и Закон СССР от 26.04.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР».

В соответствии с положениями статьи 33 Конституции (Основного закона) РСФСР в редакции, действовавшей на момент принятия указанного решения, Президиум Верховного Совета РСФСР не был наделен полномочиями по рассмотрению вопросов о передаче входящих в состав РСФСР административно-территориальных образований другим союзным республикам и, соответственно, изменении территориального состава союзной республики. Согласно статьям 16, 19, 22 и 23 Конституции (Основного закона) РСФСР территория РСФСР не могла быть изменяема без согласия РСФСР в лице его высшего органа государственной власти — Верховного Совета РСФСР.

Конституция (Основной закон) СССР (п. «д» ст. 14) вопросы утверждения изменений границ между союзными республиками относила к ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления и не предусматривала полномочия Президиума Верховного Совета СССР по вопросу об изменении территорий союзных республик (ст. 49).

С учетом изложенного, принятые в 1954 г. решения Президиумов Верховных Советов РСФСР и СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР, не соответствовали Конституции (Основному закону) РСФСР и Конституции (Основному закону) СССР.

В последующем Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 05.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР» как принятое с нарушением Конституции (Основного закона) РСФСР и законодательной процедуры признано не имевшим юридической силы с момента принятия (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 21.05.1992 № 2809-1).

Инициировать рассмотрение в суде общей юрисдикции вопроса о признании недействующим Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19.02.1954 «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» не представляется возможным, поскольку требования фактически сводятся к оспариванию Закона СССР, проверка конституционности которого не относится к компетенции судов общей юрисдикции (определение Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2015 по делу № АКПИ15-242).

Что касается города Севастополя, то Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29.10.1948 № 761/2 город Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр со своим особым бюджетом и отнесен к категории городов республиканского подчинения (то есть РСФСР на момент принятия Указа), финансовые и организационные функции осуществлялись под непосредственным руководством Совета Министров СССР без какого-либо участия Совета Министров УССР (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24.10.1996 № 747-II ГД).

Изучение данного вопроса в Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации показало, что в силу особого административного статуса Севастополь остался под юрисдикцией РСФСР, несмотря на передачу в 1954 г. Крымской области в состав Украинской ССР. В последующем Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 09.07.1993 № 5359-1 «О статусе города Севастополя»подтвержден российский федеральный статус города Севастополя в административно-территориальных границах городского округа по состоянию на декабрь 1991 года.

С уважением,
Заместитель Генерального прокурора  Российской Федерации С.Г.Кехлеров


Назад в раздел "Законы"
Назад на главную > > >


SpyLOG

Используются технологии uCoz